Вклад Арабского мира в развитие естествознания

Вклад Арабского мира в развитие естествознания.

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества. Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древ¬него Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения. Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную импе¬рию, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина Пиренейского полуострова.

Развитие исламской государ¬ственности в VIII—XII вв. оказало благотворное влияние на обще¬мировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные куль¬турные центры Арабского мира: Багдад и Кордова.

В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов, суще¬ствовала мода и на личные библиотеки. Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) — выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201— 1274) — философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) — великий астроном и организатор науки, один из на¬следников Тимура, а также Джемшид, Али Кушчи и многие дру¬гие ученые.

Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию — прибор для определения поло¬жения небесных светил. Бируни со всей решительностью утверж¬дал, что Земля имеет шарообразную форму, и значительно уточ¬нил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве. 5.