Идея и техника - раздел Механика, И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004
Тем Самым Возникает Группа Связей Между Сферой Идей Баховско...
Тем самым возникает группа связей между сферой идей баховского искусства и исполнительскими средствами их воплощения. Таковы:
1) знание фактуры, 2) фактурный слух и 3) искусство фактурного движения (Фактурное движение — движение руки при осуществлении исполнительского замысла.). Подразумевается, естественно, не общее положение о том, что исполнитель должен проникнуть в круг идей исполняемого им автора — речь идет о конкретных формах этих связей.
Выражению образов страдания, борьбы, победы подчинены все аспекты музыки Баха, этим идеям служат и концепции модуляционного плана, и ритмика, и тембровая игра, и, наконец, {67}мелодическая работа во всем ее многообразии. Однако в данной статье музыка Баха рассматривается с точки зрения ее связи с закономерностями постоянного тембро-динамического лада, и потому, в первую очередь, мы заинтересованы мелодическими формами как средствами выражения идей старинной музыки.
Баховский мотив — в центре нашего внимания. На его изучении развивается аналитическая способность музыканта, оттачиваются и совершенствуются движения рук исполнителя. Созданию техники и раскрытию картины спиритуалистической трагедии служат и все другие средства: фактурные формулы и типы, приемы мотивной работы, всякое перемещение горизонтали, изменения мелодического сложения, игра регистров.
В развитии слуха участвует внимание. Но известно, что внимание не есть неиссякаемый источник, из которого можно безнаказанно черпать. Таково закономерное строение человеческого организма: внимание дает наибольший эффект, если оно организовано вокруг жизненно плодотворной цели.
Но при изучении искусства какая же цель может считаться более разумной и плодотворной, чем цель постижения идей? И лишь в движении к этой разумной цели внимание окажет нам неограниченную помощь. Поэтому только тот артист, который способен воспламениться идеями баховского искусства, научится слышать то, что нужно слышать, поймет жизнь мотива в старинной музыке.
Вместе с тем в исполнительской практике постижение идеи не может осуществляться лишь рационалистическим методом. Формирование исполнительского мастерства основано не на возведении сознанием определенной концепции, но на умении мобилизовать силы организма вокруг тех задач, для решения которых организм еще не выработал необходимых приемов. В мобилизации имеющихся ресурсов вокруг новых для организма целей, наряду с идеей, играет громадную синтезирующую роль влияние эмоций.
ldn knigi lib ru ldn knigi narod ru ldn knigi narod ru... Х Номера страниц соответствуют началу страницы в книге...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Идея и техника
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
АРТИСТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ
Выдающийся органист, энтузиаст старинной музыки, крупнейший ее знаток и исследователь, наставник нескольких поколений ленинградских музыкантов, вдохновенный пропагандист современн
Л. Ковнацкая
{13}
К ВОПРОСУ О ЛОГИКЕ БАХОВСКОГО ЯЗЫКА
Каждому, кто работает научно-исследовательски или творчески-исполнительски в област
Две группы трудностей
Каждый исполнитель, работающий над старинной музыкой, в частности над исполнением произведений Баха, сталкивается с трудностями двоякого рода.
Первая трудность связана с
Что такое «ровность динамики»?
Представляется важным подвергнуть рассмотрению понятие ровности — понятие, которое, как принято считать, характеризует специфику клавесинной и родственной ей органной динамики. Дей
Еще о ровности.
Что же такое ровность? Что означает фраза «мы имеем два звука одной и той же силы?» Если это два звука одной и той же высоты, тогда мы имеем просто два совершенно эквивалентных звук
Постоянный тембро-динамический лад.
Всмотримся пристальнее в ресурсы постоянной тембро-динамической гаммы клавесина и органа, гаммы, осуществляющей некий исторически обусловленный процесс изменения тембра и динамики.
Постоянный тембро-динамический лад в действии.
Представим себе постоянный тембро-динамический лад в действии. Если сыграем на нем гамму, то с наибольшей откровенностью извлечем из клавиатуры ту идею процесса, которая вложена в
Лейтмотивы?
Общеизвестны труды Альберта Швейцера и Андре Пирро.* Оба исследователя, каждый по-своему, сосредоточили внимание на вокальных произведениях Баха, а также на его хоральных прелюдиях
Линеарность.
Значительность указанного явления заставляет нас серьезно задуматься: что же представляют для Баха эти выразительные мотивы? Имеем ли мы здесь дело с лейтмотивами, с какими-то знак
Спиритуалистическое пространство
Итак, Швейцер и Пирро, с одной стороны, и Курт — с другой, говорят о неких процессах движения в музыке. Советский исследователь И. И. Иоффе с иных позиций подходит к этой проблеме.*
Реприза
Теперь можно попытаться объединить соображения, высказанные в первом и в этом разделе.
Если сопоставить формулировку постоянного тембро-динамического лада, данную в конце
Факты» и закономерности
Третий раздел я начинаю с введения нового образа — современного фортепиано. Обратимся к тем «бехштейнам», «блютнерам» и «стейнвеям», которые стоят в наших концертных залах, в класса
Вписанный клавесин
Но как приступить к осуществлению закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано? Здесь более чем существенным представляется одно соображение, которое, при все
Через фактуру к ладу
Какой же звуковой рельеф хотим мы вырезать из богатого материала фортепианной клавиатуры? Ведь известно, что существует бесчисленное множество тембро-динамических ладов, что даже к
Знание, слух, движение, идея
Впрочем, предложенный путь не так прост и не движение, идея столь уж легок. Здесь требуется мастерство или точнее воспитание мастерства, для чего необходимо учесть по меньшей мере ч
Принцип единства звучности
Начнем с дискуссионного вопроса об оттенках crescendo — diminuendo. Нам уже известно, что звучности динамические оттенки на клавесине существуют, но они содержатся в самом инструмен
Клавесин или фортепиано?
И последний вопрос: на каком же инструменте нужно играть клавесинную музыку — играть ли ее на клавесине или на фортепиано? Если клавесин своеобразный инструмент, который в самом сво
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРГАНА
Орган. Немой наставник, сопровождавший европейскую музыку с самой ее колыбели. («Organum» — первое прорастание из одноголосия. «Organisare» — играть на органе, играть вообще на как
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ОРГАНЕ
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ (МЕХАНИКА)
Методология обучения органной игре вытекает из самого понятия полифонии, основы техники — из внутренней логики по
К вопросу о логике баховского языка
Печатается по изданию: Музыкознание. Временник отделения музыки (ГИИИ), вып. 4. Л, 1928, с. 13—39.
С. 13. Праут Эбенезер (1835—1909)—английский музыковед и
Что надо знать композитору, пишущему для органа
Статья написана в 1930-х годах. Печатается по отредактированной машинописной копии.
С. 105.Бёльман Леон (1862-1897) — французский органист и композитор.
Заметки о советской органной музыке
Статья написана в конце 1930-х годов, позднее дополнена. Печатается по отредактированной машинописной копии (с сокращениями).
С. 132.Юдин Михаил Алексеевич
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов