Вступление

Вступление. Рассмотрим сложную систему современного нравственно-психологического воспитания человека, с точки зрения синергетики. Система воспитания, как довольно сложная нелинейная система воздействия на человека, имеет множество микро- мезо- и макрофакторов влияющих на разных уровнях по разному на человека. Все эти факторы, учет которых должен преломляться и использоваться при воспитательных воздействиях, можно разделить на генетические, приобретенные, накладываемые обстоятельствами и т.д. Таким образом, можно увидеть, что система воспитания человека по меркам современного общества задача очень сложная, которая в последние времена усложнилась еще и за счет увеличения потока информации, за счет увеличения объема общений, за счет потери основных нравственных устоев общества. Все это породило хаос - максимальное возрастание энтропии системы.

Замыкающиеся личности в таком положении могут быть в проигрыше т.к. в открытых системах, потребляющих энергию энтропия может уменьшаться и хаос постепенно приобретает некоторый порядок поведения и чувств.

Яркий пример такого преобразования личности - это монахи. Казалось бы их жизнь становится более замкнутой, чем в миру. Но это не так. Они открываются Богу и своему духовнику, и этот энергообмен с совершенным и чистым источником, воспитывает дисциплину тела и духа. Такие личности не способны уже нарушать свой порядок, порядок брата своего, порядок природы.

Когда процесс воспитания происходит с помощью Божией - это достигает своего результата спокойным и мирным путем, но конечно при обязательном желании самого человека. Человеческая же цивилизация оторванная от Бога создает порядок за счет увеличения общего беспорядка, увеличения энтропии - это разрушительные войны, революционные преобразования, перестройки, информационные бумы - это все от человека; голод, эпидемии, землетрясения, наводнения и другие катаклизмы - это от Бога. В обоих случаях из беспорядка, который достигает точки катастрофы, в дальнейшем, потрясенное общество начинает в некоторых областях медленно, в некоторых довольно быстро изменять качество своих отношений, приобретающих законный текущий порядок, в том числе и в области нравственно-психологических отношений.

Система воспитания является пространственно- временной ( пространство - место жительства, временная - время жизни, эпоха), обладающей бесконечным числом степеней свободы.

В периоды катастроф человечество самоорганизуется. На первый план выходит главный принцип - выживаемость. Таким образом число переменных падает, значительно уменьшается количество параметров порядка, определяющих динамику всей системы. При этом происходит переход от сложного к более простому, хотя человек как единица - элемент системы общества может вести себя достаточно сложно со всеми ему присущими странностями, страстями и чувствами.

Рассмотрим систему воспитания с точки зрения синергетики на конкретном примере поколения людей середины 20-го столетия. 2. Оценка рассматриваемого момента времени и его влияние на воспитательный процесс. Определим состояние сложной системы воспитания и ее основные факторы. После революционных преобразований в России начались голод, репрессии, гонения.

Страна понесла наказание за убийство Богом поставленного монарха. Внутренняя катастрофа, продолжилась внешним нападением - Великая Отечественная война 1941года. Однако, ради убиенных святых мучеников и по их молитвам, Господь сохранил Россию, не совсем истреблена была и закваска благочестия и нравственности. К тому же сработал и принцип выживаемости, который является движущим принципом в процессе самоорганизации в трудных условиях жизни.

И к 50-м годам сложился более менее разумный подход к построению общественных отношений. Страдания и разрушения минувших лет отмели менее важные параметры порядка и все сознание общества было сконцентрировано на восстановлении разрушенного хозяйства, на воспроизводство (запрещались аборты) и воспитание подрастающего поколения под лозунгом : все лучшее детям. При переходе от катастрофного этапа, главным является нахождение решения приносящего наибольший эффект деятельности. Разумность некоторых членов общества сработала в этот момент на выдачу нескольких красивых решений.

Люди в сельской местности были организованы в различные коллективные хозяйства, на промышленных предприятиях внедрялись принципы соцсоревнования, а дети организовывались в различные общественные организации: октябрята, пионеры, ВЛКСМ. Хотя все это были безбожные и даже атеистические организации, но положительный момент этого процесса был в том, что совместно было легче наладить хозяйство и поднять страну на более высокий промышленный уровень.

Результирующим принципом воспитания детей в то время, было сосредоточение воспитательных функций в руках административно-государственного аппарата, начиная с ясельного возраста. Основные принципы или параметры порядка излагались в правилах поведения октябрят, пионеров, комсомольцев и т.д. На основании этих основных факторов воспитывались следующие основные черты характера: честность, обязательность, дисциплина, уважение к старшим, помощь младшим, активность, патриотизм, атеизм, образованность.

Все эти черты необходимы были для деятельности государства в создавшихся условиях. О вере в единого Бога и богопознании и речи не было, хотя в обществе еще оставалась закваска из верующих людей, сохранивших в душах своих чистый родник истинной веры. Они-то и держали зерна веры, взывая к разуму людей и к милости Божией. Одной из главных сложных задач атеистического государства, ставилась задача - вырастить образованное, здоровое, дисциплинированное поколение.

Поэтому большое распространение получило техническое образование, спорт, всевозможные кружки, секции, общественные организации: ДОСААФ, Охрана памятников, Красный полумесяц и т.д. Но самое отрицательное во всей системе воспитания поколения 50-х было то, что им о Боге не было сказано ни слова. Возрастало поколение совершенных атеистов, во главу угла смысла жизни которых, ставилось высокое материальное благосостояние, достигающее в будущем уровня свободного потребительства: от каждого по способностям, каждому по потребностям.

При этом об ограничении потребностей не говорилось. Поэтому на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что воспитание было направлено на создание общества потребления с равными возможностями для всех, что является и являлось утопией во все времена. Итак, мы рассмотрели состояние системы воспитания в данный временной период. 3. Взаимодействие и взаимовлияние факторов воспитательного процесса. Рассмотрим теперь взаимосвязь и взаимовлияние отдельных составляющих элементов данной системы воспитания. Сами по себе черты характера, востребованные обществом для воспитания подрастающего поколения 50-х годов, являются положительными.

Но, искусственно насаждаемые, и не подтверждаемые примером из жизни окружающих, они не могли иметь большого влияния. Контингент воспитателей и большинство родителей не имели достаточного уровня нравственно-психического воспитания и мало того, что воздействовали отрицательно, но еще и являлись плохим примером.

Идеализация мировоззрения не имела жизненного фундамента и была заранее обречена на неудачу. Требуемая честность не утверждалась, т.к. среди старшего поколения наблюдалась воровство, стяжательство, приобретение с заднего хода, взяточничество и т.д. Деятельность и активность тоже была подвержена разрушению через тунеядство и словоблудие начинающих богатеть управленцев и администраторов. Патриотизм шел на спад т.к. излишняя любовь и жалость к детям воспроизводила нежелание служить родине, а обильные словопрения и пустые обещания коммунистического будущего правящей партией, снижало авторитет правительства.

Отсюда такие составляющие как дисциплина и обязательность также подвергались разрушению. Единственным фактором более менее устоявшим от разрушения, являлось образование, т.к. его ценз не только не снижался, но и повышался. Стране необходимы были грамотные специалисты, в то время это было основным принципом выживаемости на мировой арене. Кто имел преимущество в военной технике и космосе тот и был хозяином положения при решении международных вопросов.

Страна отряхнулась от разрухи после Великой Отечественной войны, нужен был новый рывок к увеличению производительности труда и благосостояния. При этом при переходе от одного положительного гемеостаза к другому, когда система становится открытой (всеобщее среднее образование, бесплатное обучение ) в точке неустойчивости не силовым методом, а даже слабым воздействием государственный аппарат мог повлиять на выбор и судьбу отдельной личности.

Повсеместно шла пропаганда и утверждение лозунга: "Учиться, учиться и учиться". Все это привело к всеобщему среднему образованию, интеллект населения значительно возрос. Таким образам, на основе результирующей влияния одного из элементов системы воспитания, вся система была подведена к решению главной задачи, рассматриваемого периода времени - к всеобщему образованию всего населения. 4. Управляющие параметры процесса воспитания. В 50-х годах управляющими параметрами порядка в системе воспитания были принципы подчинения.

Создание системы 5-х планов, разработка основных директив развития общества на каждом съезде управляющей партии, являлось основным действующим моментом организации взрослого и детского населения страны. То есть произошло полное подчинение народа политике партии и правительства. Вся работа промышленности, сельского хозяйства, сфер образования, науки, были направлены на достижение обещанного светлого коммунистического завтра.

А другие воспитательные факторы как честность, дисциплина, патриотизм уже использовались постольку, поскольку были необходимы для главенствующей цели. Высшее благо за которое человек должен был бороться - это достоинство личной жизни высокого материального уровня. Иные добродетели уже размывались в сознании подрастающего поколения, заслоняясь мечтами о личном благополучии, о сытной и безмятежной жизни, с праздниками, удовольствиями, развлечениями. Таким образом превалирование роли параметра порядка из области материальной, подавило роль и влияние параметров порядка более высокой духовной области.

Добродетели, имеющие функциональное воздействие на душу личности, были развенчаны в угоду плоти и плотских удовольствий. Есть понятие этики последствий изменений: не навредить. Особое значение это приобретает в изменениях проводимых в сложных системах. В данном случае этот принцип был нарушен. Гонка общества по пути повышения уровня материального благополучия, привела к однобокости воспитания.

Образованность оторванная от простых человеческих добродетелей нанесла обществу и моральный и материальный ущерб. Безостановочная гонка жизни в одном направлении не принесла людям ожидаемого счастья и благополучия. Люди стала искать выход в занятиях спортом, йогой, нетрадиционными учениями и т.д. Но все это не принесло должного спокойствия, т.к. во всем этом отсутствовало высшее, к чему всегда хотя бы подсознательно стремился человек. И что можно увидеть в среде образованных людей? Их образование, не освященное Богом может довести при миллиардных затратах только до Луны или до Марса. А духовные силы на одном сухаре возводят человека к Богу - цели его назначения.

Таким образом, мы наблюдаем как элементы системы воспитания оказывают то или иное влияние друг на друга. При этом может происходить процесс подавления одних другими. 5. Учет случайностей. В обществе, организованном на принципах атеизма, отметается Промысел Божий и конечно же любые внутренние и внешние воздействия на систему, незапланированные управляющим аппаратом, могут считаться случайными.

В воспитательной системе к факторам случайного влияния могут быть отнесены любые события личного, семейного, общественного и даже международного характера. Все эти события, в угоду существующего государственного аппарата, могут рассматриваться, анализироваться и преподноситься обществу средствами массовой информации таким образом, чтобы своим отображением воздействовать на мировоззрение людей, формируя в них угодное государству отношение, тем самым влияя на нравственные качества личности.

Но как бы не был навязываем процесс прямолинейности, однобокости воспитания, сложность самого процесса становления личности не может быть линейной. Динамика ее развития под действием различных случайных и неслучайных факторов имеет нелинейный характер. Поэтому, как бы не обрабатывался характер человека плановыми обстоятельствами, сама нелинейность системы воспитания, многообразие случайных обстоятельств, встреч, событий - все это дает возможность многим личностям устоять в своей самобытности, не подвергнувшись общему психозу и безнравственности. 6. Принцип самоорганизации в воспитательном процессе. На воспитательный процесс личности имеет влияние принцип самоорганизации материи, при чередовании этапов возрастного порядка, при чередовании воспитательного контингента (семья, детский сад, школа, ВУЗ, армия, завод и т.д.), при чередовании обстоятельств места жительства, при чередовании открытий, революционных реорганизаций.

Все это может выводить систему воспитания на совершенно новые ступени.

Человек неординарно мыслящий (так называемые беспорядки на микро уровне - турбулентность), может быть одной из ярких личностей общества на каком-либо этапе его развития. Таким образом, можно наблюдать, что в синергетике самоорганизация возникает в силу внутренних причин, присущих самой Природе, и не о какой целенаправленной деятельности человека здесь не может быть речи, т.к. образование упорядоченных структур, ведущих к самоорганизации (народные партии, клубы по интересам и т.д.), происходит спонтанно при определенных значениях параметров (чувство патриотизма, желание вывести страну из кризиса, возрастание интереса общения из-за одиночества семейного и возрастного). Открытие самоорганизующихся процессов в неорганических системах свидетельствует о внутренней активности материи, о ее самодвижении и развитии.

В процессах общественной жизни людей и их воспитательном процессе тоже можно проследить принципы самоорганизации, как переход от низших форм к высшим.

Примером может служить то, что в семье родителей, не имеющих достаточного образования могут рождаться "вундеркинды", в среде, где отсутствует воспитательный процесс, могут вырастать очень воспитанные культурные люди, в среде воров могут появляться честные и т.д. Принцип самодвижения воспитательного процесса в данном случаем можно обосновать на основании закона материалистической диалектики - законы единства и борьбы противоположностей.

Самодвижением воспитания выступает, во-первых как движение внутреннее, присущее самому человеку (желание быть лучше, образованней), во-вторых, как движение самопроизвольное, исключающее вмешательство внешних для системы факторов (заложенное в каждом человеке творческое начало), в-третьих, как движение спонтанное (как результат накопленной обществом научно-технической информации, требующей нового культурного и воспитательного уровня). 7. Необходимые изменения системы воспитания и их принципы с точки зрения синергетики.

Из существующего состояния воспитательной системы общества к концу 20-го столетия были исключены некоторые организационные структуры: октябрята, пионеры, ВЛКСМ, кружки, секции. Все это ударило по старой системе воспитания и крах ее привел к возрастанию хаоса в воспитательном процессе. Масса свободного времени, материальное благополучие, вседозволенность обусловили всплеск низкопробной культуры, наркомании, развращенности и других низменных страстей.

И хотя, культивирование образованности еще продолжалось, но внешне образованность в сочетании с душевной опустошенностью привела сотни людей к психоанализу и психотерапевтам. Строительство психиатрических лечебниц, курсы повышения квалификации врачей не решали проблему. Как могли помочь другим душам люди - сами наполненные душевной тревогой? Если человек постигает глубочайший смысл истинной жизни, то из его души исчезает пустота и тревога за завтрашний день. Любой ценой - с помощью успокоительных лекарств, аутотренинга, различных типов йоги - люди стремятся найти покой.

И не только от тревоги, печали и болезни, но и от богатства люди получают только беспокойство. Материальные блага оставляют человека пустым и он мучается вдвойне. А самые измученные и несчастные из всех - те, кто не работает, а живет за счет доходов с имущества. Таким образом, к началу 20-го столетия произошло разложение ранее созданного порядка воспитания.

Система разрушалась, хаос все больше увеличивался. И вот опять сработал вечный принцип всего живого - принцип выживаемости. Общество лихорадочно начало искать новые методы воспитания и образования, но все они устарели, или стали не авторитетны, или не давали устойчивого эффекта оптимизма и стабильности. Произошла дестабилизация, для упразднения которой необходимы были новые меры, новый прядок, но имеющий фундаментальные корни, вырастающие из исторического прошлого российского народа. Реформирование воспитания должно было затронуть все сферы: детские учреждения, школя, ВУЗы, армии и т.д. но пока все это остается без внимания.

Предложение православной общественности о преподавании "Основ православной культуры", которая исходит из традиций нашего народа, учитывающая богатейший опыт, накопленный педагогами предшествующих поколений, не нашли должной поддержки. Образование воспитания молодежи стали реформировать с точки зрения экономических выкладок, переводить его в сферу товарно-денежных отношений.

Обучение стало платным и недоступным для всех детей. Стали выхолащиваться учебники по литературе, искажалась история, но зато насаждались "Граждановедение", "В.