История развития представлений о происхождении человека

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией. Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.

Антропогенез – процесс исторического развития человека. Это отрасль науки о человеке - антропологии, изучающая эволюцию человека.

С древних времен человека интересовал вопрос о его происхождении.

1. Библия отвечает на этот вопрос так: «И сказал бог: «Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему». Основной материал, из которого был вылеплен человек была глина. Из белой глины – белый человек, из красной – красный и коричневый.

2. В древности многие народы верили, что их прародителем были животные, например американские индейцы из племени герокозов считали им болотную черепаху, индейцы Калифорнии – кайотов (степных волков), некоторые племена Восточной Африки – гиену.

3. В античные времена возникла мысль о сходстве человека и обезьяны. Ганнон – мореплаватель из Карфагена считал, что гориллы западноафриканского побережья – люди, покрытые шерстью.

4. Первый, кто объединил в один отряд приматов, человека и обезьяну, отметив у них много общих признаков, был К. Линней (XVIII в.). К. Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве.

5. Ж.- Б. Ламарк (XIX в.) сделал предположение о родстве человека и орангутанга. Он считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Он писал, что «когда-то наиболее развитое «четверорукое» перестало лазить по деревьям и приобрело привычку ходить на двух ногах, спустя несколько поколений новая привычка укрепилась, существа стали двурукими. Вследствие этого изменилась и функция челюстей. Они стали служить для пережевывания пищи. Произошли изменения в строении лица, из-за роста потребностей новая порода совершенствовала свои способности, а когда общество стало многочисленным, возникли речь и сознание. Эти идеи оказали огромное влияние на развитие научной мысли Ч. Дарвина.

6. Еще в начале своей деятельности, в 1837 – 1838 годах, Дарвин отмечал в своей записной книжке: «если дать простор нашим предположениям, то животные – наши братья по болезни, смерти, страданию, голоду, и наши рабы в самой тяжелой работе, товарищи в наших удовольствиях; все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка – нас всех можно слить вместе». Дарвин посвятил вопросу о происхождении человека две работы «Происхождение человека и половой отбор», и «О выражении эмоций у человека и животных». Ч. Дарвин собрал и обобщил огромный материал, накопленный до него наукой, и пришел к выводу, что человек, как и все другие живые существа возник в результате чрезмерно длительного и постепенного развития. Как и во всей живой природе, в этом процессе можно наблюдать изменчивость, наследственность, борьбу за существование, естественный отбор и приспособленность к условиям окружающей среды. Ч. Дарвин считал, что происхождение человека от более низших форм доказывается 1) сходством в строении тела и его функциях у человека и животных; 2) сходством некоторых признаков зародыша человека и его развития с животными; 3) наличие рудиментарных органов у человека, волосяной покров, копчик, грудные железы у мужчин, соединительная перепонка во внутреннем углу глаза).

Ч. Дарвин отмечал, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. Все эти свойства, по мнению Ч. Дарвина, человек приобрел в процессе естественного отбора. Сравнивая умственные способности человека и животных, Ч. Дарвин собрал большое количество фактов, доказывающих, что человека и животных сближают не только некоторые инстинкты, но и зачатки чувствований, любопытство, внимание, память, воображение, подражание. Он высказал предположение, что нашими предками были обезьяны, которые однако не были сходны ни с одной из ныне живущих обезьян. Прародиной человечества Ч. Дарвин считал Африку. Его поддержал Э. Геккель. Он воссоздал родословную млекопитающих. В ней есть генеалогическая линия, идущая от полуобезьян к обезьянам и далее к человеку. Геккель заявил о существовании в родословной человека – обезьяночеловека – питекантропа. Однако:

- Ч. Дарвин превысил роль биологических факторов в процессе эволюции человека и недооценил влияние социального фактора на его развитие.

- В теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного.

- Не смог осветить влияние общественного производства на естественный отбор человека. Он не затронул роли труда в процессе антропогенеза.

- Не смог показать, что на смену биологическим законам с возникновением человека пришли социальные закономерности.

7.Ф. Энгельс отчетливо сформулировал положение о том, что человека из животного мира выделило производство, именно труд коренным образом изменил природу человекоподобных, создал человека разумного. Роль естественного отбора в ходе формирования человека постепенно уменьшилась, главную роль стал играть фактор социальный. Подробно эти вопросы Энгельс рассмотрел в работе: «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней Энгельс убедительно раскрыл картину формирования человека под влиянием труда и наметил определенную последовательность в развитии существенных органов нашего тела:

1). Начальным этапом процесса выделения человека из животного мира Энгельс считает усвоение какой-то необычно развитой породой человекообразных обезьян прямой походки (прямохождение). Этим сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

2). При прямой походке освободилась рука и могла совершенствоваться в ловкости, гибкости и мастерстве. С данного времени началась ее бурная эволюция по пути все большего приспособления к трудовым операциям.

3). Приобретенные человеком навыки и свойства передавались по наследству и закреплялись в последующих поколениях. Таким образом, рука не только орган, но и продукт труда. При этом имеются в виду больше функциональные, чем анатомические изменения органа.

4). Под влиянием развития рук и их деятельности произошли изменения в организме человека. Недоразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, органы рта научились производить членораздельный звук, что привело к появлению звука и развитию речи.

5). Под влиянием труда и языка совершенствуется мозг.

6). Труд расширил кругозор людей, сплачивал их в более тесные коллективы, стало рождаться человеческое общество, резко отличающееся от стада обезьян, в первую очередь трудом и общением.

7). Огромное значение в эволюции человека имели использование огня, приручение животных, постоянное потребление мяса. Употребление этого более питательного продукта по сравнению с растительной пищей способствовало необычному сокращению процессов пищеварения, что позволило увеличить расход энергии на другие жизненно важные функции. Мозг получил больше необходимых для своего развития питательных веществ.

8). Важным следствием трудовой деятельности явилось расширение области проживания человека. Он приспособился жить в разных природных и климатических условиях.

9). С течением времени человек научился изменять природу в своих интересах. Находки ископаемых форм людей, орудий труда и предметов быта подтверждают и допускают выводы Ф. Энгельса.