Синтетическая аксиологическая концепция Рерихов

 

В ХХ столетии восточный религиозно-философский подход к ценностям, но обогащенный достижениями европейской науки и философии, а также учитывающий достижения отечественной аксиологической традиции, был разработан в рамках учения Живой Этики, связанный с именами Н.К. и Е.И. Рерихов. Ключевой аксиологической идеей Живой Этики является тезис о бесконечности процесса эволюции всех форм в Космосе, в том числе человека и человеческого сообщества. Задачей эволюции человека на Земле является его совершенствование в единстве нравственных, познавательных и художественных способностей. Соответственно и высшей ценностью является то, что “способствует совершенствованию”, а злом то, что это индивидуальное совершенствование задерживает и искажает. Центральный познавательный и нравственный орган, развитие которого должно обеспечить новый этап эволюционного преображения человека, причем преображения не только духовного, но и телесного - это его сердце[969], ответственное за высшую синтетическую способность сознания - чувствознание.

В рамках аксиологии Живой Этики особую роль играют также понятия “Учителя” и “Духовной Иерархии Космоса”, как бы персонифицирующих высоты эволюционного совершенствования, которые может достичь человек своими свободными и сознательными усилиями. На эти высшие ступени космического творчества он может взойти лишь через практическое земное “служение” высшим духовным ценностям, которые должны не только приниматься всем сердцем, но и непосредственно воплощаться в повседневном бытии[970]. Идеи Живой Этики ныне широко распространены у нас в стране и за рубежом. При внимательном и беспристрастном исследовании они обнаруживают большую близость к синтетическим аксиологическим построениями на Западе (М. Шелер, Э.Фромм), а также к отечественной философской мысли (П.А.Флоренский, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский).

Возвращаясь теперь к наследию зрелого Ф.Ницше, становится совершенно понятным и обоснованным его совершенно вроде бы “восточный” пафос - вложить проповедь новых ценностей в уста легендарного восточного пророка Заратустры, как бы эволюционно превзошедшего земной ценностный уровень и сверхчеловечески произносящего свою аксиологическую проповедь уже из-за земных пределов.

Увы, глубинный дух Востока оказался чужд немецкому мыслителю - ярчайшему выразителю ценностей именно западной культуры на трагическом изломе ее исторических эпох. Пророк Заратустра оказался наделенным уж слишком человеческими чертами с несомненными признаками вполне земной гордыни и с явно волюнтаристскими устремлениями, доходящими подчас до “сатанинского” желания вывернуть наизнанку мир человеческих ценностей. Чего только стоит этот знаменитый пассаж из “Так говорил Заратустра”: “Кривым путем приближаются все хорошие вещи к цели своей... Возносите сердца ваши, братья мои, выше, все выше ! и не забывайте также и ног! Возносите также и ноги ваши, вы, хорошие танцоры, а, еще лучше - стойте на голове!”[971]. Дух европейского личностного волевого начала еще более явственно проступит у Ницше в его “Воле к власти”. Однако об этом - чуть позже.