рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вписанный клавесин

Вписанный клавесин - раздел Механика, И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004   Но Как Приступить К Осуществлению Закономерностей Постоянного...

 

Но как приступить к осуществлению закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано? Здесь более чем существенным представляется одно соображение, которое, при всей своей простоте, к сожале­нию, часто игнорируется. Его можно сформулировать так.

Если бы речь шла об извлечении из фортепиано каких-ни­будь звучностей или тембров, то можно было говорить о попыт­ках максимально использовать все возможности фортепиано. Но если речь идет, в первую очередь, не об извлечении мощно­стей и тембров, а об осуществлении закономерностей, то тогда, ко­нечно, наиболее очевидным путем будет не максимальное исполь­зование звучности фортепиано, а, наоборот, мудрое и по опреде­ленному принципу проводимое ограничение звуковых средств.

Фортепиано, в отличие от клавесина и органа, не является инструментом с постоянным тембро-динамическим ладом. Более того, фортепиано является антиподом клавесина и органа в том смысле, что в зависимости от воли исполнителя дает возмож­ность из одной клавиши извлекать звуки огромного динамического разнообразия. Фортепиано принадлежит к инструментам, с наи­большей силой реагирующим на всякое изменение физического усилия, проявленного исполнителем, и потому чуткость форте­пианной клавиатуры представляет злейшую опасность, подсте­регающую исполнителя. Фортепианную клавиатуру можно срав­нить с хаотическим морем возможностей. Поведение исполни­теля по отношению к этому морю хаоса должно быть весьма различным в разных случаях. Если говорить о педагогических принципах, то в одних случаях следует развивать у ученика доверчивость к этому потоку неожиданных возможностей, ста­раться научить его больше доверять своим бессознательным по­рывам. Такой толчок часто научает пианиста плавать в колеб­лющемся море фортепианных возможностей, или, как в таких случаях говорят, — петь на инструменте с той свободой, с какой поет человек. Иной же раз — наоборот — нужно всеми силами пытаться пробудить у ученика боязнь звукового коварства кла­виатуры, необходимо пытаться научить его самоконтролю путем тренировки.

Осуществление закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано требует, прежде всего, умения путем ограничения вырезать из необъятного поля фортепианных звучностей нужную в данном случае звуковую закономерность.

Итак, клавесин не нужно создавать на фортепиано. Клаве­син (подразумевается: «закономерности клавесина») заключен внутри мира фортепианной звучности. Современное фортепиано дает расширение динамических возможностей клавишных инст­рументов — его предшественников. Образ клавесина остался заключенным внутри многообразия фортепианных возможно­стей. Точно также образ постоянного тембро-динамического лада оказался лишь одной из бесчисленных скрытых в фортепианной {63}клавиатуре возможностей, причем возможностью основательно забытой. И это понятно: среди бесконечного количества воз­можностей не так легко, оказывается, найти нужную нам зако­номерность этого лада. Или — скажем еще конкретнее — оказы­вается не так легко отыскать в «бехштейне» лад Зильбермана.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004

ldn knigi lib ru ldn knigi narod ru ldn knigi narod ru... Х Номера страниц соответствуют началу страницы в книге...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вписанный клавесин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АРТИСТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ
  Выдающийся органист, энтузиаст старинной музыки, крупнейший ее зна­ток и исследователь, наставник нескольких поколений ленинградских музы­кантов, вдохновенный пропагандист современн

Л. Ковнацкая
{13}   К ВОПРОСУ О ЛОГИКЕ БАХОВСКОГО ЯЗЫКА   Каждому, кто работает научно-исследовательски или твор­чески-исполнительски в област

Две группы трудностей
  Каждый исполнитель, работающий над старин­ной музыкой, в частности над исполнением про­изведений Баха, сталкивается с трудностями двоякого рода. Первая трудность связана с

Что такое «ровность динамики»?
  Представляется важным подвергнуть рассмотрению понятие ровности — понятие, которое, как принято считать, характеризует специфику кла­весинной и родственной ей органной динамики. Дей

Еще о ровности.
  Что же такое ровность? Что означает фраза «мы имеем два звука одной и той же силы?» Если это два звука одной и той же высоты, тогда мы имеем просто два совершенно эквивалентных звук

Постоянный тембро-динамический лад.
  Всмотримся пристальнее в ресурсы постоянной тембро-динамической гаммы клавесина и органа, гаммы, осуществляющей некий исторически обусловленный процесс изменения тембра и динамики.

Постоянный тембро-динамический лад в действии.
  Представим себе постоянный тембро-динамический лад в действии. Если сыграем на нем гамму, то с наибольшей откровенностью извле­чем из клавиатуры ту идею процесса, которая вложена в

Лейтмотивы?
  Общеизвестны труды Альберта Швейцера и Андре Пирро.* Оба исследователя, каждый по-своему, сосредо­точили внимание на вокальных произведениях Баха, а также на его хоральных прелюдиях

Линеарность.
  Значительность указанного явления заставляет нас серьезно задуматься: что же представляют для Баха эти выразительные мотивы? Имеем ли мы здесь дело с лейтмоти­вами, с какими-то знак

Спиритуалистическое пространство
  Итак, Швейцер и Пирро, с одной стороны, и Курт — с другой, говорят о неких процессах движения в музыке. Советский исследователь И. И. Иоффе с иных позиций подходит к этой проблеме.*

Реприза
  Теперь можно попытаться объединить соображе­ния, высказанные в первом и в этом разделе. Если сопоставить формулировку постоянного тембро-динамического лада, данную в конце

Факты» и закономерности
  Третий раздел я начинаю с введения нового образа — современного фортепиано. Обратимся к тем «бехштейнам», «блютнерам» и «стейнвеям», которые стоят в наших концертных залах, в класса

Через фактуру к ладу
  Какой же звуковой рельеф хотим мы вырезать из богатого материала фортепианной клавиа­туры? Ведь известно, что существует бесчисленное множество тембро-динамических ладов, что даже к

Знание, слух, движение, идея
  Впрочем, предложенный путь не так прост и не движение, идея столь уж легок. Здесь требуется мастерство или точнее воспитание мастерства, для чего необходимо учесть по меньшей мере ч

Идея и техника
  Тем самым возникает группа связей между сфе­рой идей баховского искусства и исполнительскими средствами их воплощения. Таковы: 1) знание фактуры, 2) фактурный слух и 3) иск

Принцип единства звучности
  Начнем с дискуссионного вопроса об оттенках crescendo — diminuendo. Нам уже известно, что звучности динамические оттенки на клавесине существуют, но они содержатся в самом инструмен

Клавесин или фортепиано?
  И последний вопрос: на каком же инструменте нужно играть клавесинную музыку — играть ли ее на клавесине или на фортепиано? Если клавесин своеобразный инструмент, который в самом сво

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРГАНА
  Орган. Немой наставник, сопровождавший европейскую му­зыку с самой ее колыбели. («Organum» — первое прорастание из одноголосия. «Organisare» — играть на органе, играть вообще на как

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ОРГАНЕ
  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ (МЕХАНИКА)   Методология обучения органной игре вытекает из самого по­нятия полифонии, основы техники — из внутренней логики по­

К вопросу о логике баховского языка
  Печатается по изданию: Музыкознание. Временник отделения музыки (ГИИИ), вып. 4. Л, 1928, с. 13—39. С. 13. Праут Эбенезер (1835—1909)—английский музыковед и

Что надо знать композитору, пишущему для органа
  Статья написана в 1930-х годах. Печатается по отредактированной машино­писной копии. С. 105.Бёльман Леон (1862-1897) — французский органист и компо­зитор.

Заметки о советской органной музыке
  Статья написана в конце 1930-х годов, позднее дополнена. Печатается по отредактированной машинописной копии (с сокращениями). С. 132.Юдин Михаил Алексеевич

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги