Реферат Курсовая Конспект
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРГАНА - раздел Механика, И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004 Орган. Немой Наставник, Сопровождавший Европейскую Музыку С ...
|
Орган. Немой наставник, сопровождавший европейскую музыку с самой ее колыбели. («Organum» — первое прорастание из одноголосия. «Organisare» — играть на органе, играть вообще на каком-либо инструменте, наконец,—организовывать звуки, то есть создавать музыку.) Затем — исчезнувший и схороненный под двойными затворами церкви и музея. Теперь — снова пробуждающийся после двухсотлетнего сна.
Всмотримся в этот сложный образ. В центре мы увидим немое и величественное строение органа, плод тысячелетнего сотрудничества музыки, техники и науки; сложную организацию— машину, уже в своей схеме вмещающую застывший принцип звучания. Над ним и вокруг него расположатся: органное {78}творчество — «исполинская копилка давних, очень давних опытов восприятия окружающих человека явлений и фиксации их в организованных звучаниях» (Игорь Глебов [Б. В. Асафьев] Полифония и орган в современности. Л., "Academia", 1926, с. 8.); органная игра — искусство управлять механизмом, организовывать механическую ткань, вмещать в нее волю и силу — искусство переплавлять материю во внушение речи; органная школа—тайна ремесла, преемственно передающийся способ «добывания огня».
Начало XX века — поворотный пункт, с которого начинается возрождение по всем указанным направлениям. Романтический орган XIX века находит свое завершение в типе гиганта — симфонического органа; навстречу ему возрождается полифонический орган Баха. Наряду с церковным органистом, появляется органист—исполнитель-виртуоз. Развитие органного исполнительства выливается в создание органных школ. Деятельность органистов-виртуозов выводит орган из его изолированного положения и включает органное искусство в современную музыкальную жизнь. Рождается светский орган. В концертных залах, в громадных выставочных помещениях (Париж — Trocadero, Бреславль — Jahrhunderthalle) строятся органы-гиганты.
Развертывающимися в нашей музыкальной жизни силами орган вызывается к пробуждению. Я имею здесь в виду возрождение инструментализма и линеарной полифонической динамики.
1. Исследования Арнольда Шеринга открывают нам инструментальную музыку XIV — XVI веков.* Представление, будто тогда существовало только вокальное искусство a cappella, оказывается порождением XIX столетия. Очевидно, мы видели то, что хотели видеть, и нужны были изыскания Шеринга, чтобы сделать для наших глаз зримыми те лютни, псалтериумы, портативы* и виолы, которые изображены Мемлингом и Рафаэлем. Подобно веселому, многошумному рою инструментов, несущихся к нам из эпохи раннего Возрождения, образы забытых инструментов-«плебеев» осаждают наших современников. Композиторы оставляют монопольно-царственный струнный квартет и обращаются к бесконечно разнообразным инструментальным комбинациям. Восстание инструментов взрывает вязкий монолит симфонического оркестра и преобразует его в искрящееся явление камерного оркестра. Те же силы, которые открыли для наших глаз изображенное на картинах Мемлинга, заставляют нас находить в сочинениях Моцарта и Бетховена забытые страницы инструментальной изобретательности. Наконец наступление инструментов идет по линии уличной музыки.
Я уже не говорю о семействе саксофонов, ставшем классическим. Арфа, барабан и гребенка. Удивится ли кто-либо сейчас такому оркестру? И еще далее—несуществующие инструменты взывают к изобретателям о своем существовании. Само электричество {79}поддается жажде звучания. Тагер создает универсальный электрический орган — «сферофон». Инструменты объявляют войну исполнителям. Фирма «Welte» конструирует ряд механических инструментов. Механическая музыка выступает с почетом на празднествах в Донауэшингене.*
Подобно актерам Пиранделло, ищущим своего автора,* осаждает нас рой исчезнувших, забытых, возрождающихся, не изобретенных еще инструментов, стремясь преодолеть свою немоту и огласить пространство своим живым, неиспробованным еще шумом. Строение органа слишком монументально, чтобы образ его мы могли вплести в рой наступающих на нас инструментов. Но во всяком случае нам понятно будет возрождение органа, как инструмента инструментов. Действительно, орган представляет крайнюю степень инструментализации по двум направлениям.
С одной стороны, мы находим в нем доведенный до конца принцип инструментализации, принцип механизации пения. В скрипке механизировано лишь звучащее тело. Интонация и динамика подчинены исполнителю непосредственно. Флейта механизирует интонацию. Рояль механизирует интонацию и ограничивает динамическую инициативу исполнителя начальным моментом звучания. Наконец, на органе и интонация, и динамика, и тембр — все механизировано, и воле исполнителя предоставлено лишь вызвать к звучанию рационально определенный и механически заранее приготовленный звук (Тембр не только механически фиксируется в определенном наборе труб (регистре), но осуществляется попытка рационально расчленить явление тембра и механически построить его из элементов, то есть обертонов. Эти обертоны, выделенные в отдельные, по желанию включаемые и выключаемые, регистры (микстуры), придают органу совершенно специфический инструментальный колорит.).
2. Доводя принцип инструментализма до полного завершения (дальнейшая механизация ведет уже к механической музыке?), орган вместе с тем представляет и максимальное развитие этого принципа. Орган есть богатейший и совершеннейший коллектив инструментов, дающий калейдоскоп звучностей, от скользящего эхо до монументальных звуковых глыб.
3. Но, максимально осуществляя идею инструментальности, идею механизированного пения, орган одновременно осуществляет в предельном отвлечении и принцип его единства — принцип единства дыхания. Бесконечное дыхание — вот принцип органного звука. Правда, это бесконечное дыхание пересекается и дробится принципом инструментального механизирования. Оно расчленено в отдельных, заранее механически приготовленных звуках. Но лишенные динамического вздоха и ритмического акцента, органные тоны формируются исключительно по принципу длительности. Таким образом, фактически расчлененное и осуществленное только в дифференциале непрерывное дыхание {80}устанавливает свое первенство в области творчески формирующего принципа. Это первенство непрерывного дыхания делает орган полифоническим инструментом.
Что характеризует процесс звучания рояля, скрипки? Энергия вступления. Каждый звук концентрирует всю свою живую энергию в начальном моменте. Длящийся звук стушевывается перед новой вспышкой. Воля концентрируется в желании зазвучать. Нежелание прерваться, желание длиться—вот сущность органного звука. Поэтому всякий замысел, не только мелодический, но также и ритмический или колористический, в условиях органного звука проявляет склонность к линеарным образованиям. Длительность есть основа органного искусства. Как я уже говорил, органный ритм лишен акцента. Это—не точечный ритм, а ритм реального соотношения длительностей. Лишенный акцента, он не знает метрического принуждения, часто разрывающего реальные соотношения. Точечный ритм классической фазы — ряд волевых вспышек в безвольном времени. Ритмическая же воля органа — в волевой заполненности непрерывно длящегося времени. Ритм органа — это линеарная динамика. Техника органной игры — линеарная агогика.
Нам будет теперь ясно, что орган всегда являлся проводником полифонии, достиг кульминации вместе с ее расцветом и затем был забыт со смертью Баха, с концом полифонической фазы. Возрождение полифонической мелодики — вот второе явление в современной музыкальной жизни, вызывающее забытый XIX веком орган к действию.
4. Мы видели, что творчески организующим принципом органного искусства является динамика линеарности. Но мы видели также, что по своему инструментальному принципу орган осуществляет крайнюю рационализацию звуковой ткани, разлагая ее на вполне рациональные в своей определенности звуки. Таким образом, мы можем сказать, что органное искусство есть разрешаемая в звуковой области проблема построения динамической системы из рациональных элементов, проблема рационального разложения динамического процесса.
5. Органные звуки, лишенные в своей определенности возможности преобразования, лишены также возможности отражать субъективную сферу исполнителя. Они забронированы от всякой субъективной пульсации сложным передаточным механизмом. Экспрессивная система органного тона делается поэтому эквивалентной системе вдуваемого сжатого воздуха. Но давление постоянно. Таким образом, эмоциональный субъективизм изгнан из элементов органного искусства — вполне рациональных, константных и инертных.*
Действие равно противодействию! Мерой константности, рациональности и инертности органного звука измеряется иррациональная линеарная динамика, гигантский симфонический напор органного искусства.
{81}6. Мы пришли здесь к особенно ценному для нас фактору — огромному симфоническому диапазону того коллектива механизированных инструментов, который синтезирован в органе.
Громаден, во-первых, пространственный коэффициент органного искусства. Интимный рояль гаснет в больших помещениях. Наоборот, тесные стены душат орган. Нужны громадные воздушные поля для того, чтобы лавины органного звука могли развернуться.
7. Распространяя свое влияние на громадные пространства, орган вместе с тем наводняет эти пространства с подавляющей и непреклонной мощью. В своем многозвучии орган выходит далеко за пределы всякого сравнения с нашим повседневным звуковым масштабом. Наш слух ориентируется на звуковое напряжение процессов повседневной жизни. Будучи перенесен в сферу симфонического воздействия, он соприкасается с различными, искусственно усиленными при помощи резонаторов, звуковыми процессами. Но всегда эти звуковые процессы имеют своей непосредственной основой работу человека, действие индивидуума.
В своем затопляющем, заставляющем нас содрогаться многозвучии орган выходит, повторяю, за пределы всякого сравнения с действиями и волей индивидуума. Он затрагивает ту, обычно неприкосновенно покоющуюся, область нашего слуха, к которой относятся восприятия стихийных, катастрофических событий. Он отдаляет наше сознание от образов индивидуальных и вводит его в сферу событий космических. И именно, как космическим событием, мы бываем физиологически потрясены исчерпывающим, как бы пронизывающим и наполняющим нас органным звуком.
8. Но не только в пределе напряжения стихийно подавляет нас органный звук. Он остается космическим и в предельном разряжении, в отдаленнейшем эхо.
Звучность симфонического оркестра есть сумма отдельных, разнородных, субъективно окрашенных и эмоционально пульсирующих звучностей. Звучности эти в своей многообразной индивидуальной определенности размещены, подобно цветам спектра, по звуковой вертикали. Орган также есть ансамбль механизированных инструментов. Но каждый из этих инструментов своей звучностью равномерно заполняет всю звуковую вертикаль. Мы имеем флейту от С субконтроктавы до F пятой октавы; тромбон от С субконтроктавы до F четвертой октавы и т. д. И в пределах каждой из этих звучностей мы можем иметь комплекс неограниченной сложности: флейтовые, скрипичные, трубные аккорды в 8, 10, 16, 20 голосов (при помощи автоматических удвоений).
Из освобождения звуковых образований от субъективно пульсирующих элементов и из предельного равномерного расширения поля каждой звучности следует то космически {82}подавляющее влияние, которым обладают входящие в орган звучности. Каждая из этих звучностей — не оркестровый индивидуум, а замкнутая в себе сфера, вызывающая в нашем сознании образ стихии.
9. Физиологически подавляющее действие органа основано на:
а) механизированности звука каждой из составляющих орган сфер; б) суммировании этих сфер;
в) автоматическом включении обертоновых простых и сложных сфер от отдельных обертонов до 12 составных обертоновых рядов;
г) на автоматическом умножении музыкальных построений, то есть автоматическом отражении их в верхние и нижние октавы.
10. Наконец, для управления всем этим легионом звучностей, повелевающих на протяжении громадных полей, не нужны десятки оркестровых работников, ибо управление этим симфоническим колоссом находится в руках одного человека.
11. Пользуясь для своего сборника хоралов мелодиями уличных песен и подтекстовывая к ним хоральные тексты, Лютер говорил: «Почему должны мы отдавать черту все красивые песни?»
Можем ли и мы пройти мимо инструмента, призванного наполнять громадные своды и обращаться к тысячам?
Цель вышеизложенной краткой дедукции из принципов органа — поставить вопрос об актуальном для нас значении органного искусства. Тема эта выходит за пределы данной статьи. Указываю поэтому лишь главнейшие тезисы.
Наряду с романтическим симфоническим органом — преемником органа XIX века, развивается старинный полифонический орган (типа Преториуса — Баха), орган для кинематографа, механический орган, новый тип фисгармоний (Kunstharmonium). Опыты с электрическим органом. Сильное распространение светского органа, в особенности — в США. Наука и школа, вдохновленные идеей возрождения полифонии («Молодежное движение» в Германии*), расчищают путь для нового полифонического творчества. Однако знаменательным является то, что творчество пока безмолвствует.
Во Франции органная литература замыкается Франком, в Германии Регером. После Perepa можно назвать лишь несколько вещей, заслуживающих внимания. Колоссальный спрос на органную музыку и большой интерес к ней, вызванный светским концертным органом, заставляют издательства наводнять рынок громадным количеством макулатуры. Органный каталог издательства Novelle имеет шестьдесят страниц мелкого шрифта, но он заполнен преимущественно переложениями из сочинений Шпора, Гиллера, Шумана, Чайковского, Аренского. . .
В противовес этому у нас, несмотря на отсутствие исторической национальной органной традиции, имеются несомненные ростки новой полифонической органной литературы. {83}Произведения, написанные за последние годы X. Кушнаревым и М. Юдиным — самое интересное в новейшей мировой органной литературе.* И эти ростки живого творчества следует ценить дороже всей пышности органного строительства на Западе. Наша задача бережно хранить и выращивать эти знаменательные и редчайшие побеги новой ветви музыкальной культуры.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ldn knigi lib ru ldn knigi narod ru ldn knigi narod ru... Х Номера страниц соответствуют началу страницы в книге...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРГАНА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов