рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лейтмотивы?

Лейтмотивы? - раздел Механика, И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004   Общеизвестны Труды Альберта Швейцера И Андре Пирро.* Оба Иссл...

 

Общеизвестны труды Альберта Швейцера и Андре Пирро.* Оба исследователя, каждый по-своему, сосредо­точили внимание на вокальных произведениях Баха, а также на его хоральных прелюдиях, то есть на произведениях, связан­ных с текстом. Швейцер и Пирро утверждают, что Бах выра­жает в своей музыке содержание текста путем использования известных музыкальных фигур, наделенных определенным об­разным смыслом. Причем особое значение придается простран­ственной направленности мотивов. Нет надобности повторять ар­гументацию авторитетных баховедов, ограничусь несколькими наглядными примерами.

В хоральной прелюдии № 5 (на текст «Christ lag in Todes­banden») гармония орнаментирована с начала до конца одним простым мотивом (пример 17).

Этот мотив проводится попеременно в различных голосах на каждой четверти такта. Представляется вполне естественным, что в этом нисходящем мотиве выражается идея инерции, зем­ного притяжения, тяжести, опускания, не преодолеваемого ни­какой направленной вверх силой. Но этот же образ доминирует в тексте хорала. Что характеризует тело уснувшего (или {56}умирающего) человека, как не преобладание инертных сил, на­правленных фатально вниз и никак не преодолеваемых?

Возьмем другую хоральную прелюдию, № 14 («Erstanden ist der heilige Christ»). В ней столь же последовательно проводится идея, выраженная в слове «erstanden» — «воскрес» (пример 18а). Она провозглашается альтом, затем тенором и, наконец, торжествует в лаконичном и неопровержимом ходе баса на квинту вверх.

Это не только нотный рисунок, который {57}фиксируется глазом: мы слышим его непрестанное стремление вверх, и аналитик, сидящий в нас, изумляется, каким же образом в зву­ках воплощено это непрерывное «erstanden», беспрерывное вос­хождение, не выходящее, однако, за пределы нотного стана.

И, когда идея подъема всецело овладела нашей фантазией, «erstanden» мы слышим и в нисходящей квинте, словно нисходящий ход подтверждает: да, да, не сомневайтесь, все равно это так, как было сказано... (Пример 18б).

Теперь обратимся к хоральной обработке « О Lamm Gottes» из VII тома и всмотримся в последние ее строки (пример 19).

Здесь обнаружится упорное чередование двух яростных моти­вов — одного восходящего, другого нисходящего. Не хотел ли Бах тем самым сказать, в согласии со словами текста: «...И воцарится мир, и все стремления, согласные между собой и не­согласные, все объединятся, не прекращая своего движения, в согласном мире».

 

 

 

{58} Я привел три элементарных случая использования мотивов, направленных вверх и вниз. Выразительная сила этих мотивов, конечно, не однозначна. Возьмем, например, нисходящий мотив из четырех нот, использованный в хорале № 16 из V тома («Es ist das Heil uns kommen her»). Движение вниз, взятое в другом контексте, в другой окраске и динамике, выражает не инертность смертного часа, а, наоборот, образ света, спускающегося к нам с высоты (пример 20).

 

Не буду далее умножать примеры, ибо семантическое значе­ние поднимающихся и нисходящих мотивов у Баха бесконечно разнообразно.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И форматирование Nina & Leon Dotan 07.2004

ldn knigi lib ru ldn knigi narod ru ldn knigi narod ru... Х Номера страниц соответствуют началу страницы в книге...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лейтмотивы?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АРТИСТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ
  Выдающийся органист, энтузиаст старинной музыки, крупнейший ее зна­ток и исследователь, наставник нескольких поколений ленинградских музы­кантов, вдохновенный пропагандист современн

Л. Ковнацкая
{13}   К ВОПРОСУ О ЛОГИКЕ БАХОВСКОГО ЯЗЫКА   Каждому, кто работает научно-исследовательски или твор­чески-исполнительски в област

Две группы трудностей
  Каждый исполнитель, работающий над старин­ной музыкой, в частности над исполнением про­изведений Баха, сталкивается с трудностями двоякого рода. Первая трудность связана с

Что такое «ровность динамики»?
  Представляется важным подвергнуть рассмотрению понятие ровности — понятие, которое, как принято считать, характеризует специфику кла­весинной и родственной ей органной динамики. Дей

Еще о ровности.
  Что же такое ровность? Что означает фраза «мы имеем два звука одной и той же силы?» Если это два звука одной и той же высоты, тогда мы имеем просто два совершенно эквивалентных звук

Постоянный тембро-динамический лад.
  Всмотримся пристальнее в ресурсы постоянной тембро-динамической гаммы клавесина и органа, гаммы, осуществляющей некий исторически обусловленный процесс изменения тембра и динамики.

Постоянный тембро-динамический лад в действии.
  Представим себе постоянный тембро-динамический лад в действии. Если сыграем на нем гамму, то с наибольшей откровенностью извле­чем из клавиатуры ту идею процесса, которая вложена в

Линеарность.
  Значительность указанного явления заставляет нас серьезно задуматься: что же представляют для Баха эти выразительные мотивы? Имеем ли мы здесь дело с лейтмоти­вами, с какими-то знак

Спиритуалистическое пространство
  Итак, Швейцер и Пирро, с одной стороны, и Курт — с другой, говорят о неких процессах движения в музыке. Советский исследователь И. И. Иоффе с иных позиций подходит к этой проблеме.*

Реприза
  Теперь можно попытаться объединить соображе­ния, высказанные в первом и в этом разделе. Если сопоставить формулировку постоянного тембро-динамического лада, данную в конце

Факты» и закономерности
  Третий раздел я начинаю с введения нового образа — современного фортепиано. Обратимся к тем «бехштейнам», «блютнерам» и «стейнвеям», которые стоят в наших концертных залах, в класса

Вписанный клавесин
  Но как приступить к осуществлению закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано? Здесь более чем существенным представляется одно соображение, которое, при все

Через фактуру к ладу
  Какой же звуковой рельеф хотим мы вырезать из богатого материала фортепианной клавиа­туры? Ведь известно, что существует бесчисленное множество тембро-динамических ладов, что даже к

Знание, слух, движение, идея
  Впрочем, предложенный путь не так прост и не движение, идея столь уж легок. Здесь требуется мастерство или точнее воспитание мастерства, для чего необходимо учесть по меньшей мере ч

Идея и техника
  Тем самым возникает группа связей между сфе­рой идей баховского искусства и исполнительскими средствами их воплощения. Таковы: 1) знание фактуры, 2) фактурный слух и 3) иск

Принцип единства звучности
  Начнем с дискуссионного вопроса об оттенках crescendo — diminuendo. Нам уже известно, что звучности динамические оттенки на клавесине существуют, но они содержатся в самом инструмен

Клавесин или фортепиано?
  И последний вопрос: на каком же инструменте нужно играть клавесинную музыку — играть ли ее на клавесине или на фортепиано? Если клавесин своеобразный инструмент, который в самом сво

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРГАНА
  Орган. Немой наставник, сопровождавший европейскую му­зыку с самой ее колыбели. («Organum» — первое прорастание из одноголосия. «Organisare» — играть на органе, играть вообще на как

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ОРГАНЕ
  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ (МЕХАНИКА)   Методология обучения органной игре вытекает из самого по­нятия полифонии, основы техники — из внутренней логики по­

К вопросу о логике баховского языка
  Печатается по изданию: Музыкознание. Временник отделения музыки (ГИИИ), вып. 4. Л, 1928, с. 13—39. С. 13. Праут Эбенезер (1835—1909)—английский музыковед и

Что надо знать композитору, пишущему для органа
  Статья написана в 1930-х годах. Печатается по отредактированной машино­писной копии. С. 105.Бёльман Леон (1862-1897) — французский органист и компо­зитор.

Заметки о советской органной музыке
  Статья написана в конце 1930-х годов, позднее дополнена. Печатается по отредактированной машинописной копии (с сокращениями). С. 132.Юдин Михаил Алексеевич

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги