Самооправдание философии или несколько слов о ее практической пользе

Еще один важный момент относительно понимания специфики философии мы хотели бы специально отметить. Существует расхожее убеждение, что философия – совершенно внеутилитарная область занятий, некая интеллектуальная праздная игра, никак не связанная с практической деятельностью человека. Отсюда делаются выводы о том, что в силу своей непрактичности философия становится излишней, что она ничего не дает человеку, а тем более обществу. Причем критика философии ведется здесь с разных сторон.

Философия всегда подвергалась критике с позиции религии, так как она пыталась «человеческими средствами», то есть посредством разума рассуждать о Боге и даже строить концептуальные схемы его определения и оправдания. С позиции веры - это верх кощунства, когда человек впадает в гордыню, в каком-то смысле ставя себя на один уровень с Богом. Как отмечал К. Ясперс: «Образ мышления, основывающийся на авторитете церкви, отвергал философию потому, что она, с его точки зрения, отдаляет от Бога, соблазняя мирским, вредит душе, обращая ее к ничтожным вещам»[24].

Из известного же марксистского упрека, обращенного к философам, что они лишь объясняют мир, а его необходимо переделывать, возникла форма такого практического использования философии, когда она превратилась в прикладную идеологическую дисциплину[25]. В этом случае философия приобрела специфический «практический» характер обслуживания партийных интересов, который не только искажал ее внутреннюю сущность, но и привел к тяжелым социокультурным последствиям. И дело здесь не в конкретных мыслителях, которые обосновывали данную идею. Очень близкие следствия могли бы последовать, если бы вдруг реализовались, например, идеи Платона о государстве.

В любом случае, как отмечал Ясперс, будь то «притягательная сила потустороннего мира, озаренного явленным Богом, или притязающая на всемогущество власть безбожного посюстороннего мира – и та и другая – хотели бы, чтобы философия прекратила свое существование»[26]. Философия по определению сфера именно духовного освоения бытия, главным инструментом которого выступает Свободный и Творческий Разум. Лиши философию свободы и творчества, и она попросту исчезнет как особая сфера духовной культуры. Неудивительно, что философия как ни какая другая сфера духовного освоения бытия все время должна как бы бороться за собственное существования и оправдываться за свою непрактичность, хотя существует множество иных культурных образований, которым это в вину не ставится, например искусство. Здесь в целом следует отметить, что если бы все в бытии человека мы стали мерить сугубо практическими мерками, тогда в праве на существование надо было бы отказать не только философии и искусству, но также и теоретической науке, которая никогда не развивается, руководствуясь утилитарно-прагматическими запросами. Человек потому и является творческим духовным существом, что способен задумываться о вечных и проблемах и задаваться внеутилитарными целями, что, собственно, и отличает его от животного.

Кроме того необходимо понимать, что философия в определенном смысле может стать и практически полезной. Для иллюстрации, мы вкратце остановимся здесь на одном-единственном примере - на обоснованииуниверсального тезиса, что при всех прочих равных условиях[27] высшее следует всегда предпочесть низшему, а духовные ценности - материальным.Более подробно мы разовьем этот тезис в аксиологическом разделе нашей книги.

Так, духовные ценности бесконечны, материальные конечны. Избрав стезю творчества по законам добра и красоты, человек может воплотить свои идеалы во множестве материальных форм. Попытка же придать конечным материальным потребностям бесконечный характер ведет к духовному оскудению личности, а в итоге – к разрушению тела и психики в погоне за все новыми и новыми чувственно-телесными удовольствиями. Кроме того, удовлетворение духовных потребностей дает более глубокое и устойчивое удовольствие – подлинную духовную радость. Воспоминания об умном и прекрасно сыгранном спектакле могут вдохновлять нас и дарить радость по прошествии многих лет и даже десятилетий. В противовес этому телесное удовольствие быстро проходит, а погоня за все новыми удовольствиями никогда не приводит к полному удовлетворению. Напротив, удовольствия требуются все более изощренные, а удовольствия от них все меньше.

Наличие же высоких духовных целей помогает личности преодолеть неурядицы и не потерять смысла жизни. Собственно смысл жизни таким образом сориентированных людей и заключается не в материальном накоплении, а именно в следовании данным целям. Это процесс бесконечный, но он противоположен «дурной», то есть бессмысленной бесконечности материального накопления. Материальное накопление необходимо связано с фактором перенасыщенности и ограничено опять же материальными барьерами (ограниченность денег, ограниченность жизни, ограниченность пространства и пр.). Следствием этого выступает освобождение пространства для новых материальных ценностей. Новое здесь всегда связано с отбрасыванием старого, причем это отбрасывание часто не имеет никакого целесообразного оправдания. Осознание «отсутствия пространства» для нового этапа материального накопления, невозможность преодолеть материальные ограниченности приводит к обессмысливанию бытия личности, к ее физическому саморазрушению и даже уничтожению. В этом плане наличие высоких духовных целей является даже экзистенциально прагматичным, ибо позволяет успешно преодолевать жизненные драмы, утраты и трудности.

И наконец еще один аспект прикладного значения философии, которое может показаться необычным. Социологические исследования, которые еще в середине 50-х годов прошлого века проводились Гарвардским центром по созидающему альтруизму, возглавлявшемуся отечественным социологом П.А. Сорокиным, дали неожиданный результат. Оказывается, что человек, отдающий приоритет духовным ценностям физически здоровее и живет дольше других людей. На этих удивительных фактах и на их современных эмпирических подтверждениях мы еще подробнее остановимся ниже. Показательно также, что в победившей армии раненые выздоравливают на порядок быстрее, в то время как в армии проигравшей процессы выздоровления протекают на порядок медленнее. Известно также, что люди, привыкшие к напряженному умственному труду, практически никогда не впадают в маразм на старости лет, а сохраняют живость и остроту ума. Кстати, среди профессиональных философов отличная интеллектуальная и физическая формы в 70 и даже 80 лет – явление довольно обычное. Складывается даже впечатление, что ничто так не содействует телесному здоровью и душевной бодрости как ясная и систематическая философская мысль.

Исходя из этих аргументов, можно твердо утверждать: занятия философией практически полезны и целебны со всех точек зрения и в любом возрасте. И хотя всех глубоких мыслей не продумать, а умных книг не перечитать, философия все же помогает обрести книги и мысли, помогающие осмысленно и ответственно пройти свой земной путь. “Если кто из вас захочет посвятить себя философии, - писал великий русский философ В.С. Соловьев, - пусть он служит ей смело и с достоинством, ...пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным”[28].