Социоцентрические аксиологии

Именно недостатки натуралистических подходов становятся “козырными картами” в социоцентрическихаксиологических доктринах. Их генезис можно усмотреть в концепциях софистов, скептиков и стоиков; расцвет отнести к эпохе Нового времени в связи с появлением “теорий общественного договора”, концепций человека “как общественного животного”, “политического существа” и т.д., но, пожалуй, наиболее систематический и последовательный взгляд на ценности, как на сугубо человеческие формы организации и планирования социальной жизни, можно усмотреть в марксизме, причем даже не столько у самого Маркса, сколько у его многочисленных последователей.

Здесь источником всех ценностей, причем не только материальных, но и духовных, признается экономический базис общества, качественно изменяющийся в ходе человеческой истории[1014]. Разные социальные слои, имеющие разное отношение к средствам производства (к главному элементу любого базиса) исповедуют и разные “классовые” (корпоративные) ценности, подчас не имеющие ничего общего между собой и даже враждебные друг другу. Таковы разные ценностные миры рабов и рабовладельцев, феодалов и крестьян, буржуазии и пролетариата - так называемые “антагонистические” ценности.