рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К вопросу о логике баховского языка

К вопросу о логике баховского языка - раздел Механика, И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004   Печатается По Изданию: Музыкознание. Временник Отделения Музы...

 

Печатается по изданию: Музыкознание. Временник отделения музыки (ГИИИ), вып. 4. Л, 1928, с. 13—39.

С. 13. Праут Эбенезер (1835—1909)—английский музыковед и компо­зитор. См.: Э. П p а у т. Фуга М., 1900.

С. 15. Курт Эрнст (1886—1946)—швейцарский музыковед. К положе­ниям его труда «Основы линеарного контрапункта» ("Grundlagen des line­aren Kontrapunkts. Bachs melodische Polyphonie", 1917, русский перевод— 1931) И. А. Браудо неоднократно обращается в своих статьях (см. также с. 19, 29, 31, 58, 105 данного сборника).

С. 19. Очевидно, имеются в виду немецкие музыковеды H а у м а н Эмиль (1827—1888) и Беккер Пауль (1882—1937).

С. 22. Под мужским мотивом понимается мотив с акцентированным окон­чанием, ямбический; женский мотив — хореический, со слабым окончанием.

С. 24. Очевидно, имеется в виду арочное строение темы.

 

Единство звучности

 

Доклад на расширенном заседании кафедры фортепиано и органа Ленин­градской консерватории в 1939/40 учебном году. В дальнейшем неоднократно повторялся. Печатается по отредактированной машинописной копии.

С. 40. Имеется в виду II том органных произведений И. С. Баха под ре­дакцией Фр. К. Грипенкерля и Ф. Ройтцша (изд. Петере).

С. 43. Ландовская (Ландовска) Ванда (1879-1959)—польская клавесинистка и пианистка. См.: В. Ландовская. Старинная музыка. Пб., 1909 (переиздание — Л., 1929).

С. 49. Шнитгер Арп (1648-1720) — немецкий органный мастер. З и л ь б е p м а н — семья немецких органных и клавесинных мастеров, из которых наиболее известны современники И. С. Баха братья Андреас (1678-1734) и Готфрид (1683-1753).

С. 50. Микстура — органный регистр, в котором соединяются несколько труб различной высоты (первоначально от 3 до 8, впоследствии до 18 и более), что придает звучанию блеск. Язычковые — группа органных труб или регистров, вспомогательным механизмом возбуждения звука в которых служит металли­ческий язычок в стенке трубы (применяется с XV века).

С. 55. Швейцер Альберт (1875-1965) — философ, теолог, врач, музы­кант (органист и музыковед). Имеется в виду его книга "J. S. Bach, le mu­sicien-poète" (Paris, 1905; дополненное немецкое издание под названием „Johann Sebastian Bach" — 1908, полный русский перевод: А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М., «Музыка», 1964). Пирро Андре (1809—1943) — французский музыковед. Имеется в виду его труд "L'estétique de J. S. Bach" (Paris, 1907).

С. 59. Иоффе Иеремия Исаевич (1891-1947) — советский искусствовед. Имеется в виду его труд «Мистерия и опера (немецкое искусство XVI—XVIII веков)». Л., 1937.

С. 60.Блюме Фридрих (род. 1893) — немецкий музыковед.

 

С. 70.Назаров Иван Тимофеевич (1880-1951) — ученик Н. А. Римского-Корсакова, посвятивший свою творческую жизнь работе в области психофизиологии исполнительской деятельности. См. И. Назаров. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., «Музыка»,1970.

 

Возрождение органа

 

Печатается по изданию: «Новая музыка», сб. III. Л., 1927, с. 15-23.

С. 78. Шеринг Арнольд (1877-1941) — немецкий музыковед. Из его многочисленных трудов, посвященных старинной музыке, вероятно, в первую очередь имеется в виду книга "Aufführungspraxis alter Musik" (Leipzig, 1931).

Псалтериум — старинный щипковый инструмент; портатив — небольшой переносный орган.

С. 79.В немецком курортном городе Донауэшингене в 20-е годы прохо­дили фестивали новой музыки. См.: М. Буттинг. История музыки, пережи­тая мной. М„ 1959, с. 159-164.

Пирапделло Луиджи Джирдженти (1867-1936) — итальянский писа­тель, драматург. Имеется в виду его драма «Шесть персонажей в поисках автора» (1921).

С. 80.В пункте 5 утверждение чрезмерно категорично, оно отражает кон­структивистские тенденции в музыкальном искусстве, распространенные в годы, когда писалась статья.

С. 82. Jugendbewegung — так называемое «молодежное движение» в Германии 20-х годов, возглавлявшееся Фр. Йеде, которое стремилось возродить интерес к принципам народного и старинного музицирования в любительской юношеской среде. Это движение носило противоречивый характер. См.: М. Друскин. Берлин начала 30-х годов. В кн.: М. Друскин. О западно­европейской музыке XX века. М., «Советский композитор», 1973; Т. Левая, О. Л е о н т ь е в а. Пауль Хиндемит. М., «Музыка», 1974.

С. 83. О произведениях X. Кушнарева и М. Юдина см. статью «Заметки о советской органной музыке» в данном сборнике.

 

Вопросы обучения игре на органе

 

Статья представляет собой основной раздел программы органного класса, написанной в 1930-е годы. Печатается по отредактированной машинописной копии.

С. 86.Сабанеев Борис Леонидович (1880—1918)—органист и му­зыковед.

С. 88. Здесь имеется в виду противопоставление ходов по тонам аккорда и поступенного движения.

С. 92. Имеются в виду «50 упражнений». А. Гедике, «51 упражнение» И. Брамса, «Школа легато и стаккато», ор. 335 К. Черни. Карл-Эллерт Зигфрид (1877-1933)—немецкий композитор, музыковед и исполнитель на Kunstharmonium. Вероятно, имеется в виду его "Die Harmoniumtechnik (Gradus ad Parnassum)", ор. 95.

С. 97.Коробка (швеллерный ящик) — приспособление современного ор­гана, позволяющее получить постепенное усиление или ослабление звучности.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004

ldn knigi lib ru ldn knigi narod ru ldn knigi narod ru... Х Номера страниц соответствуют началу страницы в книге...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К вопросу о логике баховского языка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АРТИСТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ
  Выдающийся органист, энтузиаст старинной музыки, крупнейший ее зна­ток и исследователь, наставник нескольких поколений ленинградских музы­кантов, вдохновенный пропагандист современн

Л. Ковнацкая
{13}   К ВОПРОСУ О ЛОГИКЕ БАХОВСКОГО ЯЗЫКА   Каждому, кто работает научно-исследовательски или твор­чески-исполнительски в област

Две группы трудностей
  Каждый исполнитель, работающий над старин­ной музыкой, в частности над исполнением про­изведений Баха, сталкивается с трудностями двоякого рода. Первая трудность связана с

Что такое «ровность динамики»?
  Представляется важным подвергнуть рассмотрению понятие ровности — понятие, которое, как принято считать, характеризует специфику кла­весинной и родственной ей органной динамики. Дей

Еще о ровности.
  Что же такое ровность? Что означает фраза «мы имеем два звука одной и той же силы?» Если это два звука одной и той же высоты, тогда мы имеем просто два совершенно эквивалентных звук

Постоянный тембро-динамический лад.
  Всмотримся пристальнее в ресурсы постоянной тембро-динамической гаммы клавесина и органа, гаммы, осуществляющей некий исторически обусловленный процесс изменения тембра и динамики.

Постоянный тембро-динамический лад в действии.
  Представим себе постоянный тембро-динамический лад в действии. Если сыграем на нем гамму, то с наибольшей откровенностью извле­чем из клавиатуры ту идею процесса, которая вложена в

Лейтмотивы?
  Общеизвестны труды Альберта Швейцера и Андре Пирро.* Оба исследователя, каждый по-своему, сосредо­точили внимание на вокальных произведениях Баха, а также на его хоральных прелюдиях

Линеарность.
  Значительность указанного явления заставляет нас серьезно задуматься: что же представляют для Баха эти выразительные мотивы? Имеем ли мы здесь дело с лейтмоти­вами, с какими-то знак

Спиритуалистическое пространство
  Итак, Швейцер и Пирро, с одной стороны, и Курт — с другой, говорят о неких процессах движения в музыке. Советский исследователь И. И. Иоффе с иных позиций подходит к этой проблеме.*

Реприза
  Теперь можно попытаться объединить соображе­ния, высказанные в первом и в этом разделе. Если сопоставить формулировку постоянного тембро-динамического лада, данную в конце

Факты» и закономерности
  Третий раздел я начинаю с введения нового образа — современного фортепиано. Обратимся к тем «бехштейнам», «блютнерам» и «стейнвеям», которые стоят в наших концертных залах, в класса

Вписанный клавесин
  Но как приступить к осуществлению закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано? Здесь более чем существенным представляется одно соображение, которое, при все

Через фактуру к ладу
  Какой же звуковой рельеф хотим мы вырезать из богатого материала фортепианной клавиа­туры? Ведь известно, что существует бесчисленное множество тембро-динамических ладов, что даже к

Знание, слух, движение, идея
  Впрочем, предложенный путь не так прост и не движение, идея столь уж легок. Здесь требуется мастерство или точнее воспитание мастерства, для чего необходимо учесть по меньшей мере ч

Идея и техника
  Тем самым возникает группа связей между сфе­рой идей баховского искусства и исполнительскими средствами их воплощения. Таковы: 1) знание фактуры, 2) фактурный слух и 3) иск

Принцип единства звучности
  Начнем с дискуссионного вопроса об оттенках crescendo — diminuendo. Нам уже известно, что звучности динамические оттенки на клавесине существуют, но они содержатся в самом инструмен

Клавесин или фортепиано?
  И последний вопрос: на каком же инструменте нужно играть клавесинную музыку — играть ли ее на клавесине или на фортепиано? Если клавесин своеобразный инструмент, который в самом сво

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРГАНА
  Орган. Немой наставник, сопровождавший европейскую му­зыку с самой ее колыбели. («Organum» — первое прорастание из одноголосия. «Organisare» — играть на органе, играть вообще на как

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ОРГАНЕ
  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ (МЕХАНИКА)   Методология обучения органной игре вытекает из самого по­нятия полифонии, основы техники — из внутренней логики по­

Что надо знать композитору, пишущему для органа
  Статья написана в 1930-х годах. Печатается по отредактированной машино­писной копии. С. 105.Бёльман Леон (1862-1897) — французский органист и компо­зитор.

Заметки о советской органной музыке
  Статья написана в конце 1930-х годов, позднее дополнена. Печатается по отредактированной машинописной копии (с сокращениями). С. 132.Юдин Михаил Алексеевич

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги