рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научный метод

Научный метод - раздел Биология, Содержание Введение 1. Научный Метод 1. Уровни Или Стороны Естествознания 2. ...

Содержание Введение 1. Научный метод 1. Уровни или стороны естествознания 2. Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания 3. Общие, особенные и частные методы естествознания 4. Истина – предмет познания 5. Принципы научного познания 6. Антинаучные тенденции в развитии науки 7. Рациональная и реальная картины мира и познаваемость природы 17 Заключение 2. Задача 21 Список литературы 22 Введение Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др. Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания.

Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается.

Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Цель данной работы – рассмотреть основы методов научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи: - Рассмотреть структуру и функции естествознания; - Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания; - Рассмотреть предмет и принципы научного познания; - Рассмотреть антинаучные тенденции в развитии науки и современные картины мира. 1.

Научный метод

Научный метод 1. Уровни или стороны естествознания Основными элементами естествознания являются: • твердо установленные факты; • закономерности, обобщающие группы фактов; • теории, как правило, представляющие собой системы за¬кономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности; • научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласова¬ние. Проблема различия теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в разнице способов иде¬ального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания.

Отсюда вытекают и другие, уже производные отличия этих двух уровней.

За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обра¬ботки данных опыта.

Его главная Задача — фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их — дело теории. [4, с.56] Методологические программы сыграли свою важную историческую роль. Во-первых, они стимулирова¬ли огромное множество конкретных научных исследований, а во-вторых, «высекли искру» некоторого понимания структуры научного познания. Выяснилось, что оно как бы «двухэтажно». И хотя занятый теорией «верхний этаж» вроде бы надстроен над «нижним» (эмпирией) и без последнего должен рассыпать¬ся, но между ними почему-то нет прямой и удобной лестницы.

Из нижнего этажа на верхний можно попасть только «скачком» в прямом и переносном смысле. При этом, как бы ни была важна база, основа (нижний эмпирический этаж нашего зна¬ния), решения, определяющие судьбу постройки, принимаются все-таки наверху, во владениях теории. В наше время стандартная модель строения научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпи¬рический закон, первичное эмпирическое обобщение.

И все бы хорошо, но, как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые никак не встраиваются в обнаруженную регу¬лярность. Тут на помощь призывается творческий интеллект ученого, его умение мысленно перестроить известную реаль¬ность так, чтобы выпадающие из общего ряда факты вписа¬лись, наконец, в некую единую схему и перестали противоре¬чить найденной эмпирической закономерности.

Обнаружить эту новую схему наблюдением уже нельзя, ее нужно придумать, сотворить умозрительно, представив перво¬начально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше — позволяет предсказывать получение новых, нетриви¬альных фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон. Известно, к примеру, что эволюционная теория Ч. Дарвина долгое время находилась под угрозой краха из-за распростра¬ненных в XIX в. представлений о наследственности.

Считалось, что передача наследственных признаков происходит по прин¬ципу «смешивания», т.е. родительские признаки переходят к потомству в некоем промежуточном варианте. Если скрестить, допустим, растения с белыми и красными цветками, то у полу¬ченного гибрида цветки должны быть розовыми. В большинст¬ве случаев так оно и есть. Это эмпирически установленное обобщение на основе множества совершенно достоверных эм¬пирических фактов. [4, с.58] Но из этого, между прочим, следовало, что все наследуемые признаки при скрещивании должны усредняться.

Значит, лю¬бой, даже самый выгодный для организма признак, появив¬шийся в результате мутации (внезапного изменения наследст¬венных структур), со временем должен исчезнуть, раствориться в популяции. А это в свою очередь доказывало, что естествен¬ный отбор работать не должен! Британский инженер Ф. Дженкин доказал это строго математически.

Ч. Дарвину данный «кошмар Дженкина» отравлял жизнь с 1867 г но убедитель¬ного ответа он так и не нашел. (Хотя ответ уже был найден. Дарвин просто о нем не знал.) Дело в том, что из стройного ряда эмпирических фактов, рисующих убедительную в целом картину усреднения наследуемых признаков, упорно выбивались не менее четко фикси¬руемые эмпирические факты иного порядка. При скрещивании растений с красными и белыми цветками, пусть не часто, но все равно будут появляться гибриды с чисто белыми или крас¬ными цветками.

Однако при усредняющем наследовании при¬знаков такого просто не может быть — смешав кофе с моло¬ком, нельзя получить черную или белую жидкость! Обрати Ч. Дарвин внимание на это противоречие, наверняка, к его славе прибавилась бы еще и слава создателя генетики. Но не обратил. Как, впрочем, и большинство его современников, считавших это противоречие несущественным. И зря. Ведь такие «выпирающие» факты портили всю убедитель¬ность эмпирического правила промежуточного характера на¬следования признаков.

Чтобы эти факты вписать в общую кар¬тину, нужна была какая-то иная схема механизма наследова¬ния. Она не обнаруживалась прямым индуктивным обобщени¬ем фактов, не давалась непосредственному наблюдению. Ее нужно было «узреть умом», угадать, вообразить и соответствен¬но сформулировать в виде теоретической гипотезы. [4, с.60] Эту задачу, как известно, блестяще решил Г. Мендель. Суть предложенной им гипотезы можно выразить так: наследование носит не промежуточный, а дискретный характер.

Наследуемые признаки передаются дискретными частицами (сегодня мы на¬зываем их генами). Поэтому при передаче факторов наследст¬венности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Эта гениально простая схема, развившаяся впо¬следствии в стройную теорию, объяснила разом все эмпириче¬ские факты. Наследование признаков идет в режиме расщепле¬ния, и поэтому возможно появление гибридов с «несмеши¬вающимися» признаками.

А наблюдаемое в большинстве случа¬ев «смешивание» вызвано тем, что за наследование признака отвечает, как правило, не один, а множество генов, что и «сма¬зывает» менделевское расщепление. Принцип естественного отбора был спасен, «кошмар Дженкина» рассеялся. Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпи¬рических фактов — первичное эмпирическое обобщение — об¬наружение отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая мо¬дель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Счи¬тается, что большая часть современного научного знания по¬строена именно таким способом. [4, с.61] 1.2. Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установ¬ленные факты.

Если они установлены правильно (подтвер¬ждены многочисленными свидетельствами наблюдений, экспе¬риментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обяза¬тельными. Это эмпирический, т.е. опытный базис науки. Коли¬чество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Ес¬тественно, они подвергаются первичному эмпирическому обоб¬щению, приводятся в различные системы и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно на¬блюдаемые явления. Но значит ли это, что наука выполнила свою главную зада¬чу, состоящую, как известно, в установлении законов? К сожа¬лению, нет. Ведь фиксируемые на эмпирическом уровне зако¬номерности, как правило, мало что объясняют.

Обнаружили, к примеру, древние наблюдатели, что большинство светящихся объектов на ночном небе движется по четким кругообразным траекториям, а несколько других совершают какие-то петлеоб¬разные движения.

Общее правило для тех и других, стало быть, есть, только как его объяснить? А объяснить непросто, если не знать, что первые — это звезды, а вторые — планеты, и их «неправильное» поведение в небе вызвано совместным с Зем¬лей вращением вокруг Солнца. Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэвристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений науч¬ного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне по¬знания — теоретическом.

Проблема различения двух уровней научного познания — теоретического и эмпирического (опытного) — вытекает из од¬ной специфической особенности его организации. Суть этой особенности заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала. Наука ведь уста¬навливает законы. А закон — есть существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, т.е. нечто общее, а если строже — то и всеобщее для того или иного фрагмента реальности. [1, с.34] Общее же (или всеобщее) в вещах устанавливается путем абстрагирования, отвлечения от них тех свойств, признаков, характеристик, которые повторяются, являются сходными, одинаковыми во множестве вещей одного класса.

Суть формально-логического обобщения как раз и заключается в отвле¬чении от предметов такой «одинаковости», инвариантности. Данный способ обобщения называют «абстрактно-всеобщим». Это связано с тем, что выделяемый общий признак может быть взят совершенно произвольно, случайно и никак не выражать сути изучаемого явления.

Например, известное античное определение человека как существа «двуногого и без перьев» в принципе применимо к любому индивиду и, следовательно, является абстрактно-общей его характеристикой. Но разве оно что-нибудь дает для пони¬мания сущности человека и его истории? Определение же, гла¬сящее, что человек — это существо, производящее орудия тру¬да, напротив, формально к большинству людей неприменимо. Однако именно оно позволяет построить некую теоретическую конструкцию, в общем удовлетворительно объясняющую исто¬рию становления и развития человека. Здесь мы имеем дело уже с принципиально иным видом обобщения, позволяющим выделять всеобщее в предметах не номинально, а по существу.

В этом случае всеобщее понимает¬ся не как простая одинаковость предметов, многократный по¬втор в них одного и того же признака, а как закономерная связь многих предметов, превращающая их в моменты, сторо¬ны единой целостности, системы.

А внутри этой системы все¬общность, т.е. принадлежность к системе, включает не только одинаковость, но и различия, и даже противоположности. Общ¬ность предметов реализуется здесь не во внешней похожести, а в единстве генезиса, общем принципе их связи и развития. Именно эта разница в способах отыскания общего в вещах, т.е. установления закономерностей, и разводит эмпирический и теоретический уровни познания. На уровне чувственно-практи¬ческого опыта (эмпирическом) возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно только угадать, схватить случайно.

Объяснить же их и обосновать позволяет лишь тео¬ретический уровень познания. [1, с.36] В теории происходит переорганизация или переструктури¬зация добытого эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. Это вроде игры в детские кубики с фраг¬ментами разных картинок. Для того чтобы беспорядочно раз¬бросанные кубики сложились в единую картинку, нужен некий общий замысел, принцип их сложения.

В детской игре этот принцип задан в виде готовой картинки-трафаретки. А вот как такие исходные принципы организации построения научного знания отыскиваются в теории — великая тайна научного твор¬чества. Наука потому и считается делом сложным и творческим, что от эмпирии к теории нет прямого перехода. Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связа¬на с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теорети¬ческой конструкции дает как раз практический опыт. И прове¬ряется истинность теоретических выводов опять-таки их прак¬тическими приложениями.

Однако сам процесс построения теории и ее дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно независимо. 1.3. Общие, особенные и частные методы естествознания Различаются рассматриваемые уровни познания и по объек¬там исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами.

Теория же оперирует исключительно с идеализированными объектами (материальная точка, идеаль¬ный газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблю¬дение, описание, измерение, эксперимент и др. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, систем¬ным, структурно-функциональным анализом, математическим моделированием и т.д. Существуют, конечно, и методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, ана¬логия, анализ и синтез и др. Но все же разница в методах, применяемых на теоретическом и эмпирическом уровнях, не случайна. [3, с.67] Более того, именно проблема метода была исходной в процес¬се осознания особенностей теоретического знания.

В XVII в в эпоху зарождения классического естествознания, Ф. Бэкон и Р. Декарт сформулировали две разнонаправленные методо¬логические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). Под индукцией принято понимать такой способ рассужде¬ния, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.

Проще говоря, это движение познания от частного к общему. Движение в противоположном направле¬нии, от общего к частному, получило название дедукции. Логика противостояния эмпиризма и рационализма в во¬просе о ведущем методе получения нового знания в общем проста.

Эмпиризм. Действительное и хоть сколько-нибудь практич¬ное знание о мире можно получить только из опыта, т.е. на ос¬новании наблюдений и экспериментов. А всякое наблюдение или эксперимент — единичны. Поэтому единственно возмож¬ный путь познания природы — движение от частных случаев ко все более широким обобщениям, т.е. индукция. Другой способ отыскания законов природы, когда сначала строят самые об¬щие основания, а потом к ним приспосабливаются и посредст¬вом их проверяют частные выводы, есть, по Ф. Бэкону, «матерь заблуждений и бедствие всех наук». Рационализм.

До сих пор самыми надежными и успешными были математические науки. А таковыми они стали истому, что применяют самые эффективные и достоверные ме¬тоды дознания: интеллектуальную интуицию и дедукцию. Ин¬туиция позволяет усмотреть в реальности такие простые и са¬моочевидные истины, что усомниться в них невозможно. Де¬дукция же обеспечивает выведение из этих простых истин бо¬лее сложного знания.

И если она проводится по строгим пра¬вилам, то всегда будет приводить только к истине, и никогда — к заблуждениям. Индуктивные же рассуждения, конечно, тоже бывают хороши, но они не могут приводить ко всеобщим суж¬дениям, в которых выражаются законы. Эти методологические программы ныне считаются устарев¬шими и неадекватными. Эмпиризм недостаточен потому, что индукция и в самом деле никогда не приведет к универсальным суждениям, поскольку в большинстве ситуаций принципиально невозможно охватить все бесконечное множество частных слу¬чаев, на основе которых делаются общие выводы.

И ни одна крупная современная теория не построена путем прямого ин¬дуктивного обобщения. Рационализм же оказался исчерпан¬ным, поскольку современная наука занялась такими областями реальности (в микро- и мегамире), в которых требуемая «само¬очевидность» простых истин исчезла окончательно. Да и роль опытных методов познания оказалась здесь недооцененной. [3, с.69] 1.4. Истина – предмет познания Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных свя¬зях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фик¬сирующих непосредственно не наблюдаемые стороны объек¬тивной реальности.

Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно осуществлена прямым наблюде¬нием и экспериментом. Такой «отрыв» теории от непосредст¬венно наблюдаемой реальности породил в XX в. немало дис¬куссий на тему о том, какое же знание можно и нужно при¬знать научным, а какому в этом статусе отказать.

Проблема за¬ключалась в том, что относительная независимость теоретиче¬ского знания от его эмпирического базиса, свобода построения различных теоретических конструкций невольно создают иллю¬зию немыслимой легкости изобретения универсальных объяс¬нительных схем и полной научной безнаказанности авторов за свои сногсшибательные идеи. Заслуженный авторитет науки зачастую используется для придания большего веса откровени¬ям всякого рода пророков, целителей, исследователей «астраль¬ных сущностей», следов внеземных пришельцев и т.п. Внешняя наукообразная форма и использование полунаучной термино¬логии создают впечатление причастности к достижениям боль¬шой науки и еще непознанным тайнам Вселенной одновре¬менно.

Критические же замечания в адрес «нетрадиционных» воз¬зрений отбиваются нехитрым, но надежным способом: тради¬ционная наука по природе своей консервативна и склонна уст¬раивать гонения на все новое и необычное — и Джордано Бру¬но ведь сожгли, и Менделя не поняли и пр. Возникает вопрос: можно ли четко отграничить псевдонаучные идеи от идей соб¬ственно науки? При этом можно отметить, что сами работающие в науке ученые считают вопрос о разграничении науки и ненауки не слишком сложным.

Дело в том, что они интуитивно чувствуют подлинно и псевдонаучный характер знания, так как ориенти¬руются на определенные нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы.

В этих идеалах и нормах науки выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, ко все же во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм, обуслоапенный единством стиля мышления, сформиро¬ванного еще в Древней Греции. Его принято называть рацио¬нальным. Этот стиль мышления основан по сути на двух фун¬даментальных идеях: • природной упорядоченности, т.е. признании существова¬ния универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей; • формального доказательства как главного средства обос¬нованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии: • универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места, времени, субъекта и т.п.; • согласованность или непротиворечивость, обеспечивае¬мая дедуктивным способом развертывания системы зна¬ния; • простота; хорошей считается та теория, которая объясня¬ет максимально широкий круг явлений, опираясь на ми¬нимальное количество научных принципов; • объяснительный потенциал; • наличие предсказательной силы. Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эта¬лон научного знания постоянно.

Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории. [6, с.107] 1.5. Принципы научного познания Для этих целей разными направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов.

Один из них получил название принципа верификации: какое-либо понятие или суж¬дение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Если же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого су¬ждения не удается, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено смысла. Поскольку понятия развитой теории, как правило, не сводимы к данным опыта, то для них сделано по¬слабление: возможна и косвенная верификация. Скажем, ука¬зать опытный аналог понятию «кварк» невозможно.

Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые уже можно за¬фиксировать опытным путем, экспериментально. И тем самым косвенно верифицировать саму теорию. Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что реши¬тельно все возможные эмпирические факты в состоянии истол¬ковать в свою пользу — идеология, религия, астрология и т.п. В таких случаях полезно прибегнуть еще к одному принципу разграничения науки и ненауки, предложенному крупнейшим философом XX в. К. Поппером, — принципу фальсификации.

Он гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо. Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл.

К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании. Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, поле¬тевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтвер¬ждения ее истинности и научности.

Теория, неопровержимая в принципе, не может быть науч¬ной. Идея божественного творения мира в принципе неопро¬вержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно пред¬ставить как результат действия все того же божественного за¬мысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам про¬сто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки. Можно, правда, заметить, что последовательно проведен¬ный принцип фальсификации делает любое знание гипотетич¬ным, т.е. лишает его законченности, абсолютности, неизменно¬сти. Но это, наверное, и неплохо: именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах.

Критицизм является важнейшим источником роста науки и неотъемлемой чертой ее имиджа. [7, с.97] 1.6. Антинаучные тенденции в развитии науки Достижения научного метода огромны и неоспоримы. С его помощью человечество не без комфорта обустроилось на всей планете, поставило себе на службу энергию воды, пара, элек¬тричества, атома, начало осваивать околоземное космическое пространство и т.п. Если к тому же не забывать, что подав¬ляющая часть всех достижений науки получена за последние полторы сотни лет, то эффект получается колоссальный — че¬ловечество самым очевидным образом ускоряет свое развитие с помощью науки.

И это, возможно, только начало. Если наука и дальше будет развиваться с таким ускорением, какие удиви¬тельные перспективы ожидают человечество! Примерно такие настроения владели цивилизованным миром в 60-70-е гг. на¬шего века. Однако ближе к его концу блистательные перспек¬тивы немножко потускнели, восторженных ожиданий поубави¬лось и даже появилось некоторое разочарование: с обеспечени¬ем всеобщего благополучия наука явно не справлялась.

Сегодня общество смотрит на науку куда более трезво. Оно начинает постепенно осознавать, что у научного метода есть свои издержки, область действия и границы применимости. Самой науке это было ясно уже давно.

В методологии науки вопрос о границах научного метода дебатируется по крайней мере со времен И. Канта. То, что развитие науки непрерывно наталкивается на всевозможные преграды и границы, — естест¬венно. На то и разрабатываются научные методы, чтобы их преодолевать. Но, к сожалению, некоторые из этих границ пришлось признать фундаментальными. Преодолеть их, веро¬ятно, не удастся никогда. Одну из таких границ очерчивает наш опыт. Как ни крити¬куй эмпиризм за неполноту или односторонность, исходная его посылка все-таки верна: конечным источником любого челове¬ческого знания является опыт (во всех возможных формах). А опыт наш, хоть и велик, но неизбежно ограничен.

Хотя бы временем существования человечества. Десятки тысяч лет об¬щественно-исторической практики — это, конечно, немало, но что это по сравнению с вечностью? И можно ли закономерно¬сти, подтверждаемые лишь ограниченным человеческим опы¬том, распространять на всю безграничную Вселенную? Распро¬странять-то, конечно, можно, только вот истинность конечных выводов в приложении к тому, что находится за пределами опыта, всегда останется не более чем вероятностной.

Причем и с противником эмпиризма — рационализмом, от¬стаивающим дедуктивную модель развертывания знания, поло¬жение не лучше. Ведь в этом случае все частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений, по¬стулатов, аксиом и пр. Однако эти первичные постулаты и ак¬сиомы, не выводимые и, следовательно, не доказуемые в рам¬ках данной теории, всегда чреваты возможностью опроверже¬ния. Это относится и ко всем фундаментальным, т.е. наиболее общим теориям.

Таковы, в частности, постулаты бесконечности мира, его материальности, симметричности и пр. Нельзя ска¬зать, что эти утверждения вовсе бездоказательны. Они доказы¬ваются хотя бы тем, что все выводимые из них следствия не противоречат друг другу и реальности. Но ведь речь может идти только об изученной нами реальности. За ее пределами истин¬ность таких постулатов из однозначной превращается опять-таки в вероятностную.

Так что сами основания науки не имеют абсолютного характера и в.

– Конец работы –

Используемые теги: научный, метод0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научный метод

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Сравнение эффективности методов сортировки массивов: Метод прямого выбора и метод сортировки с помощью дерева
При прямом включении на каждом шаге рассматриваются только один очередной элемент исходной последовательности и все элементы готовой… Полностью алгоритм прямого выбора приводится в прогр. 3. Таблица 2. Пример… Можно сказать, что в этом смысле поведение этого метода менее естественно, чем поведение прямого включения.Для С имеем…

Статистические показатели себестоимости продукции: Метод группировок. Метод средних и относительных величин. Графический метод
Укрупненно можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции: - предметов труда (сырья, материалов и т.д.); - средств труда… Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов… Такие показатели рассчитываются по данным сметы затрат на производство. Например, себестоимость выпущенной продукции,…

Методы решения жестких краевых задач, включая новые методы и программы на С++ для реализации приведенных методов
Стр. 8. Второй алгоритм для начала счета методом прогонки С.К.Годунова.Стр. 9. Замена метода численного интегрирования Рунге-Кутта в методе прогонки… Стр. 10. Метод половины констант. Стр. 11. Применяемые формулы… Стр. 62. 18. Вычисление вектора частного решения неоднородной системы дифференциальных уравнений. Стр. 19. Авторство.…

Электрографический метод - метод регистрации и анализа биоэлектрических процессов человека и животных
Так, ни одно кардиологическое исследование не проводится теперь без тщательного анализа электрической активности сердца больного. Ценные… Современные электрографические установки, обеспечивающие многоканальную… В самом деле, если бы электрофизиолог и врач, пользующиеся электрографическим методом, попытались глубоко изучить…

Хроматографические методы. Общая характеристика методов
Хроматографические методы Общая характеристика методов... Характеристики хроматографического разделения компонентов анализируемой... Основные закономерности сорбционных процессов...

Решение систем линейных алгебраических уравнений методом простых итераций и методом Зейделя
При использовании итерационных процессов, сверх того, добавляется погрешность метода. Заметим, что эффективное применение итерационных методов существенно зависит… Сейчас разберем несколько определений которые будем использовать в этой работе.Система линейных уравнений с n…

Метод контурных токов, метод узловых потенциалов
При пользовании методом сначала выбирают и обозначают независимые контурные токи (по любой ветви должен протекать хотя бы один выбранный ток). -… Расчёт установившегося режима в цепи переменного тока комплексным методом… МЕТОД УЗЛОВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Метод позволяет уменьшить количество уравнений системы до числа , где Ny – число узлов…

Предмет политологии, ее содержание и методы (последние назвать и раскрыть социологический метод).
Предмет политологии ее содержание и методы последние назвать и раскрыть социологический метод... Политика как специф ий социальный феномен появилась когда общество из... До Гражданской войны в США развивается философская система политического знания концентрирующее свое знание на таких...

Функциональный Методы описательной Методы статистического анализа взаимосвязи признаков
На сайте allrefs.net читайте: Функциональный Методы описательной Методы статистического анализа взаимосвязи признаков...

Методы и анализ нелинейного режима работы системы ЧАП. Метод фазовой плоскости
Нелинейная характеристика разбивается на ряд линейных участков, в пределах каждого из которых система описывается линейным дифференциальным… Метод гармонической линеаризации. Нелинейный элемент (НЭ) заменяется его… Состоит в построении и исследовании фазового портрета системы в координатах исследуемой величины и ее производной.…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам