Римляне использовали принцип favor testamenti, т. е. предпочитали действовать согласно завещанию, даже если в нём находились некоторые пороки. Так, если в завещании было указано невозможное для исполнения распоряжение, то именно оно считалось «как бы ненаписанным» (pro non scripto habetur), а все остальные распоряжения оставались в силе.
<opentest13< font="">Завещание могло быть признано ничтожным – testamentum nullum, если отсутствовали необходимые реквизиты (подписи свидетелей и т. п.). К ничтожному приравнивалось и поддельное завещание – testamentum falsum. </opentest13<>
Завещание, изначально действительное, утрачивает силу:
· если после его совершения у завещателя родится ребенок, т. к. нельзя было обойти детей молчанием в завещании (testamentum ruptum),
· если завещатель отменил завещание,
· при умалении правоспособности завещателя (capitis deminutio),
· если ни один из наследников по завещанию не примет наследство (testamentum desertum),
· по требованию заинтересованного лица претор мог отменить завещание (testamentum rescissum).
Отменить завещание (revocatio testamentum) мог сам завещатель путем
· составления нового завещания (testamentum posterius),
· срыванием с завещания необходимых печатей, тем самым нарушая необходимое оформление завещания.
При Юстиниане завещание считалось утратившим силу, если по истечении 10 лет не открылось наследство.
В период империи изменения в завещания вносились с помощью составления кодициллов и распоряжений о фидеикомиссах. В само завещание допускалось внесение изменений, которые вносились завещателем при трёх свидетелях.
4. Кодициллы (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Т. V. П. 1. М. 2004. С. 322-333)
<closetest15< font="">Кодициллами (codicilli) римляне называли небольшие навощенные таблички, используемые для записей, в данном случае для дополнения завещания. Со времени Августа кодициллы, как добавочные приписки к завещанию, получили юридическое значение. С помощью кодицилла наследодатель мог истолковать, дополнить или изменить свою волю, выраженную в завещании. Кодициллом нельзя было отменить существующее завещание (Дернбург Г. Пандекты. Т. III. Кн. IV и V. Семейное и наследственное право. СПб. 1911. С. 186-188).</closetest15<>
Кодициллы были двух видов:
· codicilli testamentarii – кодициллы, составленные при наличии завещания. К ним в свою очередь относились:
· codicilli testamento confirmati – кодициллы, упомянутые в завещании, и тем самым связанные с ним как часть завещания. Содержать эти кодициллы могли все те распоряжения, включение которых допускалось в завещание данного вида,
· codicilli testamento non confirmati - кодициллы, не упомянутые в завещании, могли содержать только фидеикомиссы,
· codicilli ad intestato facti – кодициллы, составленные при отсутствии завещания, также могли включать в себя только распоряжения о фидеикомиссах.
До Юстиниана кодициллы могли быть составлены в любой форме. При Юстиниане требовалось присутствие 5 свидетелей и непрерывность совершения кодицилла.
В завещании могла содержаться «кодицилльная оговорка» clausula codicillaris - указание на то, что если завещание по какой-либо причине окажется недействительным, то его следует считать кодициллом. Таким образом, по крайней мере, установленные в завещании фидеикомиссы оставались действительными даже в случае признания завещания в целом недействительным.