Ближний Восток во времена крестовых походов

Первый крестовый поход феодальных войск начался в августе 1096 г. К Палестине двинулись колонны рыцарей из Нормандии, Лотарингии, Южной Франции и Южной Италии.

15 июля 1099 г. крестоносцы взяли штурмом Иерусалим и устроили резню, сравнимую разве что с персидским нашествием 614 г. Были перебиты не только мусульмане и евреи, но и многие христиане, одетые по-восточному и располагавшие имуществом.

Было учреждено Иерусалимское королевство, на трон которого с титулом «защитника Гроба Господня» взошел герцог Лотарингии Годфруа Бульонский. Он принял обезлюдевший город, куда пришлось привлекать арабов-христиан из Заиорданских территорий.

В результате захвата других городов в Палестине и Сирии образовались другие латинские королевства – княжество Антиохийское, графство Триполи и графство Эдесса [11].

В первое десятилетие крестоносного захвата в Палестине были уничтожены все крупные еврейские общины. Однако маленькие общины, расположенные в сельской местности, преимущественно в Галилее, практически не пострадали. После окончания захвата, когда крестоносцы прочно укрепились в Палестине и наладили стабильные отношения с местными жителями, крупные еврейские общины стали постепенно восстанавливаться. Так например, знаменитый еврейский путешественник Вениамин Тудельский, посетивший Землю Израиля в 1167 г., нашел обновленную общину в Рамле – «триста евреев, а это был очень большой город, и в нем имеется большое еврейское кладбище». Только в Иерусалим крестоносцы не позволили евреям – «врагам Иисуса» – возвратиться, за исключением единичных случаев [6].

В 1187 г. армия Саладина (Салах-ад-дина) из династии Айюбидов захватила город и вернула его в лоно ислама. Церкви стали мечетями, кресты и другие христианские символы исчезли. Евреи получили относительную свободу и право жить в Иерусалиме.

Однако, Саладин был крайним ортодоксом ислама, он возобновил действие многих дискриминационных законов, в том числе различные ставки таможенной пошлины для мусульман и немусульман. Но под давлением европейских купцов, часто посещавших порты его царства, он был вынужден отменить свое решение. Примечательно, что в указе, отменявшем дискриминацию, прямо названы евреи и христиане, как иноземные, так и местные.

Об отсутствии подавляющей дискриминации в экономическом законодательстве ислама можно судить по большому разнообразию профессий и ремесел, практикуемых евреями в мусульманских странах.

Попытка крестоносцев вновь отвоевать Иерусалим у мусульман в 1189-1192 гг. закончилась неудачей. Однако в 1229 году египетский султан Аль-Малик аль-Камиль и император Священной Римской империи Фридрих II заключили соглашение, по которому вся территория Иерусалима была присоединена к государству крестоносцев, но Храмовая гора сохранялась за мусульманами. Сам Фридрих получил титул Иерусалимского короля и был коронован в Церкви Гроба Господня [13].

Когда крестоносцы упрочили свою власть в Палестине, их отношение к местным жителям – мусульманам и евреям – значительно улучшилось, и они почти приравняли их права к правам христиан. Основной причиной этому послужила, разумеется, зависимость крестоносцев от продуктовых и прочих поставок, которые обеспечивали им местные жители – земледельцы и ремесленники.

И поскольку страх перед крестоносцами был почти забыт, возобновились волны алии[7] в Палестину из стран диаспоры [6].

Господству крестоносцев пришел конец в 1244 году, когда десятитысячна конница хорезмийцев, призванная египетским султаном Наджм ад-Дином Айюбом (1240-1249 гг.), захватила город, разграбила его, вырезала христиан и разорила Церковь Гроба Господня. По-видимому, от этих бесчинств пострадали также и евреи [13].