Атомистика в послеаристотелевскую эпоху

Атомистика в послеаристотелевскую эпоху. Войны Александра Македонского изменили лицо древнего мира и привели в соприкосновение греческую и восточную цивилизации. Из этого контакта возник сплав культуры, играющий большую роль в мировой истории. В истории науки и культуры древнего мира начался новый период, получивший название эллинистического, продолжавшийся от образования эллинистических государств конец IV начало III в. до н.э Последним блестящий представитель афинской науки был Эпикур 341 270 гг. до н. э развивший учение Демокрита о природе.

Учение Эпикура о природе основано на концепции атомов Демокрита, но несколько отличном. Значителен размах атомной теории. Существованием атомов Эпикур, а за ним и Лукреций пытаются объяснить все естественные, психические и социальные явления. Само представление об атомах выводится из хорошо известных фактов.

Так, белье сохнет потому, что под действием солнца и ветра от него отрываются невидимые частицы воды, рука медной статуи у городских ворот, к которой прикасаются в поцелуе губы входящих в город, заметно тоньше по сравнению с другой рукой, так как при поцелуе губы уносят частицы меди. Атомы находятся в беспорядочном движении, и Лукреций рисует модель движения атомов, уподобляя его движению пылинок в солнечном луче, ворвавшемся в темную комнату. Это первая в истории науки картина молекулярного движения, написанная древним автором.

Само хаотическое движение атомов Эпикур объясняет иначе, чем Демокрит. Эпикур не признает различия в скорости падения малых и больших атомов в пустом пространстве все частицы движутся с одинаковой скоростью. Но в некоторые моменты самопроизвольно возникают случайные небольшие отклонения той или иной частицы от прямолинейного пути. Эти отклонения Эпикур считал необходимыми, чтобы объяснить свободную волю людей, так что атомы как бы также обладают некоей свободой воли. Гениальные догадки древних атомистов предопределили будущий успех атомной теории материи.

Атомистика Эпикура Лукреция продолжала линию научного развития доаристотелевского периода. Но атомистика послеаристотелевской эпохи носит и существенно новые черты она более конкретна, более физична, чем теория Аристотеля и атомистика Демокрита. Атомы Демокрита по существу чисто геометрические образы, они характеризуются только формой и объемом.

У Эпикура и Лукреция атомы обладают весом, плотностью твердостью и, наконец, внутренней способностью к самопроизвольным отклонениям от прямолинейного движения. Естествознание в эту эпоху стало переходить из сферы отвлеченного, философского размышления о природе в сферу конкретных фактов и явлений. Евклид жил в III в. до н.э. подытожил и систематизировал математические знания своих предшественников, из коих его учителем был знаменитый ученый Евдокс Книдский. Начала Евклида представляют собой изложение той геометрии, которая известна и поныне под названием евклидовой геометрии.

Евклидово пространство пустое, безграничное, изотропное, имеющее три измерения. Евклид придал математическую определенность атомистической идее пустого пространства, в котором движутся атомы. Простейшим геометрическим объектом у Евклида является точка, которую он определяет как то, что не имеет частей. Другими словами, точка это неделимый атом пространства.