Психоаналитическая аксиология Юнга

К натуралистическим вариациям аксиологии относится также психоаналитическая трактовка ценностей, связанная с исследованием феномена бессознательного. В большей степени она присуща З. Фрейду, в меньшей степени - К.Г.Юнгу, но везде здесь подчеркивается роль витально-телесных бессознательных структур, определяющих ценностные предпочтения в человеческом поведении. Эти бессознательные импульсы и установки онто- и филогенетически стабильны, и как бы сопротивляются репрессивному влиянию социальных и духовных компонентов ценностного бытия человека.

В целом, натуралистическая парадигма придерживается объективноговзгляда на природу и происхождение человеческих ценностей и часто (правда это могут утверждать и представители иных ценностных парадигм) связана с постулированием ценностей универсального характера - типа абсолютной ценности человеческой жизни и жизни биологических видов (в духе знаменитого швейцеровского принципа “благоговения перед жизнью”); физического и психического здоровья человека; сохранения природной среды обитания[1013] и т.д. К слабостям натуралистической программы следует отнести излишне абстрактную и формальную трактовку сущности ценностей, не учет собственно “человеческого” измерения аксиологической проблематики (в частности, проблемы свободы), а также недооценку культурно-социальной релятивности и исторической динамики в существовании человеческих ценностей.