Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

3. Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество"и "различие"и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

Тождество — это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характери­зуется ее устойчивостью.

Вместе с тем реальный конкретный предмет постоянно изменяется, т. е. нарушает установившееся равенство са­мому себе. Другими словами, существует различие. Разли­чие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим видам в силу ее изменчивости. Итак, вещь тожде­ственна самой себе и не тождественна одновременно. Тож­дество и различие существуют постоянно в их противоре­чивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предме­тов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание проти­воположности

 

Отношение между противоположностями есть противо­речие. На всех этапах развития противоречия выступают его дви­жущей силой, а не тормозом. При этом различают следую­щие фазы (ступени ) развития и разрешения противоречий: I) тождество, 2) несущественное различие (тождество нераз­витых противоположностей), 3) существенное различие, 4) противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разреше­ние старых и возникновение новых противоречий.

Относительный характер единства и абсолютный харак­тер борьбы противоположностей проявляются в следующем:

1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие про­тивоположности, которые внутренне присущи данной кон­кретной системе;

2) противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое воз­никает в результате борьбы, а не благодаря единству про­тивоположностей — это закон;

4) в процессе борьбы противоположности могут пре­вращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

5) борьба противоположностей и их единство обуслов­ливают в определенных ситуациях возможность времен­ного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.