Упадок знаний в Средневековье

Упадок знаний в Средневековье. После почти двухтысячелетнего развития знаний в Древнем мире Китае, Индии, Египте, Греции в Европе на много веков наступает мрачное средневековье, темная ночь для естествознания. Людей сжигали на кострах не только за высказывание идеи развития природы, но и за чтение книг древних естествоиспытателей и философов.

Насильственное внедрение веры в науку превращает последнюю в придаток религии. На все развитие мира церковным учением отводилось около 6 тыс. лет, столетиями сохраняется как официальная точка зрения о сотворении мира господом-богом за 4004 года до н. э. Изучение природы было фактически запрещено сотни талантливых ученых, тысячи и тысячи древних книг были уничтожены за это время. Только в Испании на кострах инквизиции было сожжено около 35 тыс. человек и более 300 тыс. подвергнуты пыткам.

Последний официальный костер инквизиции горел в 1826 г. Конечно, и в эти годы шло накопление естественнонаучных знаний в монастырях и университетах. Распространение идей эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения. На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения XV -XVI вв С ее наступлением вновь получают распространение сочинения античных натуралистов. Книги Аристотеля и других античных авторов попадают в европейские страны из Северной Африки и Испании в переводах с арабского.

В результате развития торговли и мореплавания быстро растут знания о многообразии органического мира, происходит инвентаризация флоры и фауны. В XVI в. появляются первые многотомные описания животного и растительного мира, блестящих успехов достигает анатомия, В XVII в. У. Гарвей создает учение о кровообращении, а Р. Гук, М Мальпиги и другие закладывают основы микроскопии и изучения клеточного строения организмов. Растущие естественнонаучные знания нуждались в систематизации и обобщении. Первый этап процесса систематизации биологических знаний завершается в XVIII в. работами великого шведского естествоиспытателя К. Линнея 1778. Идеи эволюции начинают все отчетливее прослеживаться в трудах натуралистов и философов. Еще Г. Лейбниц 1646 1716 провозгласил принцип градации живых существ и предсказал существование переходных форм между растениями и животными.

Принцип градации в дальнейшем был развит в представлении о лестнице существ, которая для одних стала выражением идеальной непрерывности в строении, а для других доказательством превращения, эволюции живой природы.

В 1749 г. начинает выходить многотомная Естественная история Ж. Бюффона, в которой он обосновывает гипотезу о прошлом развитии Земли. По его мнению, она охватывает 80 90 тыс. лет, но лишь в последние периоды на Земле появляются из неорганических веществ живые организмы сначала растения, потом животные и человек. Ж. Бюффон видел доказательство единства происхождения в плане строения животных и объяснял сходство близких форм их происхождением от общих предков.

Идея эволюции заложена и в трудах энциклопедиста Д. Дидро 1713 1784 мелкие изменения всех существ и длительность времени существования Земли могут объяснить возникновение разнообразия органического мира. П. Мопертюи 1698 1759 высказывает гениальные догадки о корпускулярной природе наследственности, эволюционной роли уничтожения форм, не -приспособленных к существованию, значении изоляции в развитии новых форм. Дед Ч. Дарвина Э. Дарвин 1731 1802 в поэтической форме утверждает принцип единства происхождения всех живых существ, указывает, что органический мир развивался миллионы лет. К. Линней в последние годы жизни также приходит к признанию эволюции, считая, что близкие виды внутри рода развились естественным путем, без участия божественной силы. Во второй половине XVIII в. эпоха Просвещения доходит и до России в той или иной форме эволюционные взгляды характерны для таких естествоиспытателей, как М. В. Ломоносов, К. Ф. Вольф, П. С. Паллас, А. Н. Радищев.

М. В. Ломоносов в трактате О слоях земных 1763 писал напрасно многие думают, что все как мы видим, сначала творцом создано Характеризуя развитие эволюционной мысли в эту эпоху, можно сказать, что в это время происходит интенсивное накопление естественнонаучного материала.

Наиболее прозорливые исследователи пытаются перейти от простого описания имеющегося в природе материала к объяснению возникновения разнообразных форм. В XVIII в. наблюдается все обостряющаяся борьба старых идей креационизма как концепции сотворения мира и новых эволюционных идей. Карл Линней К XVIII в. учные и любители природы проделали огромную работу, по всему свету собирая и описывая растения и животных.

Но ориентироваться в накопленном ими океане сведений становилось вс труднее. Обобщил и привл в систему эти знания шведский натуралист Карл Линней. Он заложил основы современной систематики. Родился Карл Линней 23 мая 1707 г. в семье сельского священника.

Мать Карла с детства воспитала в нем любовь ко всему живому, особенно к цветам. Но к школьным занятиям будущий президент Шведской академии наук оставался весьма равнодушен. Никак не давался ему латинский язык. Учителя говорили, что образование, видно, мальчику не по плечу лучше обучить его какому-нибудь ремеслу. Разгневанный отец решил отдать Карла на выучку к сапожнику. И ждала бы Лийнея карьера сапожных дел мастера, если бы знакомый врач не уговорил отца мальчика позволить ему изучать медицину. Кроме того, он помог Карлу закончить гимназию.

Медицину и биологию Карл изучал в университетах шведских городов Лунд и Упсала. Жил он в студенческие годы бедно. Когда Карлу исполнилось 25 лет, руководство Упсальского университета предложило ему отправиться в научное путешествие по северной Скандинавии Лапландии, чтобы исследовать е природу. Весь свой багаж он нс на плечах. Во время этого путешествия он питался чем придтся, едва выбирался из болотных топей, сражался с комарами.

А один раз столкнулся с противником посерьзнее разбойником, который чуть не убил его. Невзирая на все препятствия, Линней собирал образцы растений Лапландии. На родине Линнею не удавалось найти себе постоянной работы по специальности, и на несколько лет он переехал в Голландию, где заведовал одним из лучших ботанических садов страны. Здесь он получил учную степень доктора, здесь в 1735 г. вышла в свет его самая известная работа Система природы.

При жизни Линнея вышло 12 изданий этой книги. Вс это время Линней постоянно дополнял е и увеличил е объм с 14 страниц до 3 томов.