рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек

Человек - раздел Биология, План I. Человек - Личность - Общество. 1. Общее Понятие Человека 2. Человек К...

ПЛАН I. ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ - ОБЩЕСТВО. 1. Общее понятие человека 2. Человек как биопсихосоциальное существо 3. Человек и среда его обитания от Земли до космоса 4. Человек как личность 5. Человек, коллеектив и общество. Формирование и развитие I. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ Конкретно-историческое понимание личности II. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 1. Природа человека. Диалектика сущности и существования 2. Проблема свободы 3. О смысле жизни IV. ВЫВОД V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫI. ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ - ОБЩЕСТВО 1. Общее понятие человека Один древний мудрец сказал для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на препарирование его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность сделать самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом Познай самого себя, в этом корень и стержень всех других философских проблем.

История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное.

Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола.

Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности - богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке вслед за христианством прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека.

Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. Идеалистическая философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, например Гегелем, который рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания, все-таки целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс в целом походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии.

Начиная с марксизма, человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.

Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека- это в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны - это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный.

Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах в плане их подавления, торможения подчинения контролю разума и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности - интуицию.

Все это и означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях - как человек разумный и как человек общественный.

Если глубоко вдуматься, то это, в сущности, одно и то же. Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, К. Маркс писал сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Такое понимание человека подготовлялось уже в немецкой классической философии. И. Г. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду. Л. Фейербах, создавший материалистическую концепцию философской антропологии, послужившую исходным началом для рассуждений Маркса о человеке, его сущности, тоже писал, что изолированного человека не существует.

Понятие человека непременно предполагает другого человека, или, точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни.

Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным.

И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это - яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. Индивид писал К. Маркс есть общественное существо.

Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Сущность человека не абстрактна, как можно было бы думать, а конкретно-исторична, то есть содержание ее, оставаясь в принципе тем же социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д. Однако на первом этапе рассмотрения личности ее индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остается выяснение универсальных ее свойств, с помощью которых можно было бы определить понятие человеческой личности как таковой.

Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения. Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его человека сущностные черты.

Тогда мы можем сказать, что человек - это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. При этом подчеркивание в человеке его социальной природы не имеет в марксизме того упрощенного смысла, что будто бы только социальная среда формирует человеческую личность. Социальное здесь понимается как альтернатива идеалистически-субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности.

Такое понятие социальности, будучи, с одной стороны, альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой - не отрицает биологического компонента в человеческой личности, также имеющего универсальный характер. То или иное гипертрофирование отдельных компонентов в структуре человеческой личности по сути, в понимании человека вообще как такового имеет место в некоторых современных зарубежных философских концепциях человека, в частности во фрейдизме и экзистенциализме.

Понимание человека в экзистенциализме кратко рассмотрено в гл. II. Сущность фрейдистского истолкования человека заключается в следующем. 3. Фрейд создал свою схему структуры психики личности, разделив ее на три основных пласта. Самый нижний пласт и самый мощный, так называемое Оно, находится за пределами сознания. Там хранятся прошлый опыт, различного рода биологические импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этан сознательного - того, с чем человек актуально имеет дело и чем постоянно оперирует.

Это его Я . И наконец, третий и последний этаж человеческого духа - сверх-Я , нечто, находящееся над Я , выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, система всевозможных запретов и правил, иными словами, все то, что человек усваивает и с чем он вынужден считаться. Главным стражем Я является нравственная сфера личности - сверх-Я . В ответ на греховные неосознанные побуждения оно терзает Я упреками, чувством вины. Сама по себе фрейдовская схема структуры психики не лишена смысла, хотя ее общая интерпретация и характеристика взаимоотношения составляющих ее сфер научно несостоятельны.

В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Именно от Оно берет свое начало все, что именуется психическим.

Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Человек, по Фрейду машина, движимая относительно постоянным комплексом сексуальной энергии либидо, безумящим душу эросом, постоянно пронзающим человека своими стрелами. Либидо подвержено болезненным напряжениям и разрядкам. Динамический механизм, ведущий от напряжения к высвобождению, от страдания к удовольствию, Фрейд назвал принципом удовольствия.

Ошибка Фрейда - не в постановке проблем, а в способе их решения. Положения фрейдизма находятся в явном противоречии с данными науки. Человек - прежде всего сознательное существо не только мышление, но и эмоции его пронизаны сознанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь другому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, человек не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не обобщает, не размышляет - он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских навыков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи.

Под эмоциональным порывом, казалось бы безотчетным, лежат глубокие пласты снятой сознательной жизни. 2.

Человек как биопсихосоциальное существо

Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности... При рассмотрении личности человека имеют в виду такие ее свойства, кот... Иначе рассмотрение покинет область собственно человеческой сферы и при... Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными ан... Каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять к...

Человек и среда его обитания от Земли до космоса

Проблема вписанности живых организмов в контекст энергоинформационных ... Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношени... Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собстве... Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиноче... IV.

Природа человека. Диалектика сущности и существования

Маркс выдвинул очень важное положение о том, что человек - это деятель... Фейербаха понимание его как социальной сущности, иными словами, как со... Способность производить орудия труда является видовым отличием человек... Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающ... Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуа...

Проблема свободы

Поэтому А. Поэтому при оценке того или иного выбора нужно учитывать социальную на... В обществах, построенных на принципах частной собственности, для госпо... М. Энгельс по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыс...

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулин.

Диалектический и исторический материализм, М 1988. 2. А. Г. Спиркин. Основы философии, М 1988.

– Конец работы –

Используемые теги: Человек0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
Даже такой малозначительный человек, как Лужин, вооружившийся теорией «разумного эгоизма», неожиданно для себя приходит к преступлению — к подлогу.… Пронизывающей, болезненной грустью наполнена сцена в кабаке, когда рядом с… Здесь Раскольниковым вдруг овладевает азарт отчаянного игрока: он начинает опсную «игру с огнем» («А что если я…

Билет №1. Сущность философского понимания человека. Человек как признание Другого
Признание Другого есть основной момент всего понимания человека... Интерсубъективное бытие является одной из данностей человеческого бытия...

Положение человека в природе. Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека
Ткани это система клеток и межклеточного вещества имеющих одинаковое строение происхождение и функции... Межклеточное вещество продукт жизнедеятельности клеток Оно обеспечивает... Клетки ткани имеют различную форму которая определяет их функцию Ткани делятся на четыре типа...

Каббала и экономика: рациональность "человека экономического" и рациональность "человека каббалистического
Однако научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения требует от общественных наук его обобщения, типизации. На практике это… Именно содержание этой рабочей модели человека, выбор составляющих ее… Приведем общую схему модели экономического человека, отражающую, на наш взгляд, точку зрения, принятую большинством…

Фишер Марк. ГЛАВА 1, в которой молодой человек приходит за советом к богатому родственнику ЖИЛ да был однажды талантливый молодой человек, которому ужасно
В ТОТ ЖЕ день наш герой отправился в городок где проживал Моментальный Миллионер Интересно думал он в дороге согласится ли миллионер принять... ГЛАВА в которой молодой человек учится рисковать и пользоваться... Ну вот а теперь скажите сколько вы хотели бы заплатить за секрет богатства Вопрос Моментального Миллионера застал...

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Биологическое и социальное в человеке. Человек как целостность
Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики… Именно она играет большую роль в формировании индивидуальности. Социальная… Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам