Лекция 20. Субъект и объект познания. Сущность знания и его атрибутивные характеристики.

 

 

Категории субъекта и объекта являются важнейшими условиями последовательного и рационального осмысления любого вида познавательной деятельности. Аналоги этих категорий можно найти и в китайской, и в индийской философской мысли. При этом жесткое противопоставление того, кто осуществляет познавательный акт (субъект) тому, на что этот познавательный акт направлен (объект или предмет)[658], характерно для европейской рационалистической мысли Нового времени, когда под объектом чаще всего понимается природа, противостоящая человеку, как мыслящему субъекту. Законы природы здесь или же «высвечиваются» извне естественным светом человеческого разума (позиция реализма), или же привносятся внутрь природного хаоса, как он нам дан в многообразии чувственного опыта, конструктивной теоретической мыслью самого человека (позиция трансцендентализма). Для философии ХХ века характерно остро критическое отношение к обеим этим познавательным установкам и, как следствие, общее неприятие классической категориальной пары субъект-объект, как лежащей в основании неадекватного понимания бытия и познания.