рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Физиология восприятия

Физиология восприятия - раздел Биология, Концепция материальности сознания Физиология Восприятия. Восприятие Сложная Система Про¬Цессов Приёма И ...

Физиология восприятия.

Восприятие сложная система про¬цессов приёма и преобразования инфор¬мации, обеспечивающая организму отра¬жение объективной реальности и ориенти¬ровку в окружающем мире. Восприятия вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятия в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельно¬стью мышления и проверяется практи¬кой. Вне такого опосредования и провер¬ки восприятия может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии.

К числу процессов восприятия относятся: обна¬ружение объекта в воспринимаемом по¬ле; различение отд. признаков в объек¬те; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержа¬нием и формирование образа (или «опе¬ративной единицы» восприятия). Большой вклад в развитие науки о восприятия внесли философы, астрономы, физи¬ки, художники — Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, и мн. др. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изу¬чении сенсорных (чувственных) эффек¬тов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то вре¬мя как самый процесс восприятия оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк). В психо¬логии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции восприятия согласно которой сенсорный образ возникает в ре¬зультате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пас¬сивно созерцающего субъекта.

Ограни¬ченность такого подхода — игнорирова¬ние деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса восприятия представ¬ление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразо¬вание нервных процессов в идеальные психические образы,— практически затрудня¬ла разработку способов управления про¬цессами восприятия в целях его совершенствова¬ния и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим те¬ориям, либо к отказу от естеств науч. объяснения восприятия. Решающий шаг в преодолении пассив¬ной «рецепторной» концепции был сде¬лан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического мате¬риализма и сеченовского понимания реф¬лекторной природы сенсорных процес¬сов, рассматривают восприятия как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия.

В 60х гг. 20 в. исследования восприятия ведутся представителя¬ми различных специальностей на различ¬ных уровнях процессов приёма и перера¬ботки информации.

На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка гла¬за, кортиев орган уха и т. д.) исследуются анатомо-морфологич биофиз электро-физиол. особенности деятельности ре¬цепторов.

Восприятие изучается также на нейрон¬ном, психофизиол психологич социаль-но-психологич. уровнях.

В кибернетике и бионике ведутся многочисленые исследова¬ния по созданию технических устройств, ими¬тирующих работу органов чувств. Резу¬льтаты разнообразных исследований восприятия публикуются в десятках журналов, посвя¬щённых преимущественно проблемам восприятия. Следует, однако, подчеркнуть, что до наст. времени не удалось построить еди¬ную теорию восприятия, которая интегрировала бы результаты многочисленых исследований.

С большими трудностями сталкиваются по¬пытки моделирования таких свойств восприятия, как осмысленность, предметность, кон¬стантность и др. Согласно современным представлениям, сово¬купность процессов восприятия обеспечивает субъ¬ективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной ре¬альности. Адекватность образа восприятия (его соответствие действительности) достигает¬ся благодаря тому, что при его фор¬мировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание вос¬принимающих систем к свойствам воз¬действия: в движении руки, ощупыва¬ющей предмет, в движении глаза, просле¬живающего видимый контур, в движе¬ниях гортани, воспроизводящих слыши¬мый звук, и т. д.— во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с ориги¬налом; сигналы рассогласования, посту¬пая в нервную систему, выполняют кор¬ректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответствен¬но к практическим действиям, реализующимся на основе этого образа.

Следовательно, восприятия представляет собой своеобразный само¬регулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняю¬щийся особенностям отражаемого объ¬екта. Важное свойство восприятия — возможность пе¬рестройки чувств, моделей воздействую¬щего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания.

Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio — восприятие) моделей. В процессе их формирования они уточ¬няются, из объекта извлекаются инвари¬антные свойства и признаки, что приво¬дит в итоге к тому, что мир воспринимает¬ся таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы восприятия (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза, где наи¬более отчётливо обнаруживаются их струк¬тура и их роль в формировании образов восприятия.

В дальнейшем они претерпевают ряд последоват. изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновен¬ного акта «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальт-психологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную фор¬му восприятия.

Любая живая система обладает выра¬ботанным алфавитом, т. е. определён¬ной совокупностью образов или перцептив¬ных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобле¬ние воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процес¬са уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собств. дви¬жений и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого объекта; с др. стороны, происходит перекодирование, перевод по¬лучаемой информации на «язык» опера¬тивных единиц восприятия или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом.

Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением восприни¬мающей системы субъекта объекту про¬исходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразо¬вание приводит к формированию пол¬ноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реаль¬ности.

В развитых процессах восприятия имеются спец. перцептивные действия; на их основе про¬изводится выделение информативного со¬держания, по которому субъект может сли¬чать предъявленный объект с накоплен¬ными им перцептивными моделями, осу¬ществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объ¬ектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания тре¬буют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сли¬чения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта некоторые инвариантные свойства и призна¬ки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают некоторой «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует про¬цессы формирования образа, как бы с раз¬ных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения и иденти¬фикации.

В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобле¬ния: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения.

В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и зада¬чам поведения. Такому изменению реаль¬ности предшествует преобразование обра¬за ситуации, как правило, не осознава¬емое субъектом, но тем не менее внося¬щее существ, вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач.

Восприятия — не пассивное копирование действительности, а активный творческий процесс познания. Изучение восприятия имеет важное значение и свои специфич. стороны в области эсте¬тики, педагогики, спорта и т. д. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Концепция материальности сознания

Для восприятия информации развились ветвящиеся отростки — дендриты, обладающие избирательной чувствительностью к определённым сигналам и имеющие на… Процессы местного возбуждения и торможения с рецепторной мембраны, суммируясь,… Для их передачи служит длинный отросток — аксон, или осевой цилиндр, покрытый электровозбудимой проводящей мембраной.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Физиология восприятия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Механизм проведения нервного импульса
Механизм проведения нервного импульса. Для перехода сигнала из одной клетки в другую существуют специальные межклеточные соединения - синапсы. Хотя контактирующие участки нейронов тесно прил

Материальная основа высшей нервной деятельности
Материальная основа высшей нервной деятельности. Нервная система - совокупность структур в организме животных и чело¬века, объе-диняющая деятельность всех органов и систем и обеспечивающая функ¬цио

Физиологические механизмы памяти
Физиологические механизмы памяти. Память способность к воспроизведе¬нию прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить ин¬формацию о событиях

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги