Аксиологический натурализм Э. Геккеля

В это же время, на рубеже ХIХ-ХХ веков, весьма популярной становится натуралистическая трактовка природы ценностей, опирающаяся вовсе не на философские спекуляции Ницше, а на конкретные достижения естественных наук. И развиваются эти идеи первоначально не столько профессиональными философами, сколько философствующими естествоиспытателями и психологами, что, впрочем, и доныне характерно для аксиологического натурализма.

Напомним, что это эпоха триумфального шествия дарвиновской теории эволюции. Вера во всесилие биологических методов объяснения антропологических вопросов зримо проявилась в деятельности неутомимого популяризатора дарвиновского учения Э.Геккеля. “Человек, - не уставал пропагандировать Э.Геккель, - не отличается никаким особым органом мозга, который не был бы присущ человекообразной обезьяне. Все различие между ними количественно, но не качественно”.[1010]

Геккель и его многочисленные единомышленники из числа естествоиспытателей приложили немало сил, пытаясь доказать, что нет таких особенностей в человеческом сознании и поведении, которые нельзя было бы отследить уже на уровне поведения животных, и что в той или иной форме не было бы биологически обусловлено. В частности, это касается не только витальных потребностей (и, соответственно, того, что сам человек считает для себя витально ценным), но его социокультурных и даже духовных запросов.

Последующая натуралистическая аксиология вполне принимает эту исходную редукционистскую установку Э.Геккеля и лишь обосновывает ее по-разному, ссылаясь или на единый генетический аппарат наследственности, или на всеобщие законы адаптивного поведения и выживания, или же просто на универсальные системные законы эволюции.