Сосуды для перегонки, которыми пользовались греческие алхимики в I—III вв. Из рукописи XVI в.

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

«Великое делание», т. е. процесс получения философского камня, описа­но в алхимической литературе достаточно подробно, хотя и в иносказатель­ной, аллегорической форме. Существует даже полное описание без текста, своеобразный алхимический «комикс» — «Немая книга» (1677 г.). Одна­ко ни в одном алхимическом труде нет ясных указаний на исходные веще­ства. Часто упоминаемые «философская сера» и «философская ртуть» — не конкретные вещества, а первичные принципы строения металлов.

В разных источниках имеется множество сходных описаний самого фи­лософского камня и его удивительного действия на металлы. В протоко­лах о получении золота из неблагородных металлов в присутствии много­численных свидетелей чаше всего говорится о тяжёлом красном или серо-красном (реже жёлтом) порошке, иногда блестевшем, как осколки сте­кла. Обычно несколько крупинок порошка облепляли воском или завора­чивали в бумагу и бросали в расплавленный металл (ртуть, свинец, цинк, железо). В течение нескольких минут исходный металл «превращался» в золото. Считалось, что одна часть (по массе) философского камня позво­ляет превратить в золото до 19 тыс. частей неблагородного металла и бо­лее. В то же время не существует ни одного описания процесса изготов­ления самого философского камня, выполненного при свидетелях.