Читается: «термин А,по определению, употребляется в контексте К,если и только
если В». Определяемая и определяющая части здесь представляют собой не понятия, а
суждения.
Контекстуальные определения используются тогда, когда значение термина трудно объяснить вне контекста. Например, что означает термин «вкрутую»? Это гораздо
проще объяснить в контексте предложения: «Яйцо считается сваренным вкрутую, если и
только если оно хорошо вращается на плоской твердой поверхности».
Их применяют также в тех случаях, когда значение определяемого термина каким-
то образом меняется в зависимости от контекста – скажем, если он используется в составе
идиоматического выражения. Например, что означает выражение «лужа» в контексте, со-
держащем глагол «сесть»? Оно может быть частью идиомы: «Сесть в лужу – значит по-
пасть в неловкое, комическое положение».
Первое из приведенных здесь определений – явное, операциональное, контексту-
альное. Второе – явное, генетическое, контекстуальное.
Конечно, контекстуальные определения встречаются и среди неявных. В частно-
сти, таковыми являются рекурсивные и аксиоматические определения.
Упражнение 4.Установите, какие из приведенных определений являются контекстуальными, а какие – нет. Определите также, есть ли среди них операциональные, гене-
тические, целевые и квалифицирующие.
а) Вентилятор – устройство для подачи воздуха под давлением.
б) Любовь – это навязчивое помышление черножелчного характера, возникающее от постоянного осмысливания и переосмысливания наружности и нравов некоего u1083 лица противоположного пола (Авиценна).
в) Проезд считается неоплаченным, если пассажир, не имеющий абонемента или удосто-
верения на проезд, до следующей после посадки остановки не прокомпостировал приобретенный
заранее билет.
г) Линза – это прозрачное тело, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями
и преобразующее форму светового пучка.
д) Друг – это человек, который не бросит вас, если с вами случится беда.
е) «Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, за-
глянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обрат-
но. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором». (Ф. Искандер).