Лекция 29. Становления аксиологии и её основные программы

 

Рождение аксиологии, как относительно самостоятельной метафизической дисциплины со своим концептуальным аппаратом, проблемным фондом и корпусом классических текстов, происходит относительно поздно: в конце 19 - начале 20 столетия. Глубинной причиной, подтолкнувшей философскую мысль к этому своеобразному “аксиологическому повороту”, стало вступление европейской техногенно-потребительской цивилизации в полосу затяжного общесистемного кризиса, растянувшегося на весь ХХ век и продолжающегося - по мнению многих авторитетных философов и культурологов - вплоть по сию пору. Неслучайно тема “кризиса”, “болезни” и даже “крушения” культуры является, без сомнения, центральной темой философии ХХ века, к которой вновь и вновь обращаются такие разные мыслители как Э. Кассирер и М.Хайдеггер, Й. Хейзинга и Э. Гуссерль, К. Лоренц и И.А. Ильин, Г. Маркузе и Н.А. Бердяев, Э. Фромм и П.А. Флоренский, А. Вебер и П.А. Сорокин. Но какие бы диагнозы этому кризису ни ставились, и какие бы разнообразные рецепты для выхода из него ни предлагались - они всегда, в сущности, отталкивались и отталкиваются от ключевых имен и идей именно этого - рубежного - периода мировой истории. Какие же объективные исторические и идейные вызовы подготовили почву для рождения аксиологии?