Фидеикомисс

1.<closetest24< font="">Фидеикомисс (fideicommissum) – «поручение добросовестности», неформальная просьба или рекомендация – «посмертное поручение» - mandatum post mortem, обращенная к наследнику – фидуциарию (heres fiduciarius), чтобы он наделил имуществом, перешедшим к нему по наследству, третье лицо – фидеикомиссария (fideicommissarius). </closetest24<>

Обратиться с такого рода просьбой можно было к любому лицу, которое приобрело какую-либо выгоду из наследства. Наследодатель мог обратиться к своему должнику с тем, чтобы он вернул долг не наследнику, а указанному им выгодоприобретателю.

С конца I в. до н. э. фидеикомисс получил правовое обеспечение в порядке extra ordinem. Был учрежден специальный пост претора по фидеикомиссам (praetores fideicommissarii). Одаренный получил судебную защиту своего права на наследственное имущество (petitio fideicommissi).

Обратите внимание на то, что

· одарить с помощью фидеикомисса можно было и лицо, не обладающее testamenti factio passiva,

· фидеикомисс не имел каких-либо специальных ограничений по предметам предоставления и кругу выгодоприобретателей. Предмет фидеикомисса могли составлять отдельные вещи или наследство (в целом или в доле),

· форма фидеикомисса была устная или письменная,

· выражения, в которых устанавливался фидеикомисс, не были строго регламентированы.

Значение фидеикомисса заключалось в том, что с помощью этой правовой конструкции римляне сняли практически все формальные ограничения посмертного волеизъявления наследодателя.

Практическим следствием такой свободы стало появление возможности установить фидеикомисс относительно всего наследства - универсальный фидеикомисс (fideicommissum hereditatis, fideicommissaria hereditas D. 36. 1. 1. 2). Посредством его наследодатель мог возложить на наследника (fiduciarius heres) выдачу всего наследства или его доли другому лицу – fideicommissarius (Gai. II. 250). (Институции Гая // Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М. 1997. С. 79-80) С его помощью римляне обходили главный принцип наследственного права: semel heres, semper heres.

2.Постепенно фидеикомисс приблизился к подназначению наследника. Папиниан назвал это явление «фидеикомиссарная субституция» (substitutio fideicommissaria).

Происходило сближение двух различных института наследственного права

· субституции - замещение наследника, на случай его невступления в наследство,

· подназначения наследника лицу, уже вступившему в наследство.

На самого фидеикомиссара можно было возложить передачу отказанной ему вещи другому лицу (Gai. II 271, D. 36. 1. 1. 8, D. 36. 1. 57 (55)) (Институции Гая // Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М. 1997. С. 82-83)

3.Логическим продолжением развития фидеикомиссарной субституции явилось создание семейного фидеикомисса – неотчуждаемого, неделимого и переходящего из поколения в поколение одной семьи имущества в порядке, предусмотренной правом или волею учредителя фидеикомисса (Блюменфельд Г. К истории фамильного фидеикоммисса в римском и византийском праве. СПб. 1912. С. 9).

Обладатель семейного фидеикомисса был обязан оставить его семье. Однако он мог самостоятельно распорядиться им следующим образом:

I. оставить нескольким наследникам в общую или раздельную собственность;

II. определить размер долей наследников по своему усмотрению (D. 30. 114. 15-18, ex disparibus partibus)

III. завещать все одному наследнику (D. 30. 114. 17, verum est enim in familia reliquisse, licet uni reliquisset);

IV. завещать лицам той же степени или разных степеней родства (D. 31. 67. 2, eodem vel dispari gradu), т. е. дальнейшему мимо ближайших, жене помимо когната.

V. всегда мог изменить свое завещание и назначить другого наследника (D. 31. 67 pr.).

Идея фидеикомисса, как неотчуждаемого семейного имущества, наглядно проявилась в завещании Дазумия (около 198 г. н.э.), которым устанавливалось, чтобы имение передавалось вольноотпущенникам завещателя без права дальнейшего отчуждения этого имения. Оно должно находиться в общем пользовании вольноотпущенников и переходить из поколения в поколение. Завещатель назначил специальных кураторов и установил дальнейший порядок их замещения, с тем, чтобы они распределяли доходы от имения между вольноотпущенниками (Блюменфельд Г. К истории фамильного фидеикоммисса в римском и византийском праве. СПб. 1912. С. 11).

Общая тенденция шла к созданию учреждение неограниченного во времени, к созданию постоянного фидеикомисса.

159 новелла Юстиниана 555 года положила конец этой тенденции на основании следующего казуса:

Римский гражданин Гиер (Старший) оставил два посмертных распоряжения: одно в завешании, другое в кодицилле. В завещании, распределив своё недвижимое имущество между сыновьями, Гиер запретил его отчуждать за пределы семьи (a meo nomine et mea familia) и распорядился, чтобы сыновья оставили свои доли своим нисходящим, и, на случай бездетной смерти, пережившим братьям. В кодицилле тот же Гиер распорядился имением «Купария». Он завещал его своему внуку Гиеру младшему, запретив отчуждение как внуку, так и всем его преемникам, чтобы имение всегда оставалось в семье (manere per omnia et perpetuo in mea familia et numquam egredi de meo nomine). На случай бездетной смерти Гиера младшего, Купария должна перейти к его отцу, Константину (старшему) на том же условии (sub eadem condicione non alienari aliquando de mea familia aut de meo nomine). Гиер младший унаследовал впоследствии отцу своему Константину и одно из доставшихся от него имений деда продал. Купарию же и другое имение он завещал своему сыну Константину (младшему), а этот последний, оставив жену, завещал, на случай отсутствия общего ребёнка или смерти последнего в малолетстве, своё имущество матери и жене своей. Родившаяся, было, дочь умерла малолетней, и фидеикомисс перешёл к матери и жене. По поводу переданного им имущества Константина (младшего) и отчуждения дедовского имения Гиероном младшим был возбужден спор со стороны одного из сыновей Гиера старшего (Блюменфельд Г. К истории фамильного фидеикоммисса в римском и византийском праве. СПб. 1912. С. 30-32).

На основании решения этого дела Юстиниан постановил, что постоянный фидеикомисс, несмотря на волю завещателя навсегда сохранить имущество в семье, не может длиться дальше четырёх поколений. В четвёртом поколении приобретенное по семейному фидеикомиссу имущество можно свободно отчуждать.