Взгляд на свет в период раннего средневековья

Взгляд на свет в период раннего средневековья. Наиболее ярким в арабской физике был, несомненно, период Ибн Аль-Хатайна, известного на Западе под именем Альхазена.

Умер Альхазен в Каире в 1039 г. По всеобщему мнению, это был наиболее крупный физик средневековья. Кроме того, он был астрономом, математиком и комментатором Аристотеля и Галена.

В своем первом фундаментальном постулате он утверждает Естественный свет и цветовые лучи воздействуют на глаза. Этот постулат он подкрепляет наблюдением, что глаза испытывают боль при падении на них солнечного света, прямого или отраженного от зеркала, приводя также другие примеры ослепления. Под естественным светом Альхазен понимает белый солнечный свет, а под цветовыми лучами свет отраженный от цветных предметов. Затем с помощью ряда хорошо поставленных опытов физико-физиологического характера он показывает несостоятельность представления о свете, исходящем из глаз и ощупывающем тела. В главе IV своего труда он описывает анатомическое строение глаза, заимствовав его у Галена, и далее заявляет Зрительный образ получается с помощью лучей, испускаемых видимыми телами и попадающих в глаз. Здесь речь идет уже не о световых лучах Евклида, а, так сказать, об обращенных световых лучах, которые идут не от глаза к предмету, а от предмета к глазу.

Но не это является главным открытием Альхазена.

У Евклида, как и у всех греческих физиков, зрение рассматривалось как глобальное явление считалось, что ощущение воспринимает разом, в едином процессе образ всего наблюдаемого тела, потому ли, что внешняя оболочка тела, отделившись, проникает в зрачок, или же потому, что свет очей ощупывает его одновременно со всех сторон. Альхазен же с гениальной интуицией разложил этот глобальный процесс на бесконечное множество элементарных процессов он полагал, что каждой точке наблюдаемого предмета соответствует некоторая воспринимающая точка глаза.

Но чтобы объяснить отсутствие избранных направлений наблюдения предмета, нужно предположить, что из каждой точки предмета выходит бесконечное число лучей. Но как же тогда одной точке предмета может соответствовать лишь одна воспринимающая точка Альхазен преодолел эту трудность, приняв что из всех лучей, проникающих в глаз действенным является лишь луч, перпендикулярный всем глазным оболочкам, которые он считал концентрическими.

Поэтому на переднюю поверхность хрусталика, который по Альхазену, и есть орган чувства, действуют те лучи, которые, исходя из любой точки наблюдаемого предмета, проходят через геометрический центр глаза. Таким образом, Альхазен устанавливает точное соответствие между точками восприятия на внешней поверхности хрусталика и приходит к выводу Зрительный образ получается с помощью пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание на видимом теле. Насколько это положение отличается от евклидова Это тот же классический закон перспективы, но физика явления здесь изменена.

Поэтому, несмотря на серьезные недостатки этого положения, оно представляет собой громадный шаг вперед. 3.