1.Оператор присваивания LET (лет) - означает «пусть», «допустим». После ключевого слова LET записывается имя переменной, знак равенства и после равенства числовое, алгебраическое или текстовое выражение.
10. LET A=5 (пусть А равно 5)
10. LETA=B*10
10. LET А=В^3
10. LET A = «хорошо»
Оператор LET - единственный оператор, в котором ключевое слово можно не писать. Так вместо LET A=5, можно написать просто А=5.
2.Оператор печати PRINT (принт) - «печатать». Если после ключевого слова PRINT идет текстовое выражение, то оно ставится в кавычках, в остальных случаях кавычки не ставятся. Формат оператора PRINT:
10. PRINT «Здравствуйте, я персональный компьютер» — встретив этот оператор, ЭВМ на экране видеомонитора печатает текст без кавычек.
10 PRINT 457.23 — печатается 457,23
10 PRINT «сегодня»; 8; «января»; 1999; «года» — печатается сегодня 8 января 1999 года
10А=5
20В=10
30 С=А+В
40 PRINT С — печатается цифра 15, если 40 PRINT «C=»; С, то печатается С=15.
3.Оператор ввода INPUT (инпут) - ввести. После ключевого слова ставится только имя (или имена) переменных. Формат команды: 10 INPUT А или INPUT А, В, С,.... Встретив этот оператор, ЭВМ останавливается, выводит на экран знак вопроса и ждет, когда с клавиатуры будут введены числовые значения переменной (переменных). После ввода чисел нажимается «ENTER», машина будет продолжать выполнение последующих команд.
4. Очень часто вместо оператора INPUT, особенно когда требуется ввод многих переменных, используется два оператора DATA и READ (дейт и рид) - данные, читай. Эти операторы не могут использоваться раздельно. Формат операторов:
10 READ А, В, С, - этот оператор обязательно по номеру строки должен стоять перед формулой вычисления или статистической обработки, иначе ЭВМ остановится и выдаст сообщение о нехватке данных. Встретив оператор READ, ЭВМ будет искать оператор DATA и выбирать из него числа в той последовательности, в которой указаны имена в операторе READ.
Формат оператора DATA: (он может находится в любой строке программы, но перед оператором STOP или END).
120 DATA 1.6, 20, 11.5, 1.8, 19.6, 11.4,....
ЭВМ выберет из ряда чисел столько, сколько имен указано в операторе READ, произведет вычисление и выдаст результат.
5. ЭВМ выполняет программу последовательно по порядку нумерации строк. Однако, в некоторых случаях этот порядок нарушается. Для этой цели используются специальные операторы.
а) оператор безусловного перехода GOTO (гоу ту) - идти к. Например, оператор 60 GOTO ПО заставляет перейти с 60 строки к 110, игнорируя строки 70, 80, 90, 100.
б) оператор условного перехода IF THEN (иф зен) - если, то. Например: 60 IF A=5 THEN GOTO 200 - это означает, если выполняется условие А=5, то нужно перейти к выполнению оператора под номером 200. Если условие не выполняется, то ЭВМ переходит к следующей по номеру строке, т.е. к 70.
в) оператор организации цикла FOR TO STEP NEXT. Формат оператора:
50 FOR K=4 TO 20 STEP1
70 тело
80 цикла
100 NEXT К
Здесь 4 и 20 - начальные и конечные значения вычислений, 1 - шаг вычислений, строки 60 - 90 - тело цикла, т.е. вид выполняемых операций, NEXT - отмечает конец цикла. Вычисления будут повторяться до тех пор, пока К не превысит значения 20.
6. Оператор останова: END - ставится в конце программы, STOP - оператор временного прерывания программы.
Примеры простейших программ:
10 PRINT «Вычисление площади цилиндра»
20 PRINT «Введите радиус основания и высоту цилиндра»
30 INPUT R,H
40 S=PI*RA2*2+2*PI*R*H
50 PRINT «S=»; S
60 END
После запуска программы, на экране высветятся две первые строки (текст без кавычек и знак ?). После введения с клавиатуры значений R и Н на экране появится результат вычислений в виде S =(число).
10 PRINT «Вычисление площади и объема конуса»
20 READ R, L
30 S=PI*R*(R+L)
40 V=PI*RA2*SQR(RA2-LA2)/3
50 PRINT «S=»; S; «V=»; V
60 GOTO 20
70 DATA 1.6, 8.2, 1.9, 8.5, 1.7, 8.0
80 END
После запуска программы на экране появится 3 пары значений S и V в виде
S=V=
S=V=
S=V=
ЭВМ вычисляет каждое значение S и V по формулам строк 30 и 40, выбирая из оператора DATA 2 числа, возвращаясь каждый раз через оператор GOTO к 20 строке. Все вычисления производятся автоматически, пока не будут выбраны все числа из оператора DATA.
Кроме основных перечисленных операторов, в Бейсике для запуска, редактирования, сохранения, стирания программ существуют специальные команды:
- LIST (лист) - выводит программу или отдельные строки на экран
- RUN (ран) - запускает программу
- NEW (нью) - очищает оперативную память ЭВМ
- SAVE (сейв) - сохраняет программу (записывает ее под определенным именем в файл на диске)
- LOAD (лоэд) - переносит программу из файла на диске в оперативную память.
Эти команды не могут встречаться в строках программы, а вводятся либо с клавиатуры либо со специальных программ-оболочек.