О четвертой заповеди Закона Божия

 

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему .

(Помни день субботний, чтобы святить его (т. е. проводить его свято): шесть дней работай и делай, в продолжении их, все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.)

Еже — чтобы; святити — святить, посвящать на служение Богу, на святые и угодные Богу дела; шесть дней делай — шесть дней трудись, работай; и сотвориши в них — и делай в продолжении их; вся дела твоя — всякие дела свои.

 

Четвертою заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван; а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели — суббота (что по древне-еврейски значит "покой") — в воспоминание творения Господом Богом мира ("в седьмой день Бог почил от дел творения") В Новом же Завете, со времени св. апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный — в воспоминание Воскресения Христова.

Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись и другие праздники (праздник Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.).

Самым главным христианским праздником является "праздников Праздник и Торжество из торжеств" — Светлое Воскресение Христово , называемое Святою Пасхою , которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н. ст.), до 25 апреля (8 мая н. ст.).

Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сент. н. ст.).

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н. ст.).

3. Благовещение , т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия — 25 марта (7 апреля н. ст.).

4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января н. ст.).

5. Сретение Господне — 2 февраля (15 февр. н. ст.).

6. Крещение Господне (Богоявление) — 6 января (19 янв. н. ст.).

7. Преображение Господне — 6 августа (19 авг. н. ст.).

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — в последнее воскресенье перед Пасхою .

9. Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи .

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы — в пятидесятый день после Пасхи .

11. Воздвижение Креста Господня — 14 сентября (27 сент. н. ст.).

12. Успение Божией Матери — 15 августа (28 авг. н. ст.)

 

Из других праздников наиболее чтимые:

Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) — 1 января (14 янв. н. ст.).

Покров Божией Матери — 1 октября (14 окт. н. ст.).

Иконы Казанской Божией Матери — 22 октября (4 ноября н. ст.).

Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля).

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сент. н. ст.).

Св. Перв. Апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н. ст.).

Св. Апостола Иоанна Богослова — 8 мая (21 мая н. ст.) и 26 сентября (9 октября н. ст.).

Св. Чудотворца Николая — 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 дек. (19 дек. н. ст.).

 

Посты установленные Церковью:

1. Великий пост или Св. Четыредесятница перед Пасхой .

Продолжается семь недель : 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная — в воспоминание страданий Христа Спасителя.

2. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова.

Начинается с 14-го ноября (27 ноября н. ст.), со дня св. апостола Филиппа, почему называемый иначе — "Филипповым постом". (Пост 40-дневный).

3. Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери.

Продолжается две недели , с 1-го августа (14 авг. н. ст.) по 14 авг. (27 авг. н. ст.) включ.

4. Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла.

Начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 29-го июня (12 июля н. ст.). Продолжительность его зависит от того, раньше или позже бывает Пасха. Самая большая продолжительность его — шесть недель, и самая меньшая — неделя с одним днем.

 

Однодневные посты:

1. В Сочельник — день перед Рождеством Христовым .

24 декабря (6 янв. н. ст.). Особо строгий пост, среди дней Рождественского поста (обычай — не есть до появления первой звезды).

2. Сочельник — день перед Крещением Господним .

6 января (19 января н. ст.).

3. В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи .

29 августа (11 сентября н. ст.).

4. В день Воздвижения Креста Господня , в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.

14 сентября (27 сентября н. ст.).

5. Среда и пятница каждой недели.

Среда — в воспоминание предания Спасителя Иудой. Пятница — в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас.

Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели: в Пасхальную неделю, в святки (от дня Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника Св. Троицы до начала Петрова поста), в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом) и в неделю Сырную или масляную перед самым Великим Постом, когда разрешается только молоко и яйца.

Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти: гнев, ненависть, вражду; надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев; не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания; не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищею и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно. При многодневном посте надлежит исповедаться и причаститься Св. Таин.

Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник.

Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром — за Литургией. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит — издеваться над праздником.