Вещи телесные и бестелесные

При этом римские юристы назвали вещи в собственном (физическом) смысле слова "телесными вещами", а действия лиц - "бестелесными вещами".

По идее все вещи - бестелесные, поскольку право на вещь сводится к праву требовать от всех третьих лиц воздерживаться от действий, препятствующих субъекту права воздействовать на вещь по своему усмотрению.

Именно поэтому римские юристы относили к бестелесным вещам не только обязательства (которые обязывают к действиям, или наоборот к тому, чтобы воздержаться от действий), но и право пользования чужой телесной вещью (узуфрукт, узус), поскольку, будучи установлено, данное право предполагает обязанность всех третьих лиц включая собственника, воздержаться от действий, препятствующих субъекту данного права.

То есть если собственник говорит "у меня есть вещь", то обладатель права пользования этой вещью говорит "у меня есть право пользования".

По идее право собственности это тоже бестелесная вещь, поскольку право собственности предполагает обязанность всех третьих лиц воздержаться от поведения, мешающего собственнику осуществлять свою власть над вещью. То есть право собственности это власть не над вещью, а над поведением третьих лиц, это гарантируемая правом возможность требовать от них воздержаться от определенных действий.

Таким образом, логически рассуждая, объектом права всегда является поведение людей. Однако, для права собственности объектом считается сама физическая вещь.

Отождествление права собственности с телесной вещью привело к ряду практических последствий.

В частности, для его приобретения нужны физические действия с этой вещью (traditio - передача или occupatio – завладение). Таким образом, простого юридического акта (например, договора) недостаточно, чтобы стать собственником, в то время как иные права приобретаются исключительно юридическими актами. Впрочем, этот принцип уже в римском праве проводился не всегда последовательно.

С другой стороны, признание прав бестелесными вещами позволило римским юристам выработать конструкцию "право на право". Например, в состав наследства входит право истребовать долг, наследник имеет право на наследство, значит, у него есть право на право, поскольку наследство является совокупностью прав и обязанностей умершего, и при этом само является объектом права наследника, который может истребовать наследство одним иском - hereditatis petitio.

Также понятие бестелесных вещей позволило римским юристам разрешить ряд сложных теоретических проблем, создававших трудности для практики. Например, римское право не допускало возможности признать двух разных лиц владельцами одного и того же предмета (при этом прибегали к сравнению: как не можем и ты и я сидеть одновременно на одном месте). Однако, юридически владельцем считался только тот, кто имел намерение владеть вещью как своей. При этом тот, кто владел чужой вещью по договору с собственником (например, арендатор) владельцем не считался. Признавалось, что он всего лишь держит вещь от имени владельца, как его заместитель. Практическим следствием этого было то, что если кто-то мешал держателю пользоваться вещью, он не мог сам обратиться к обладавшему соответствующей юрисдикцией должностному лицу с требованием о защите его владения, а вынужден был просить того, от чьего имени он держал вещь, сделать это.

Такая ситуация была нелепой и порождала неудобства, поэтому некоторым категориям тех, кто владел чужими вещами в качестве их долгосрочного (например, пожизненного) пользователя была дана самостоятельная защита владения. Однако, поскольку признать за ними владения вещью было невозможно (так как невозможно двойное владение), то за ними признали "владение правом" как бестелесной вещью.

В результате им была обеспечена самостоятельная защита владения. Впрочем, римское право выработало и иные основания для предоставления самостоятельной владельческой защиты лицам, владеющим чужими вещами на основании какого-либо права, отличного от права собственности (об этом см. ниже в разделе «Защита владения»).