рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Течения внутри Веданты.

Течения внутри Веданты. - раздел Механика, Введение в Сектоведение Каждая Из Этих Школ Реформировала Предшествующую. Чайтанья Находится Под Непо...

Каждая из этих школ реформировала предшествующую. Чайтанья находится под непосредственным влиянием Мадхвы и Рамануджи. Этой философии веданты придерживаются различные религиозные направления. Шанкара принадлежал шиваизму, но его воззрения исповедовали представители различных религиозных воззрений индуизма. Главными направлениями в Веданте стали: 1) Адвайта – недвойственность или тождественность Бога и индивидуального сознания, 2) Вишишта, 3) Двайта. основателем Адвайты является Шанкара, известный индуистский философ, живший в 8 в. н.э. Представителем Вишишты является Рамануджа (+ 1137г.) Представителем Двайты считается Мадхва (1199-1278гг.). Основатель кришнаизма Чайтанья пошёл на смелый шаг – он стал учить, что перед Богом все равны, тем самым выступив против каст. Наиболее общим вопросом, по которому расходятся школы Веданты, является вопрос об отношении человеческого сознания или человеческого я и Бога, т.е. Брахмана. Представители Шанкары считают, что индивидуальное сознание и Бог абсолютно тождественны. Последователи Мадхвы утверждают, что индивидуальное сознание и Бог это совершенно различные сущности. Такой взгляд называется дуализмом. Рамануджа полагает, что личное сознание и Бог относятся друг к другу как часть и целое, т.е. они тождественны друг другу по природе, но в то же время сохраняют различное индивидуальное сознание. Сознание души – риджи – отличается от сознания брахмана. Это учение называют ограниченным монизмом.

Хронологически первой является школы Шанкары, который написал много текстов, в т.ч. и комментарии на Упанишады Бхагават-гиту и другие тексты. В основе его философии лежит признание абсолютного единого безличного начала – Брахмана, и иллюзорности окружающего мира, возникшего по причине незнания. В интерпретации Шанкары Бог это единая реальность. Нет ничего, кроме него. В Боге отсутствует всякая множественность. Шанкара считает, что признавая существование только одной реальности, мы должны объяснять мир не как реальное творение, а как видимость, которую Бог вызывает в нашем сознании посредством магии. Мы воспринимает мир как множества объектов вследствие нашего незнания, вследствие отсутствия знания, которое скрывает от нас реального Брахму. Майя не является реальностью, это сила Бога. Шанкара объясняет необходимость Майи следующим образом. Чтобы сделать возможным восприятие существования Брахмана, то ему приписывается ложная форма, так, как будто она представляет собой его свойства, но в действительности ради того, чтобы наглядно представить его. Посредством ложного отождествления брахмана с материей, а затем отрицания обнаружилось, что брахман не представляет собой явления, его нельзя определить или охарактеризовать. Т.к. части тела способны действовать благодаря существованию брахмана, то все они суть свидетельства того, что он существует, но не признак его самого.

До тех пор пока человек видит только явления внешнего мира, когда он смотрит на Бога через мир, т.е. смотрит на Бога как на творца мира, то он пребывает в неведении. С точки зрения профана, мир кажется реальным. Бога можно считать причиной, творцом и разрушителем этого мира. Брахман – это бог эмпирического мира. Он, по мнению Шанкары, является объектом культа. Но такое представление о Боге не затрагивает его сущности. Мир является неким воображением, майей, нереальностью, но как только человек познает этот мир, как только он понимает, что это видимость, он начинает понимать, что в действительности нет ничего, что сотворено. Он перестает думать о Боге как о творце. Для тех, кто не видит в Боге ничего, кроме самого Бога, Бог перестает быть обладателем майи, т.е. силы, которая производит признаки. Т.е. Шанкара учит, что Брахман есть верховный Бог, который не имеет никакой связи с этим миром. Поэтому все несовершенства мира не касаются Бога, все иллюзорные черты не затрагивают его сущности.

Согласно этой концепции сознание человека тождественно сознанию Бога. Душа в действительности является тем, чем является Бог. Когда душа переходит в другое тело, когда она погружается в материю, то забывает о том, что она является брахманом. Это вечное бесформенное сознание, по мнению Шанкары, дробится майей на мелкие куски и каждый человек думает, что обладает своим вечным сознанием, а на самом деле он не обладает личным сознанием, лишь материя отсекает его сознания от всего сознания, и человек начинает думать, что делается личностью. Чтобы нагляднее представить свою концепцию, Шанкара говорит, что мир человеческих личностей похож на разбитие зеркало, которое будучи разбитым, отражает солнечный свет мириадами отблесков. На самом деле свет един по своей природе. Путь к освобождению, по Шанкаре, предполагает некий подготовительный процесс, который никоим образом не сводится к жертвоприношению. Для познания истины необходимо размышление и созерцание. Ищущий освобождения размышляет об истине до тех пор, пока не достигнет непосредственного её познания. Тогда исчезнет иллюзорность между индивидуальным сознанием и сознанием Бога. Шанкара убежден, что достичь сознания брахмана может человек, пребывая в этом материальном мире. Освобождение, по Шанкаре, это не создание нечто нового, это есть сознание своего тождества с брахманом.

Представление Шанкары о Боге и освобождении предопределили его взгляд на культовую практику. Культ, по Шанкаре, предполагает отличие того, кто поклоняется, от того, кому поклоняются. Следовательно, культ способствует укреплению иллюзий, укреплению множественности, от которой страдает человек. Культ, т.о., уводит человека от истины. Вместе с тем, Шанкара допускал отправление богослужений и культ для профанов, т.е. для людей, которые считают, что их сознание отличается от сознания Бога. Т.о., культ построен на незнании того, что Бог есть единственная реальность. Но просвещённые знанием отрицают возможность культа и богопочитания, поскольку для них Бог лишён каких бы то ни было предикатов. Допуская поклонение одному Богу или Божествам, Шанкара был убежден в полезности культа, поскольку культ является первичной ступенью возвышения ума человека до принятия истины о единой сущности, лежащей в основании всего бытия. Согласно Шанкаре, верховный Бог не является личностью. Человек не обладает индивидуальным сознанием. Культ является проявлением незнания и свидетельством невежества тех, кто в нем участвует.

Главным противником адвайты был Рамануджа. Он выступил не только против учения об иллюзорности мира, но и против адвайтистского сверхбожия. Почему Рамануджа выступил против Шанкары? Дело в том, что он принадлежат к иной религиозной традиции – вишнуитского пути любви (Бхагти), которая была представлена в лице альваров. Есть несколько мнений о возникновении этого движения. Сами индусы полагают, что они возникли во время возникновения христианства. Но в светском религиоведении их возникновение относят к 6-8 векам. Альвары были связаны с низами индуистского общества. Среди их лидеров были представители касты шудр (рабы и женщины). Им запрещалось слушать священное писание. Они могли быть только обучаемы священному писанию, но им разрешалось читать священное предание. Например, Шанкара говорил, что если кто из касты шудр услышал священные тексты, то их уши надо залить свинцом, чтобы не осквернять божественное откровение. В глазах альвара совершение многочисленных жертвоприношений или суровые аскетические подвиги теряют свое значение перед лицом такого легкого и универсального средства самоусовершенствования, как преданность Богу, любовь к Нему, соучастие в Его жизни, т.е. путь бхагти. Этот путь являлся явным отходом от принципов ведийской религии.

От общеиндуистского нормы бхагтов отличала идея личного Бога, к которому они обращаются в своих гимнах, а также признание равенства всех верующих перед Богом. Т.е. они отрицали касты как религиозный институт. Альвары опирались на индуистского предание и отдавали предпочтение детскому, наивному и непосредственному отношению к Богу и миру. Следует отметить, что идея отношения к Богу, как отношения между отцом и ребенком, присутствует и в Упанишадах, но там она оттенена и не является центральной. Таким образом, хотя традиция альваров опиралась на тексты священного предания, она оказала большое влияние на Рамануджу.

Рамануджа, следуя движению Бхагти и стремясь к популяризации своих идей, отрицал интеллектуальный аристократизм, который проповедовал Шанкара. Рамануджа признавал, что святость бхагтов зависит от их внутренних достоинств, а не от места в социальной иерархии. С другой стороны, Рамануджа настаивал на выполнении важнейших требований, которые были неотъемлемой частью индийской религии, т.е. он настаивал на сохранении каст, путей дхармы (когда человек становится вначале учеником, затем главой семьи, затем отшельником-аскетом). Рамануджа пытался примирить религиозные устремления простого народа со сложившейся кастовой системой. Эта двойственность сохранилась в его философии и перешла к Чайтанье. Согласно Раманудже, данные чувств и разума должны быть включены в картину построения мира, а не должны быть просто сняты со ссылкой на призрачность и иллюзорность. Т.е. он говорил, что то, что видят и осязают наши чувства, должно быть включено в картину построения мира. Это не является иллюзией, наши чувства отображают реальные вещи. Он выступил против концепции майи как иллюзии, которая возникает в нашем сознании от незнания.

Рамануджа выступал против того, что подлинное знание возможно только через отождествление с Брахманом. Он выступал против неописуемости Брахмана и говорил, что Брахман является личным Богом, т.е. богом Вишну. Есть версия, что альвары, возникшие в 6-8 веках, подверглись влиянию христиан-несториан. Индийские религиоведы отрицают это мнение, считая, что это самобытное явление, возникшее в рамках ведийской религии. Они считают, что корни идут к древним доарийским племенам, которые, несмотря на вторжение ариев, существовали и до сих пор существуют на полуострове Индостан. Для верования этих народов характерна мифология с ярко выраженной эротической направленностью. И вот эта мифология оказала влияние на миф о Кришне и Радхе.

Мадхва родился в 1119 г. по Р.Хр. Его доктрина представляет собой наиболее выраженную реакцию против адвайтизма Шанкары, против учения о том, что все есть бог. Согласно учению Мадхвы, существуют 3 сущности, пребывающие из века в век, которые отличаются друг от друга: Бог, душа и мир. Хотя душа и мир – вечны и реальны, так же как вечен и реален Бог, и имеют самостоятельное бытие, они в системе Мадхвы подчинены Верховному Богу. Т.о. Бог в его системе выступает только действующей причиной бытия, но не материальной причиной. В чем здесь разница? Шанкара учил, что единственной действующей и материальной причиной бытия является некое божество, Абсолют. Мадхва учит, что существует не одна реальность, как учил Шанкара, а три.

Учение Мадхвы о душах, или о дживах, отличается от традиционного индуистского представления. Это учение отчасти оказало влияние на доктрину ОСК. Мадхва делил души на несколько категорий:

1 – на души, не соприкасающиеся со страданием

2 – души, соприкасающиеся со страданием

3 – души, пребывающие в страдании, из которых одни получат освобождение, а другие – обречены на вечное перевоплощение.

Его учение о душах, обреченных на вечное перевоплощение в чем-то напоминает учение Кальвина о предопределении. В индуизме нет понятия о свободе. Спасаются все. Все когда-то осознают свою духовную природу и возвратятся в свою духовную родину. Но когда все спасутся, весь мир снова разрушится, ибо индуизм цикличен. Понятие о перевоплощении душ не было в древней ведическойц религии. Это появляется только в последнем пласте ведической религии – в Упанишадах, которые окончательно сложились к 5 в. до Р.Хр.

Освобождение душ, по представлению Мадхвы, зависит от милости бога Вишну. Он в полной мере является Брахманом, т.е. Богом, обладающим полномочиями Верховного Божества, которое обладает милосердием и может даровать душе спасение. Душа сама не может обрести спасения, но только благодаря милосердию Бога. Но милосердие Бога пропорционально человеческой набожности, т.е. человеческой добродетели и любви к Богу. Т.о. милосердие Бога находится в соответствии с верой того, кто Ему поклоняется. Поэтому Мадхва уверяет о необходимости добродетельной жизни, в отличие от Шанкары. Человек как бы спасается своими делами. Свидетельством наличия правильного служения Богу служит выжигание на теле знаков Вишну, присвоение имен Бога сыновьям и внукам, милосердное отношение к ближнему. Учение Мадхвы входило в противоречие с традиционным толкованием Вед. Более того, Мадхва утверждал, что Вишну сходил к людям в образе Рамы и Кришна и Вишну, якобы, поклонялись древние арии. Однако в Ведах Вишну не рассматривается как Верховное Божество, как Брахма, аватаром которого могли быть Рама и Кришна. У Мадхвы проявляется яркая деталь. Свои нововведение он пытается оправдать авторитетом Вед.

Под влиянием взглядом Рамануджы и Мадхвы сформиловалось особое течение в индуизме, которое получило название Вишнаизма, основателем которого считается религиозный реформатор Чайтанья. Он родился в 1407 г. (по другим данным – около 1480 г.) Его отец и мать принадлежали к брахманскому роду. В 14 или 15 лет Чайтанья женился, но прожил в браке недолго, т.к. его жена, укушенная змеёй, покинула этот мир. После её смерти по настоянию матери он женился вторично. В 22 года, охваченный религиозным рвением, он отправился обучаться мудрости у религиозных философов. Видимо, в этот период он знакомится с культом Кришны и принимает решение посвятить свою жизнь служению Кришне. Он начинает проповедовать любовь к нему в духе экстатического бхагти. Т.е. для спасения необходимо предаться максимальному служению Кришщне, так что человек впадает в экстаз, выходит из себя.

Для проповеди своих идей Чайтанья открыл вечернюю школу, которая называлась Кильта – школа совместного распевания имен Кришны. Деятельность Чайтаньи и его идея о том, что человек может спастись путем преданного любовного служения Кришне, была настолько популярной, что его движение стало довольно многочисленным. Последователи Ч-и стали проповедовать и распевать имя Кришны на базарах. Ч-я учил, что любовное самопожертвование Кришне более ценно, чем знание, чем медитация, чем сострадание к ближнему, чем добродетель. Чтобы освободиться от незнания, нет нужды в познании. Достаточно одной любви к Кришне. Ч-я советует каждому выбрать себе персонаж из легенды о Кришне и уподобиться ему, возлюбить Кришну так, как любил его этот персонаж. Одним из наиболее любимых сюжетов кришнаитов является повествование о любви, которую юный Кришна внушает пастушкам – гопи, и миф о т.н. Раса-Лила (любовный танец). Этот танец танцует Кришна вместе с девушками, причем сам он умножается таким образом, что каждая гопи может танцевать и ласкать собственного Кришну. В одном описании таких игр говорится, что Кришна распространил себя в 16108 формах, чтобы удовлетворить каждую из свои 16108 жён в 16108 дворцах.

Чайтанья питал к Кришне такую любовь, какую питала к нему его возлюбленная пастушка Радха. Нужно отметить, что Кришнаизм 15-16 вв. был очень эротичен. Современные кришнаиты пытаются дистанцироваться и перетолковать эти любовные танцы в духовном смысле. Ученики Ч-и почитали своего учителя как воплоще6ние двух божеств – Кришны и его возлюбленной Радхи. Популярность Ч-и стала поводом для возмущения ортодоксальных брахманов, которые обвиняли его в деятельности, противоречащей нормам индуизма. В ходе этой борьбы Ч-я пришел к выводу, что до тех пор пока мир будет придерживаться кастовой системы, его миссия не будет успешной. Сам Ч-я в религиозной жизни придерживался либерального взгляда на систему каст. Известно, что он принимал в свою общину мусульман. В числе им обращенных было также много последователей школы Шанкары, хотя самого Шанкару и его последователей он рассматривал как сектантов. Однако, несмотря на то что он проповедовал веру в Бога, которая делает всех людей равными, но, будучи брахманом, он питался и совершал омовения отдельно от своих учеников и носил брахманский пояс. В 1534 г. Ч-я утонул в озере, гду купался в экстатическом приступе. В экстаз он впадал как только слышал имя Кришны. После смерти Ч-и его ученики разделились и между ними начались прения по поводу разного понимания учения Ч-и. Но вскоре религиозный пыл этого течения угас, и оно стало одним из рядовых учений индуизма.

Всплеск интереса в индийском обществе к кришнаизму возник в 19 в. и он был связан с появлением неоиндуизма. Возникновение неоиндуизма связано с проникновением в Индию западной цивилизации после завоевания Индии англичанами в 1757 г. Западная культура, превосходившая индийскую, разрушала уклад жизни индусов, их экономику и хозяйство. Доминирование новой цивилизации грозило потерей национальной самоидентичности и побудило индусов к поиску и возрождению основ собственной культуры. Этому способствовало изучение западными учеными индийской философии, религии. Но важнейшей причиной, способствовавшей появлению неоиндуизма, была деятельности христианских миссионеров, которая началась в полной мере после 1813 г., когда Англия отменила ограничения на их деятельность. Первое время полемика велась не столько в богословской сфере, сколько в социальной. Нравы индусского населения казались миссионерам дикими и косными. Особую критику вызывал обычай самосожжения вдов – обряд сати, а также куллинизм – особая форма полигамии. Усилия миссионеров получили поддержку английского правительства, и оно поддержало идею просвещения индусов. Хотя руководствовалось скорее прагматическими соображениями, поскольку управлять цивилизованными людьми легче, чем дикарями.

Одновременно в самом индийском обществе росло понимание необходимости соединения западной системы, в частности образования, с индуистской традицией. Пионером реформаторского подхода к индуизму был Раммахан Рой (1772-1833). Подход Роя опирался на традиционный для индуизма принцип – при встрече с чем-либо новым обращаться к собственным истокам, отыскивать этому новому аналогию и эквивалент собственного наследия. Этот метод создавал впечатление, что все новое - это давно забытое старое. Рой настаивал на том, что индуизм вед и упанишад представляет собой мнонотеизм, поклонение идолам в ведах носит вспомогательный, необязательный характер. Но на каком-то этапе он решил, что ведийский монотеизм превосходит христианский, поскольку христианский содержит тринитарную доктрину, противоречащую чистому единобожию. Сам Рой был последователем Шанкары. Со временем подобные изыскания привели Роя к комплексу индийского превосходства.

Дальнейшее развитие идеи Роя шло в двух направлениях – консервативном и либеральном. Консерваторы во главе с известным философом Тагором смотрели на реформы как на возвращение к индуизму. Либеральное направление возглавил Сена, который стремился преобразовать индуизм в свете новых западных идей. Эти либеральные преобразования привели Сена к созданию новой универсальной религии. В 1880 г. он объявил о создании церкви под названием "Новое произволение", в учении которого говорилось, что Бог открывает себя через пророков мировых религий – Будду, Моисея, Христа, Мухаммеда, Чайтанью. Последнее произволение состоит в том, чтобы он (Сена) открыл эту истину людям. Он утверждал, что эта религия не отдельная община отдельной страны. Это универсальная религия человечества. Но в то же время Сена признавал, что эта всеобъемлющая религия имеет индуистский характер. Этот универсализм вытолкнул Сену за пределы индийского общества. Когда его неоиндуистские идеи стали распространяться среди интеллигенции, тогда многие в Индии обратились к традиции чайтанизма.

В Бенгалии в 19 в. началось литературное движение, получившее у современных религиоведов название "нео-кришнаизм". Это движение стало иметь успех, и в Калькутте стали проводиться ежегодные фестивали, где отмечались дни рождения Чайтаньи. Одним из представителей возрожденного неоиндуизма был Бхагтивенуда Тхакур (1838-1914). Для проповеди неокришнаизма он создал организацию под названием Сабха. Тхакур вслед за Чайтаньей, провозгласил равенство людей в служении Богу, так же как в свое время Лютер ввел всеобщее священство и подверг критике иерархическое духовенство, которое, по его мнению, вступало в ненужное посредничество между человеком и Богом. Кроме того, Тхакур провозгласил социальное равенство, т.е. посягнул на кастовую систему, святое святых индийского общества. Его сын продолжил реформирование чайтанизма, и в 1918 г. создал вместо Сабхи миссию Гаудия. Структура новой организации была вполне традиционной. Его члены делились на 2 группы: 1 – давшие обеты на проживание в монастырях, 2 – оставшиеся домохозяевами.

Постепенно эти полунищенские монастыри превращались в миссионерские центры, именовавшиеся величественными институтами. Затем в этих миссиях был введен обряд инициации, пройдя который, каждый член миссии мог становиться брахманом. И такое право было признано за иностранцами. С тех пор уже ничто не мешало распространению миссии за рубеж. Уже в первой половине 20 в. в этой миссии был основан индуистский храм, появилось несколько американцев, обращенных в индуизм. В середине 30-х гг. миссионеры Гаудии не раз отправлялись в Европу, но не смогли добиться там успеха. После смерти Тхакура миссия распалась, хотя оказала большое влияние на возрождение неочайтанизма. Среди её последователей было много образованных людей, в т.ч. и будущий основатель ОСК, который получил имя Бхагтиведанта Свами Пракхупада. Он родился в 1896 г, а умер в 1977 г. Закончил калькутский колледж по факультету философии и экономике. С молодости сотрудничал с миссией гаудия. В 1922 г. встретился с Тхакуром и пытался продолжить его дело. Во время учебы в колледже женился, однако семейная жизнь не сложилась, т.к. его жена возражала против молитвенных собраний в их доме и отказывалась воспитывать детей в духе чайтаньизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в Сектоведение

На протяжении всего бытия Церкви Ей противостоят еретические секты стремящиеся ниспровергнуть Домостроительство нашего спасения Упоминания об этой... После смерти Иакова праведного церковный мир был нарушен был нарушен... Большая часть из этих сект возникавших в христианском мире в м м и м веках исчезли довольно скоро лишь...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Течения внутри Веданты.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сектоведение как дисциплина.
Сектоведение как самостоятельная академическая дисциплина появилась в академиях только в начале XX века. До этого времени изучение и критика сектантства числилась за кафедрой истории и критики русс

Историко-филологическое определение понятия секта.
Существуют два мнения о происхождении слова секта. Одни полагают, что существительное секта (secta) происходит от латинского глагола seqour (sequi), который обозначает “идти вслед”, “следовать за”.

Католическое определение термина секта.
До II Ватиканского Собора католическая экклесиология основывалась на том, что только Католическая Церковь является единственной хранительницей учения Иисуса Христа и как обладательница полноты исти

Протестантское определение понятия секта. Евангелическая терминология.
В протестантском богословии слово секта имеет довольно неопределенное значение по причине расплывчатости воззрений о Церкви и критериев истинности их учения. В Лютеровом переводе Библии на

Баптистская терминология.
Более ясную и последовательную позицию в определении понятия культ занимают баптисты. Первая баптистская книга, где предпринята попытка рассмотреть деятельность культов, была издана в 1917

Определение секты в социологии религии и религиоведении.
В данной главе будет сделан обзор лишь основных подходов к пониманию и определению природы сектантства в социологии и религиоведении. Это делается с тем, чтобы показать каким образом западное предс

Понятие секта в антикультовом движении.
Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN - “Сеть осведомления о культах” появившаяся в сере

Определение понятия секта в русском богословии.
Русь, принявшая христианство от Византии, усвоила себе восточный богословский понятийный аппарат. Поэтому появлявшиеся в Киевской митрополии, а затем в Русской Православной Церкви лжеучения или про

Святоотеческий подход к сектантству.
В этой главе будет изложен святоотеческий подход в полемике с ересями (сектами) и рассмотрена возможность использования диалектики их критики в противостоянии современным сектам. Любая рел

Причины появления тоталитарной теории в русском Сектоведении
В период с 20-х до 90-х годов XX столетия изучение сект оставалось на уровне начала века. В советское время, благодаря работам светских религиоведов, социологической стороне сектантства уделялось б

Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии
“Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, представитель последних - “Гербалайф”), п

Гуруизм
Первый признак “тоталитарной секты” усматривается в наличии лидера или гуру, замещающего собою Бога. “Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с богом, то в сектантс

Эзотерический разрыв
Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Эзотеризм был характерной чертой гностицизма (I-IV вв.), которые делили всех людей на плотских, душев

Организационная структура.
Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Но стремление к власти при

Методы обращения и удержания адептов в новых сектах.
Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как обман, конфессиональная анонимность, гипноз, кодирование и другие средства

Конфессиональная анонимность.
Конфессиональная анонимность сектантов также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии конфессиональной или религиозной принадлежности, с т

Бомбардировка любовью”, гипноз, “изменения сознания” - как методы обращения и удержания в секте
“Бомбардировка любовью” - один из распространенных приемов при обращении в секту. Его цель заключается в создании атмосферы праздника и формировании образа секты “как большой дружной семьи, пребыва

Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин.
К перечисленным признакам недавно добавилось еще несколько - новым в тоталитарных сектах объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванный глобализацией распространени

Приспособленность сект к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств
Отличительной особенностью тоталитарных сект также считают их приспособленность к массовой культуре, и сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных

Неевангельская религиозность”, совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны” пребывания и их разбор.
Использование в качестве критерия сектантства проповеди “неевангельской религиозности” весьма непрактично, по причине расплывчатости этой формулировки. Более того, если сравнить католическое и прот

Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям
Однако, чем не занимаются сторонники антикультовых теорий, так это подробным изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в противостоянии сектам и своим мнением по это

Отношение к теории “промывки мозгов” у западных христиан
Суждение определенной части представителей западных христианских конфессий об этой теории для нас интересно тем, что большинство известных у нас так называемых тоталитарных сект возникли или прошли

XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения
Право на существование тоталитарной теории выводят из того, что в “XX веке произошло некое качественное изменение, так как появилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первона

Деструктивный характер деятельности сект
Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, восходит своими корн

Анабаптистское движение в континентальной Европе.
Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда поддерживавшие между собою контакты, но не имело

Анабаптистское движение в Швейцарии. Цвингли - идеолог цюрихского анабаптизма на раннем этапе его развития.
Анабаптизм в Швейцарии возник в Цюрихе в 20-х годах XVI века и в представлял собой самостоятельное явление, практически не зависевшее от реформаторской деятельности Лютера в Германии. Основные поло

Вероучительные воззрения Цвингли.
Центральным в полемике Цвингли с католическими богословами был вопрос об источниках Богопознания и авторитете в Церкви. Швейцарский реформатор видел причину заблуждений и злоупотреблений в христиан

Сотериология Цвингли.
В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом удовлетворении божественной правде. Однако в пони

Таинства.
Учение Цвингли о таинствах строится на двух предпосылках. Во-первых, поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу для прощения грехов, то потребность в таинствах в их к

Церковь.
Согласно учению Цвингли Церковь - это сообщество святых или праведно живущих, основанное на вере в Иисуса Христа, и крещенных в воде. Она, по его мнению, делиться всеобщую и земную. Всеобщая церков

Церковно-государственные отношения.
Отношение к власти Цвингли основывалось на словах Христа: “кесарю - кесарево”. Поэтому власть должна быть почитаема и следует подчиняться государственным законам и выплачивать налоги, сборы и т.д.

Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм.
Реформаторская деятельность Цвингли получила поддержку, как среди народа, так и властей Цюриха. После отлучения Цвингли от Католической Церкви Совет Цюриха, который был органом управления города, в

Анабаптизм в Германии.
Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой взаимоисключающие взгляды. От требования непротивления насили

Меннонитство.
Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не приняли революционного учения Матиса и не призна

История меннонитсткой братской общины.
В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[4] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Братская община.

Предыстория возникновения баптизма в Англии.
Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению способствовали антикатолические выступления в XIV и XV

Пуританское движение в Англии.
Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры правительства вызвали движение за дальнейшее очищение

Происхождение “общих” баптистов.
История возникновения баптизма связана с деятельностью англиканского священника Джона Смита. Смит окончил богословский Колледж Христа в Кембридже в 1579 году, и затем с 1600 года был проповедником

Происхождение “частных” или партикулярных баптистов.
Их “предшественниками были члены сепаратистской или независимой общины, организованной в 1616 году в Саутварке (Лондон) Генри Джейкобом”. В общине Джейкоба произошло два раскола из-за различного от

Баптистская историография о происхождении баптизма.
По мере распространения баптизма и увеличения числа его сторонников он столкнулся с проблемой обоснования своих претензий на церковность. Баптисты хотели показать, что они не секта, не случайно воз

Критический разбор библейских доказательств баптистов о Писании как единствен­ном источнике вероучения.
В подтверждение своего учения о Писании сектанты ссылаются на ряд текстов из Библии, которые можно свести к нескольким группам. 1) Писание само свидетельствует о себе, что является как еди

Сотериология. Происхождение баптистской сотериологии.
Баптистское учение о спасении обусловлено католической сотериологией. В XVI-XVII веке в католичестве сотериология не связывалась с конечной целью поставленной перед тварью - с обожением, но была по

Антропология.
Основные положения баптистской антропологии, такие как учение о двухсоставности природы человека, бессмертности и вечности его души, совпадают с православ­ными. Но принципиально она расходиться в с

Учение баптистов о грехопадении.
Описание баптистами процесса грехопадения в общем в чем то близко православ­ному, однако в понимании многих вопросов имеются существенные расхождения. По учению баптистов суть греха прарод

Последствия греха для человеческого рода.
В учении о последствиях грехопадения для всего человечества среди баптистов нет полного единомыслия из-за разного отношения к вопросу о наследовании личного греха Адама каждым человеком. Большинств

Искупление.
Центральной идеей баптистской доктрины Искупления является учение о замес­тительной смерти Христа за всех грешников, удовлетворившей требованию правосудия Божия. Она выводится ими главным образом и

Искупительное значение Воскресения Христова.
Пока Христос пребывал во гробе, то, как считают баптисты, не было уверенности, что Его жертва принята, и только Воскресение Христово уверило их в этом, ибо Хри­стос "воскрес для оправдания наш

Представление баптистов о процессе личного спасении.
Средоточием баптистской сотериологии является учение о том, что спасение со­вершается только Богом по личной вере в искупительные заслуги Христа. Процесс спа­сения начинается с осознания и раскаива

Баптистское учение об оправдании.
Оправдание представляет судебный процесс, в котором Бог выступает в качестве Судьи в отношении тех, кто уверовал в Иисуса Христа и Его искупительную жертву. В этом юридическом акте верующий освобож

Учение баптистов о спасающей вере.
Баптистское представление о спасающей вере включает в себя два важных момен­та. Во-первых, кающийся должен принять учения баптистов о том, что Христос принес полное удовлетворение правосудию Божию

Учение баптистов о значение добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятель­ность) в деле спасения человека и подменяют его рассуждением о Божественной и че­ловеческой стороне в спасении. Божествен

Учение баптистов о значении добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятельность) и вместо православного учения о сотрудничестве человека Богу в деле спасения вводят концепцию о спасении нас Богом

Разбор учения баптистов о значении добрых дел.
Согласно же православному учению верующий достигает цели в результате синергии благодати и всех человеческих сил, реализующихся в "следовании заповедям", при помощи той же благодати. Усво

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения о спасении верой и оправдании через нее.
Эти тексты условно можно разделить на три группы. К первой относятся те, где якобы говориться о прощении грехов посредством личной веры. Но в привлекаемых баптистами текст

Учение баптистов о возможности потери спасения.
Большинство баптистов полагает, что единожды получив верою прощение грехов они в этот момент уже обрели спасение, не будут судимы ни после смерти, ни на Страшном Суде (Ин. 3,36;10,28-29), и фактиче

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения об уверенности в спасении и неподсудности христиан.
Уверенность сектантов в их спасении базируется на Рим. 8,24 и Еф.2,8"'. Баптистское понимание этих текстов является результатом их толкования с позиций юридической сотериологии. Если проанализ

Представление баптистов о Церкви. Историко-богословское обоснование баптистами своей доктрины о Церкви.
Поскольку баптизм возник через XV веков после апостолов, то ему необходимо обосновать свое появление и объяснить какое отношение он имеет с Церковью апостольского и послеапостольского времени. Для

Учение о Церкви.
Представление сектантов о Церкви предопределено их сотериологией..... Вера для баптистов замещает собою функции Церкви.... Поскольку Искупление рассматривается баптистами вне связи с восстановление

Учение об обрядах.
Обряд - это внешний ритуал, знамение или наглядное выражение основных истин христианской веры. У баптистов существует два важных обряда: водное крещение и Вечеря Господня. К участию в них

История возникновения и распространения адвентизма.
Название секты происходит от латинского слова “adventus” - пришествие. Поскольку учение о скором конце мира и Втором пришествии Христа является одной из отличительных догматических особенностей ере

Распространение АСД.
В результате активной миссионерской деятельности к началу 90-х годов адвентизм существовал практически во всех штатах США. В середине 60-х годов он появился и в Европе. В 1864 году в Швейц

АСД в России.
АСД впервые появился в России в среде немецких колонистов Таврической губернии, донской области и Поволжья. В 19 веке часть колонистов из России в поисках лучшей жизни эмигрировала в США, где некот

Организационная структура АСД.
Первичной организационной ячейкой АСД является община. Каждая община имеет двух - трёх пресвитеров, избирающихся на один год. Их задача – религиозно-нравственное воспитание. В помощь им избираются

Отступление в Церкви в апостольский период.
Эсхатология адвентистов основывается на грубо искаженном понимании ими отдельных текстов книг пророка Даниила и Апокалипсиса, где показана борьба сатаны против истинной Церкви Христовой. По мнению

Учение адвентистов об антихристе. Апокалиптический образ папства.
Об этом возвышении папства, считают адвентисты, можно найти предсказание в главе 7 пророка Даниила, которому было видение 4 зверей выходивших из моря. Четвертый зверь, символизирующий Римскую импер

Учение адвентистов об остатке.
Задолго до поражения папства началась Реформация, которая, как считают адвентисты, восстановила первоначальный смысл Евангелия, но не могла открыть такие истины как крещение погружением, почитание

Признаки близкого конца мира и появления в мире остатка.
Исполнение пророчеств о знамениях “в солнце, луне и звездах” (Лк.21,25), и на земле (Откр.6,12), началось, как полагают сектанты, 1 ноября 1755 года, когда во время землетрясения в Лиссабоне, котор

Миссия остатка.
Миссия остатка состоит в провозглашении трех ангельских вестей, представляющих собой “ответ на сатанинский обман, увлекающий мир перед вторым пришествием”[15]. Первая ангельская весть указ

Заблуждения адвентистов в учении о папстве и антихристе.
Представление адвентистов о папстве как антихристе, отождествляемом сектантами с “небольшим рогом” из книги пророка Даниила, не соответствует библейскому учению. Хотя внешне папство сходно с некото

Ошибка адвентистов в определении продолжительности периода осквернения святилища.
Адвентисты для обоснования своего мнения о соответствии 2300 дней из главы 7 книги Даниила 2300 годам ссылаются на конкретный пример из библейской истории, когда день приравнивался году (Числ.14,34

Противоречия в учении о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений.
Вначале следует обратить внимание на противоречия содержащиеся в учении о первой вести адвентистов. Согласно учению о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений получается, что “небольшой рог

Заблуждение адвентистов при отождествлении пророчеств из 7 и 8 глав книги Даниила с реальными историческими событиями.
Прежде всего следует отметить, что апокалиптические видения Даниила имеют типологический, то есть образный характер. Другими словами, они могут относится к не к одному, а нескольким событиям. Подоб

Критический разбор адвентистского представления о Первосвященническом служении Христа.
Заблуждение адвентистов построено на буквальном понимании ими слов апостола Павла (Евр.9,22-23) о том, что по закону все, в том числе, и образы небесного должны очищаться кровью. Однако эти слова в

Критический разбор учения адвентистов о знамениях и дате Второго Пришествия.
Знамения о которых говорят адвентисты имели только локальное в пределах нашей планеты значение и не могут быть сопоставимы по своим масштабам с теми глобальными и космическими явлениями предшествую

Разбор учения адвентистов о Втором Пришествии, двух воскресениях, первой и второй смерти и судах.
В Священном Писании ясно говорится об одном, а не двукратном пришествии Господа: “Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а д

Общество Сторожевой Башни.
Основателем Общества Сторожевой башни является Чарльз Тейз Рассел. Он родился в 1859 году в городе Аллегейн (нынешний Питсбург), штат Пенсильвания, США. Его родители были пресвитерианами, но Чарльз

Организационная структура секты "Свидетелей Иеговы".
Во главе секты стоит называемая "Руководящая (или Правящая) корпорация", или Правление Свидетелей Иеговы, расположенная во всемирном главном отделе в Бруклине, Нью-Йорк, США. Рук

Первичная структура - "собрание".
Первичной организационной единицей являются "собрания" членов секты, которые проводят свои встречи в так называемых "Залах Царств". Каждое собрание проводит пять встреч в неделю

Печатные издания секты.
Собственное издательство в Бруклине возникло в 1927 году. В настоящее время оно включает в себя комплекс из 7 зданий плюс конторское здание. Там же находятся вспомогательные производственные помеще

Международная Церковь Христа или Бостонское движение (МЦХ).
В Москве именуется Московская Церковь Христа. Возникновение этой секты в США и признание её там и в других странах, быстрое распространение обусловлены социальными и религиозными причинами.

БД» в России.
В августе 1991 года в Москву прибыла из Лос-Анджелеса группа миссионеров, состоящая из 18 человек, среди которых был один русский – Михаил Раковщик, впоследствии руководитель МЦХ в России. За первы

Учение МЦХ.
«БД» вышла из протестантского объединения Церквей Христа, поэтому сохранила многие главные принципы протестантского вероучения: учения о Священном Писании, как единственном источнике богословия, пр

Источник Богопознания МЦХ.
Как большинство протестантских деноминаций МЦХ заявлят о том, что Библия является единственным источником знания о Боге. Библия воспринимается, как полная сумма знаний о Боге, благодаря которым мож

Учение МЦХ о спасении.
Практически повторяет самые общие положения протестантизма. За исключением доктрины наставничества не содержит в себе ничего принципиально нового. Если сопоставить протестантское учение о спасении

Представление о Церкви.
Совпадает с баптистским представлением, но имеет некоторые особенности. МЦХ усвоила себе протестантскую идею об отступлении в Церкви, которая выразилась в отходе от истинного учения, в пад

Доктрина наставничества.
Краеугольным камнем учения МЦХашников является ученичество или наставничество. В соответствии с этой доктриной спасение может обрести только тот, кто живёт, как ученик Христа, под руководством лиде

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (МОРМОНЫ).
Основоположником мормонизма является Иосиф Смит. Он родился 23 декабря 1805 года в США и был четвертым ребенком в 11-детной семье Смитов. Его отец проявлял наклонность к мистике и большую часть жиз

Мормоны в России.
Сведений об их миссии практически не существует за исключением свидетельств самих мормонов. Через 13 лет после создания своей «Церкви» (1843г.) Смит решил направить в Санкт - Петербург своих миссио

Современное положение.
За 117 лет своего существования с 1830 по 1947 год мормоны достигли миллионного рубежа, однако за 16 последующих лет их число увеличилось вдвое; ещё через 8 лет число их достигло 3 млн.; в 1978 – 4

Источники откровения.
Источником вероучения являются откровения, полученные Иосифом Смитом, также Откровения, которые получают пророки и руководители секты и Священное Писание, но только в редакции Иосифа Смита. Из текс

Представления мормонов о Боге.
Один из главных принципов мормонизма – представление о некоей вечной философской материи, из которой впоследствии произошёл материальный мир. Первым был создан и образован Бог Элои. Этот верховный

Учение мормонов о Боге Отце.
Мормоны учат, что Бог-Отец или Бог Иегова имеет такое же осязаемое тело, как и человек. 1) Одной из причин, по которой мормоны учат, будто Иегова состоит из плоти и костей, является вера в то, что

Представления мормонов о Христе.
Согласно мормонской концепции, Иисус был первым духовным дитя небесных родителей, но затем Небесный Отец стал также и его земным отцом. Т.е. мормоны отвергают бессеменное зачатие Божией Матери и го

Представления мормонов о Святом Духе.
Мормоны учат о двух Святых Духах. Один из этих Святых Духов имеет осязаемое духовное тело и по своей телесности подобен Иегове-Иисусу. Он также, как Отец и Сын может быть вездесущим. Но существует

Учение мормонов о человеке.
Согласно мормонской концепции, человек получает свое бытие, как душа, но его конечной целью является развитие до такого уровня, что он сможет получить в духовном мире плоть и кости, т.е. духовно-те

Представление мормонов о спасении.
Все люди изначально являлись духами, которые были порождены небесными родителями. Но в определенный момент небесные родители увидели, что порождённые ими духи не могут прогрессировать, не могут раз

Учение мормонов о грехопадении.
Пытаясь уничтожить Божий план, направленный на спасение человека, сатана решил обманным путём ввести людей в заблуждение. Он явился Еве в раю, искусил её, чтобы она съела от древа познания добра и

Учение об искуплении.
Учение об искуплении очень противоречиво. Грех – это некое положительное событие на пути к духовному совершенству. Но этого недостаточно. Кроме того, что мормоны получили познание добра и зла, полу

Представление мормонов о Церкви.
Мормоны учат, что Церковь, основанная Христом была одновременно учреждена как в Старом, так и в Новом свете. Но из-за гонений апостолы не смогли сходиться вместе и поставлять на священство на место

Представление мормонов о священстве.
Священство мормонов исполняет две функции: 1) иерархические функции; 2) административные функции. Священство мормонов разделено на две части: Мелхиседеково и Аароново.

Учение мормонов о содержании веры.
Наличие веры – необходимое условие для достижения уровня богов или индивидуального спасения. Вера, по мнению мормонов, заключает в себе признание того, что Христос в буквальном смысле является Сыно

Представление мормонов о покаянии.
Покаяние возможно как для живых, так и для умерших. Покаяние для живых заключается в раскаянии в совершённых делах. Если человек совершил тяжкое преступление, то он должен исповедоваться священнику

Представление мормонов о крещении.
Вера и покаяние приготовляют человека ко Крещению. Посредством Крещения верующий становится членом Церкви и получает возможность попасть на самый высший уровень Небесного Царства, т.е. стать Богом.

Представление мормонов о Причастии.
Причастие установлено Христом для воспоминания о совершенном искуплении. Приводя евангельскую историю установления таинства, мормоны искажают смысл слов Христа. Они утверждают, что Христос взял хле

Учение мормонов о духовном мире.
После смерти человека дух отделяется от тела и переходит в духовный мир. В место ожидания, работы, скорби и отдыха. Духовный мир в представлении мормонов находится здесь же на земле. Души праведник

Эсхатология мормонов.
По мнению мормонов, конец мира близок. Важными знамениями являются появление «Книги Мормона» и основание «Церкви Святых последних Дней». Одним из важных признаков конца мира будет проповедь мормони

Ассоциация Святаго Духа за объединение мирового христианства или Церковь объединения, или секта МУННИТОВ.
Это множество религиозных общественно-политических и культурных организаций и союзов, основанных Муном и предназначенных для распространения мунизма в той или иной форме. Ядром жизненной силы этого

Обзор религиозной ситуации в Корее.
Главенствующую роль в формировании духовной жизни Кореи на протяжении столетий играли шаманизм, буддизм и конфуцианство. Первое представление о Христианстве корейцы получили в 751 году, ко

Мунизм в России.
Мун долго ожидал возможности начать проповедовать в Советском Союзе, хотя, на первый взгляд, это казалось нереальным. Однако каким-то образом, по заявлению мунитов, в 70-х гг. они создали подпольны

Представления мунитов об источниках Откровения.
Центральный источник – это личное Откровение Бога и его сочинения. Самым большим авторитетом пользуется Божественный Принцип (БП), который выполняет роль мунитского катехизиса. БП играет роль Свяще

Представления о Боге.
Они довольно запутанны. БП говорит о том, что Бог является причиной всех вещей. Учение о Боге сформировано под влиянием элементов восточных философий. О познании Бога выясняется, что в Божьем бытии

Представления о происхождении мира.
Поскольку мир является внешней формой Бога, то Божий акт творения был неизбежен. С другой стороны, необходимость бытия мира детерминирована нравственной природой Бога. Бог – личность, которой изнач

Антропология мунизма.
Человек как проявление внешней формы Бога, является образом и подобием Божиим. По своей природе человек двусоставен и обладает бессмертной душой. В свою очередь, и тело, и душа делятся на две части

Представления о грехопадении.
Творец и созданный Им мир первоначально пребывали в полной гармонии. Однако она скоро была разрушена грехопадением. Муниты утверждают, что до настоящего времени христиане не могли правильно и чётко

Сотериология мунизма.
Поскольку Адам и Ева отпали от Бога, сделали невозможным изначальный замысел творения, то встал вопрос о преодолении последствий грехопадения. В мунизме спасение заменяется термином "восстанов

Учение о личности Христа.
Муниты учат, что Христос был обычным человеком, но в то же время был свободен от притязаний сатаны. Последнее было достигнуто путем очищения от скверны материнской утробы, из которой он произошел.

Эсхатология мунитов.
Муниты считают, что в 20 веке завершится история человечества, подверженного греху. Они верят в муна, как в Господа Второго Пришествия, третьего Адама и Спасителя мира. (Господом Второго Пришествия

Религиозная практика.
С появлением в мире восстановленных людей муниты приступили к созданию нового человечества с исправленной линией крови. Естественным путем процесс вытеснения падшего человечества занял бы много вре

Культурологический аспект мунизма.
В 1993 г. Мун провозгласил начало эры завершенного Завета, т.е. начало эпохи мунизма. Она должна стать заново начатой историей людей, имеющей мало общего с предшествующими веками. Причём Мун допуск

Принцип устройства ЦО.
Примечание: В самой Корее Муна не любят. Всем известна его биография. К тому же он совершил обряд жертвоприношения своего сына. Один из его сыновей попал в автокатастрофу и был подсоединен к систем

Влияние мунитов в обществе.
Кроме проповедей, сектанты пытаются распространить своё влияние посредством различных организаций. В России наибольшего успеха достиг Международный Фонд Образования, созданный Муном в 1993 г. специ

Жизнь мунитов до блессинга.
Когда неофит приходит, первое что от него требуется – изменение его образа жизни и образа мышления. Это довольно длительный процесс, но происходит он с самого начала вступления в секту. Новый член

Молитвенная практика в мунизме.
Она важна в жизни сектантов. Они молятся утром, перед сном, едой, на собраниях и т.д. Обращаются они в молитве к Богу, называя его Небесным Отцом или просто отцом, и завершают молитвой к истинным р

Практика общения мунитов с духовным миром.
Согласно учению мунитов, восстановление ранее умерших людей в эпоху Второго Пришествия Мессии осуществится посредством соединения духов с живущими на земле потомками, так что эта связь идет на поль

Организация жизни мунитов, проводящих время в мунитском центре или общежитии.
Общежитие мунитов ставит перед собой цель воспитать преданных и послушных мунитов. Возглавляет центр мунитская семья. Основная задача в центре – свидетельствовать о Муне, читать лекции и собирать с

ЦЕРКОВЬ САЙЕНТОЛОГИИ.
Религиозно-философская доктрина. Термин сайентология сектанты производят от латинского слова scio и греческого λογος. Это слово должно означать знание как некое всецелое зн

Космология сайентологов.
Изначальным бытием обладает некая жизненная сила, названная Хаббардом "Тэта". Она реализует себя в единичных проявлениях, которые называются тэта-существа. Тэта создала материю, энергию,

Антропология.
Человек, по Хаббарду, это существо, состоящее из 3 частей: а) тэтана или духа, б) ума или души, в) телесной оболочки. Тэтан описывается с. как нечто не имеющее массы, энергии, длины, волны, пребыва

Представление сайентологов об освобождении или спасении.
Подобно индуизму, главным принципом сайент. доктрины является учение об осознании человеком своей духовной сущности, развитие этого сознания до некоего высшего состояния. Согласно сайент. концепции

Одитинг.
Это один из центральных видов деятельности с-гов. Происходит от латинского audire – слушать. Дианетический одитинг помогает решить совокупность проблем, невзгод, внутреннего смятения, по разрешении

Сайентологический процессинг.
Задача дианетики – обеспечить реализацию состояния клира, после чего он может достичь более высоких уровней духовного состояния, которое именуется оперирующим тэтаном или действующим тэтаном. Сайен

Сайентологическая этика.
Этика была разработана Хаббардом в середине 60-х годов. Он её ввёл для установления контроля над своими последователями. Первоначально она называлась "Этические процедуры". Этическим в С-

Деструктивные последствия сайентологии.
С-гические практики имеют для многих людей тяжелые последствия. Опросы бывших с-гов показали, что среди них наблюдается самый высокий уровень истерик, галлюцинаций, сексуальных сдвигов и самоубийст

История возникновения сайентологии.
Создателем сайентологии является Рональд Хаббард, родившийся в США в 1911 г. Вся его биография, почерпнутая из с-гических источников, основана на раздутых достижениях Х. в детстве или в молодости.

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (ОСК).
ОСК было образовано во 2 половине 20 века в США в результате непрестанных реформаторских тенденций, которые проходят в кришнаизме, являющемся одним из течений индуизма. Кришнаизм возник в середине

Обзор Индуизма и философских систем Индии.
Религия Индии прошла в своем развитии несколько этапов, результатом чего является современный индуизм. Изначально в бассейне реки Инд и прилегающей к ней территории проживали земледельцы, исповедов

Источники вероучения ведийской религии.
К Священному Писанию ортодоксальная традиция относит книги, начиная от ведических гимнов до Упанишад включительно. Все что написано после, это предания. Поэтому одна из вероучительных книг ОСК, кот

История возникновения "Международного Общества Сознания Кришны" (МОСК).
В 1959 г. Пракхупада вышел на пенсию и переехал в священный для бенгальских вишнуитов город Виндаван и поселился в храме Радхи, возлюбленной Кришны. В том же году он основал Лигу преданных с целью

Причины распространения кришнаитских идей.
Распространение кришнаизма и восточных идей вообще на Западе было обусловлено глубоким упадком современной западной культуры. Лихорадочная деятельность западного человека, рожденная чрезмерной алчн

Проблемы, возникшие у кришнаитов на первом этапе становления их организации.
Развитие кришнаизма породило много внутренних проблем, что было естественным процессом. В первую очередь это было связано с тем, что большинство людей были нерелигиозными до обращения в секту. Толь

Структурная организация ОСК.
В начале 70-х гг. Пракхупада приступил в организации руководящего аппарата, который в случае его смерти мог был руководить сектой. Сегодня главным руководящим органом является т.н. Общий совет дире

Кришнаизм в России.
Появление Кришнаизма в России связано с приездом в Москву в 1971 г. Пракхупады. Ему была предоставлена возможность свободно ходить по улицам Москвы, встретиться с профессором МГУ Котовским. Посещен

Источники вероучения и представления об Откровении.
Самыми авторитетными текстами кришнаиты рассматривают Бхагават-гиту в истолковании Пракхупады, а также Шримат-Бхагавану (Бхагават Пурана) – написана в 9-10 вв. Это одна из 18 книг Махабхараты, один

Представления кришнаитов о бытии.
Всё, что имеет бытие, имеет одно начало. Этим изначальным источником всего сущего является Кришна. В нем причины и следствия совпадают. Всё существующее условно может быть разделено на 3 качественн

Представления кришнаитов о Боге.
Кришна в зависимости от методов его познания открывается и описывается либо как безличный Брахман, либо как всепроникающая сверх-душа, либо как Бхагаван – личное божество. Т.о. Абсолют кришнаитов и

Внутренняя энергия.
Проявлением внутренней энергии является духовный мир, который вечен без начала и конца. Все, что в нем совершается, является вечным и неизменным. По этой причине в этом мире не бывает творения. Это

Пограничная энергия.
Проявлением этой энергии Кришны являются живые существа дживы, или, выражаясь европейским языком, души. Т.к. пограничная энергия исходит из Кришны, то он является источником всех душ, всех обладающ

Представления кришнаитов о составе человека.
Кришнаиты здесь не стоят особняком от общеиндийской нормы. Их взгляд на этот вопрос традиционен. Человек состоит из следующих элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир, а также ум, разум, "Я

Представления кришнаитов о реинкарнации или переселении душ.
В момент смерти душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело из пяти элементов. Какое тело джива получит в следующей жизни, зависит от состояния тонкого ума в момент смерти, главным образом

Логические противоречия доктрины перевоплощения.
Признание реального падения душ в духовном мире порождает ряд противоречий в доктрине о перевоплощениях. Если допустить, что в духовном мире возможно падение, то души, которые смогли вырваться из м

Учение о переселении душ и ведическая традиция.
Кришнаиты себя считают прямыми наследниками религии Вед, которая якобы является универсальной религией всего мира. Однако в самых древних частях ведийского корпуса, в самих ведах, нет учения о карм

Христианство и доктрина реинкарнации.
Учение о перевоплощении предлагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и свободный характер связи души с телесными образованиями, которые восполняют для человеческого я функции

Отношение кришнаитов ко Христу.
Пракхупада считает, что когда мы обращаемся к Богу, называя его Христос, и когда мы обращаемся к Богу с именем Кришна, то мы имеем в виду одну и ту же личность – личность Кришны. Христос, по его мн

Представления кришнаитов о внешней энергии.
Кришна творит мир посредством своих проявлений или экспансий. Для осуществления творения он первоначально принимает форму трех аватар Вишну (в индийской мифологии творец и бог-разрушитель) Первая е

Представления кришнаитов о пути спасения.
Суть пути спасения сводится к любовному служению Кришне (путь Бхагти), который состоит из 9 форм деятельности. Все они сводятся к тому, чтобы человек умом, сердцем, мыслями, помыслами был обращен н

Жизнь кришнаитов.
Для того чтобы достичь успеха, необходимо соблюдать 4 регулирующих принципа, запрещающих мясоедение, азартные игры, недозволенные половые отношения не только с другими лицами, но и с супругами (отн

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Одна из выдающихся деятельниц теософ. об-ва Анни Безант так высказалась: «Только когда Высшее Я, которое и есть Бог, раскроется в вас самих, тогда Высшее Я, т.е. Бог вне вас, появится перед вами во

ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ – ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.
Родилась она в Екатеринославле 19 июля 1831 года. По материнской линии её род, в котором было много известных имён, восходит к Рюриковичам, а по отцовской - к меклинбургскому графскому роду. Её дед

ИСТОРИЯ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ.
Во второй половине 19-го века усилиями масонов создана была ситуация, благоприятствующая распространению теософских идей. Вначале 20-го века в России, по мнению издателя журнала "Спирит

КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.
Теософская доктрина является пантеистической, а основным законом всего бытия признаётся эволюция. Всё, что существует во Вселенной, происходит из одного источника и представляет собой

АНТРОПОГЕНЕЗ - УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.
Антропогенез, по учению антропософов, начинается с происхождения всего сущего. Абсолют сначала проявляется как недифференцированная космическая субстанция. Затем как Логос, которые рождает н

ТЕОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Человек состоит из двух природ: духовной и материальной." Духовная природа имеет три аспекта, а материальная - четыре аспекта. К низшим материальным аспектам природы человека относят сл

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕОСОФОВ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЕ.
Вся Вселенная, по мнению теософов, управляется незыблемым законом справедливости, который приводит всё к единой цели. В отношении к человеку этот закон именуется КАРМОЙ. Карма представляе

Краткий исторический обзор.
Основателем теософии является РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР (Штейнер). Родился 27 февраля 1861 года на территории, входящей в состав современной Югославии, в семье железнодорожнослужащего. Он получил хорошее обр

АНТРОПОСОФСКАЯ КОСМОЛОГИЯ.
По антропософскому учению, наш земной шар, как и вся материя, представляет собой результат материализации духа. Но прежде, чем земля дошла до современной стадии, земной шар трижды проделал процесс

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Краткое рассмотрение).
Человек состоит из четырёх частей, через которые он принадлежит к природному и духовному мирам. Человеческое "Я'' принадлежит к духовному миру, оно бессмертно, оно определяет индивидуальность

Парабрахман – небытие
Космический Логос    

Небесная иерархия
  1 2 ……. N Вселенные

Акура – Мазда – А-М
Планетарные духи     ОГЛАВЛЕНИЕ:   Введение в Сектоведение. 1 1. Сектоведение как дисциплина. 7

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги