Антонимы в художественной речи.

 

Антонимы являются выразительными средствами языка. Антонимы часто встречаются в названиях художественных произведений, газетных и журнальных заголовках (пример: толстый и тонкий; дни и ночи; вверх, вниз; преступление и наказание). В художественных произведениях, публицистике они выполняют разные стилистические функции: раскрываются различные качества предметов, путем сравнения выделяются контрастные свойства, выражается отношение к предметам и явлениям, осуществляется их оценка.

 

На антонимах строятся такие широко применяемые в художественной речи стилистические фигуры, как антитеза и оксюморон.
Антитеза - это стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления. Антитезы часто встречаются в названиях произведений, статей. На антитезе построены многие пословицы и поговорки (пример: знание человека возвышает, а невежество - унижает).
Оксюморон (буквально: остроумно думая) строится на столкновении антонимических значений слов. Он представляет собой сочетание слов, выражающих взаимоисключающие и логически не совместимые понятия (пример: звучная тишина; сладкая боль; убогая роскошь; умный дурак; горькая радость). Часто такие вот сочетания несочетаемого встречается в названиях художественных произведениях (пример: горячий снег; мертвые души).

 

Классификация лексики русского языка.

С точки зрения происхождения лексика делится на две большие группы: исконно русская и лексика заимствованная. Таким образом, лексика современного русского языка формировалась в течение многих веков, пополнение лексики шло двумя путями:

 

1) новые слова создавались из имеющихся в языке словообразовательных элементов (так развивалась и расширялась исконно русская лексика). Таких слов в словарном составе языка очень много - более 90 процентов.

 

2) новые слова вливались из других языков в результате экономических, политических, культурных связей с другими странами.