Реферат Курсовая Конспект
Модель гражданской политической культуры - раздел Биология, Экологические факторы Модель Гражданской Политической Культуры. Существуют Различные Способы Класси...
|
Модель гражданской политической культуры. Существуют различные способы классификации политических культур. В основе марксистского подхода к классификации политических культур находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества политические культуры имеют общие существенные черты.
Соответственно этому выделяются типы политических культур рабовладельческого, феодального и буржуазного общества. Классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры демократический и автократический.
Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.
На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех чистых типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры.
Чистыми типами, по их определению, являются патриархальная, подданническая и активистская гражданская политические культуры. Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей.
Но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ. Идеи политической культуры и гражданской добродетели нашли свое отражение в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли.
В работе Государь он высказывает мысль о том, что первой гражданской добродетелью является деятельная любовь общего блага. Но она может развиться лишь в свободном государстве, где общее благо не требование немногих избранных умов, а реальная цель, которой служат все граждане, живущие сознательной общественной жизнью. Любить государство и служить государству может заставить граждан лишь личный интерес. Государство должно вознаграждать услуги граждан и обставлять их общественную деятельность такими условиями, которые заставили бы их искать общественной службы в своих личных интересах.
Вопросы гражданской культуры личности и общества являются органичной частью работ французских просветителей XVII-XVIII вв. Гоббса, Монтескье, Вольтера, и особенно Руссо, который, развивая теорию общественного договора, подчеркивал народное собрание имеет право ограничить, изменить, отнять власть, доверенную правителям.
А для того, чтобы народ смог выразить свою общую волю, его необходимо просветить, указать правильный путь, который он ищет иными словами, сформировать определенную гражданскую культуру, без которой не может быть в социальном организме единства понимания и воли. Одним из наиболее фундаментальных исследований в этой области считается книга американских политологов Г. Алмонда и С. Верба Гражданская культура. Она написана на основе обширных социологических исследований, проведенных в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции.
Политическая культура исследуется здесь как отношение различных слоев населения к политической системе и как степень влияния населения на политику. Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов.
К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия. Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три вида политической культуры патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская.
Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ. Социологический анализ заключается в выявлении определенных закономерностей между переменными самой политической культуры, например, между ценностными установками и моделями электорального поведения. Особое методологическое значение имеют идеи К. Маркса и М. Вебера. Предложенные ими модели социально-политической системы можно представить в следующих схемах Структура -Нормы -Поведение структурный подход К. Маркса Нормы -Поведение -Структура нормативный подход М. Вебера.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Это специфический способ и образ действия, что, прежде всего, отражает суть понятия культуры вообще, и политической культуры в частности.Другими… До сих пор остается проблема о каком уровне разработанности можно говорить… В науке представлены все три точки зрения. Существует также мнение, что данное понятие пока не заняло свое место в…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Модель гражданской политической культуры
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов