Римская семья

1. Римская семья (familia) представляла собой совокупность лиц и имуществ, объединенных властью домовладыки – paterfamilias. Под властью домовладыки (patria potestas) в семье были <closetest1< font="">объединены: </closetest1<>

· его жена, дети, невестки, внуки, усыновленные лица,

· рабы, скот,

· неодушевленные предметы – земельные участки, жилой дом, хозяйственные постройки и т. п.

Обратите внимание на то, что наличие подвластных лиц не было обязательным требованием для того, чтобы быть домовладыкой. Обладание властью (dominium, potestas) делало лицо господином (dominus) или «отцом семейства» (paterfamilias). Римляне говорили: «Также отцом семейства называется тот, кто обладает властью в доме, и он правильно так называется, хотя бы он и не имел сына» <closetest2< font="">Отсутствие чужой власти делало лицо домовладыкой.</closetest2<>

Домовладыка считался субъектом всех имущественных прав семьи, и только он один в семье был полностью правоспособным лицом (persona sui juris).

Глава семьи - домовладыка обладал одинаковой абсолютной властью (manus – буквально - «кулак») над всеми членами семьи, над рабами, семейным имуществом. Римляне не делали различия между ними. Виндикационным иском домовладыка мог истребовать и детей, и рабов, и вещи из чужого незаконного владения. На раннем этапе развития римского общества власть домовладыки была безграничной над всеми подвластными лицами.

Постепенно, в ходе исторического развития римской семьи произошло некоторое ограничение власти домовладыки, и римляне стали различать власть домовладыки над:

· женой – супружескую власть (manu mariti),

· детьми – отцовскую власть (patria potestas),

· рабами – хозяйскую власть (dominica potestas).

2.<opentest1< font="">Агнатское (агнатическое) родство(родство юридическое) определялось по власти домовладыки и характеризуется как -</opentest1<>

· юридическое родство, основанное не на родственной, а на правовой связи подчиненных общему домовладыке лиц.

· родство только по мужской линии, т. к. только мужчина мог быть paterfamilias (Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М. 1956. С. 59-60).

Все подвластные домовладыке лица считались родственниками – агнатами (agnati или adgnati). Агнатами могли быть

· кровные родственники (cognati) братья, состоящие под властью своего отца,

· лица, не связанные между собой узами кровного родства, например, жены подвластных сыновей при браке сum manu mariti.

Лицо, которое выходило из-под власти домовладыки переставало быть родственником – агнатом. <closetest3< font="">Когда дочь выходила замуж и переходила в семью мужа, под его власть или под власть его домовладыки, то она становилась агнаткой в семье мужа и переставала быть родственницей – агнаткой своих родных братьев и сестер, своих родителей (матери и отца), становилась для них юридически чужим лицом.</closetest3<>

Невестка же, приходя в дом paterfamilias, становилась агнатической родственницей всех других подвластных ему лиц – сестер, других невесток и т. п.

Значение агнатского родства проявлялось:

· при наследовании – к наследованию призывались только агнаты, даже не связанные кровным родством с наследодателем. Наследовала невестка умершего домовладыки, в то время как его замужняя дочь устранялась от наследования,

· при назначении опекуна, которым должен был быть родственник – агнат.

3.<opentest2< font="">Когнатское родство(родство генетическое) определялось не по власти домовладыки, а по кровному родству. Поэтому выход из-под власти домовладыки не приводил к прекращению родственных связей между кровными родственниками, например, братьями и сестрами.</opentest2<>

Родство определялось по линиям и степеням. (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского / Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. VI. Полутом 1. М. 2005. С. 285-315)

<opentest3< font="">Родство, связанное с происхождением одного лица от другого, называлось родством по прямой линии, которые подразделялись на:</opentest3<>

a. <opentest4< font="">нисходящих родственников по прямой линии, т. е. происходящих от одного лица – сын, внук, правнук,</opentest4<>

b. <opentest5< font="">восходящих родственников по прямой линии, т. е. от которых произошло данное лицо – отец, дед, прадед.</opentest5<>

<opentest6< font="">Родство, связанное с происхождением от общего предка, но не одного лица от другого, называлось родством по боковой линии – братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы.</opentest6<>

Степень родства следует определять числом рождений, которые отделяют одно лицо от другого (Ефимов В. В. Очерк древнеримского родства и наследования. СПб. 1885. С. 5-9):

степени родства По прямой линии (восходящие и нисходящие) по боковой линии
1 степень родства родители и дети,  
2 степень родства Дед, бабка и внуки братья и сестры
3 степень родства прадед, прабабка и правнуки дяди, тети и племянники
4 степень родства прапрадед, прапрабабка и праправнуки двоюродные братья и сестры

4. Римский род (gens)

<closetest4< font="">В римский род объединялись, лица, которые в прошлом имели общего paterfamilias, но за давностью времени уже забыли о нем, однако сохранили память о единстве предков под его властью (Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М. 1948. С. 134-135).</closetest4<>

Члены рода:

· носят общее имя (nomen gentilicum / gentile),

· имеют общий родовой культ (sacra gentilicia),

· могут призываться к наследованию и опеке над членами рода (в случае отсутствия агнатов).

Принадлежность к роду можно было определить по имени римлянина. Личное имя римского гражданина состояло из трех частей – например, Марк Тулий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (Бартошек М. Римское право: (Понятие, термины, определения) / Перевод с чешского. М. 1989. С. 224):

a. собственного имени – Марк (praenomen),

b. родового имени – Тулий, т. е. из рода Тулиев (nomen gentilicum),

c. имя одной из ветвей рода или родовое прозвище – Цицерон (cognomen).

Собственное имя лица менялось, а родовое имя и прозвище оставались неизменными. Гражданин мог получить и другое прозвище, которое дополняло родовое. Например, прозвище «Африканский» добавилось к имени Публий Корнелий Сципион (Publius Cornelius Scipio Africanus).

У римских женщин не было собственного имени. В качестве личного имени женщина получала родовое имя отца – Юлия (из рода Юлиев), Клавдия (из рода Клавдиев) и т. д. Если у отца было две дочери, то добавляли определение «Младшая» (Minor), если несколько дочерей то к родовому имени добавлялось порядковое числительное – Юлия Вторая (Secunda), Юлия Третья (Tertia).