Праксеологический уровень.

 

Человек осуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески использовать полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако, человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия, в этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако, поскольку философия представляет целостное знание, не все их однозначно можно отнести к какому-то одному уровню, а кроме того имеются как бы “вспомогательные”, но необходимые для философии дисциплины. Кроме онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Некоторые из них были в составе философии всегда, а некоторые сформировались относительно недавно.

Одной из древнейших философских дисциплин была логика, представляя собой учение о последовательном и упорядоченном мышлении. В каком-то смысле это дисциплина вспомогательная и ее предмет на современном этапе значительно отходит от собственно философских проблем. Однако, одновременно, и исторически и реально – это дисциплина философская, и как мы помним у Аристотеля, она даже предшествует решению метафизических проблем, формируя аналитическую культуру мышления, если не сводить ее только к формальной логике. Логика, несмотря на то, что она изучает формы мышления не свободна от метафизических предпосылок. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Формальная классическая логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы[34]. Современная логистика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать больше количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения) пр.

Философская антропология. Ее предметом выступает Человек, стремящийся познать самого себя, свою природу. Попытка выявить общечеловеческое в существовании людей служит самосознанию человека и выяснению его собственного места в мире, отличия его от живой природы. Особое значение приобретает данная дисциплина в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным, и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с целесообразным развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

Этикаисследует систему моральных ценностей, выявляя фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Центральной проблемой здесь выступает обоснование выдвигаемых этических принципов, которые с одной стороны должны быть общезначимыми и верными для представителей разных культур, а с другой стороны всегда являются относительными, обусловливаясь социокультурными и временными обстоятельствами.

Эстетика, предлагающая общие определения прекрасного и исследующую формы его проявления в искусствах и природе, а также его воздействие на воспринимающего. В зависимости от своей направленности она при этом поступает либо чисто функционально-описательно, анализируя эстетические объекты, либо нормативно-дискурсивно, выдвигая некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического ощущения и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако, поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.

Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Традиционно, вслед за Витгенштейном, анализ языка подразделяется на два направления. Первое – языковой анализ, который осуществляется посредством критики языка и использования средств логики и стремится к созданию языка высокой логической точности, соответствующего требованиям точной науки. И второе – “философия естественного языка”, в которой анализируются высказывания обыденного языка с позиции их использования и значения.

Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена как вера, критически анализируются религиозные положения.

Философия права решает проблема обоснования права и правовых отношений. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Как соотносится право с моралью, религией, политикой, экономикой и т.д. Вот круг проблемы данной философской дисциплины.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает построение, функцию и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.

Невиданный научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники.

Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия хозяйства и т.д.

В целом же, процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию развития культуры. Однако на протяжении всего ХХ столетия, особенно начиная с его второй половины, стала отчетливо проявляться и противоположная - синтетическая - тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной метафизической проблематике и фундаментальным ходам философской мысли, выработанным в истории. Неуклонной теоретической реабилитации и проблемной актуализации подвергаются в этой связи имена, которые еще совсем недавно рассматривались господствующей позитивистской[35] и сциентистской[36] философской мыслью как сугубое достояние истории философии. Это касается платонической и религиозной традиций мировой философии, где особое значение и эвристический потенциал обнаруживает нацеленная на универсальный синтез отечественная религиозно-философская мысль, восходящая к идеям ранних славянофилов, В.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского. Впрочем, выводы относительно тенденций эволюции различных разделов философии и анализ их взаимоотношения друг с другом во многом зависят от того, какого философского мировоззрения придерживается сам автор.

Таким образом, метафизика есть по существу фундаментальное основание философии в целом, философии в ее чистом виде и дальнейшая дифференциация философских дисциплин реализуется лишь внутри общего метафизического пространства, ибо в той или иной степени любая конкретная философская дисциплина (от эстетики до философии религии) представляет собой ту или иную конкретизацию общих метафизических ракурсов исследования (онтологического, гносеологического и аксиологического), а также сложившихся в истории философии фундаментальных метафизических (или философско-теоретических) ходов мысли. Об источниках возникновения и закономерностях развития философии вообще и метафизических исследований по преимуществу, - у нас и пойдет разговор в ближайшем разделе лекционного курса.