Революция в естествознании

Революция в естествознании. Выдвижение на передний край естествознания био¬логических проблем, а также особая специфика живых систем дали повод целому ряду ученых заявить о смене лидера современного естествознания.

Если раньше та¬ким бесспорным лидером считалась физика, то теперь в таком качестве все больше выступает биология. Основой устройства окружающего мира теперь признается не ме¬ханизм и машина, а живой организм.

Однако многочис¬ленные противники такого взгляда не без основания заявляют, что поскольку живой организм состоит из тех же молекул, атомов, элементарных частиц и кварков, то по-прежнему лидером естествознания должна оставаться физика. По-видимому, вопрос о лидерстве в естествознании зависит от множества разнообразных факторов, среди которых решающую роль играют значение лидирующей науки для общества, точность, разработанность и общ¬ность методов ее исследования, возможность их приме¬нения в других науках.

Несомненно, однако, что самыми впечатляющими для современников являются наиболее крупные открытия, сделанные в лидирующей науке, и перспективы ее дальнейшего развития. С этой точки зрения биология второй половины XX столетия может рассматриваться как лидер современного естест¬вознания, ибо именно в ее рамках были сделаны наибо¬лее революционные открытия. Говоря о революциях в естествознании, следует в первую очередь отказаться от наивных и предвзятых представлений о них, как процессах, связанных с лик¬видацией прежнего знания, с отказом от преемственно¬сти в развитии науки и, прежде всего, ранее накоплен¬ного и проверенного эмпирического материала.

Такой отказ касается главным образом прежних гипотез и тео¬рий, которые оказались неспособными объяснить вновь установленные факты наблюдений и результаты экспе¬риментов. Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концепту¬альном содержании его теорий, учений и научных дис¬циплин. Развитие науки отнюдь не сводится к простому накоплению и даже обобщению фактов, т.е. к тому, что называют кумулятивным процессом.

Факты всегда стре¬мятся объяснить с помощью гипотез и теорий. Среди них в каждый определенный период выдвигается наибо¬лее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом для объяснения фактов из¬вестных и предсказания фактов неизвестных. Такой па¬радигмой в свое время служила теория движения зем¬ных и небесных тел, построенная Ньютоном, поскольку на нее опирались все ученые, изучавшие конкретные механические процессы.

Точно так же все исследовате¬ли, изучавшие электрические, магнитные, оптические и радиоволновые процессы, основывались на парадигме электромагнитной теории, которую построил Д.К. Мак¬свелл. Понятие парадигмы, которое ввел американский ученый Томас Кун (1922—1996) для анализа научных революций, подчеркивает важную их особенность - смену прежней парадигмы новой, переход к более об¬щей и глубокой теории исследуемых процессов.

Однако он оставил без объяснения и анализа вопрос о формировании самой парадигмы. По его мнению, развитие науки можно разделить на два этапа: • нормальный, когда ученые заняты применением пара¬дигмы к решению конкретных проблем частного, специального характера (так называемых головоломок) • экстраординарный, связанный с поиском новой пара¬дигмы. При таком подходе новая парадигма оказывается никак не связанной с прежними исследованиями и поэтому ее возникновение остается необъясненной.

В действитель¬ности же, как видно из примеров аномальных фактов, т.е. фактов, противоречащих парадигме, процесс анализа, кри¬тического осмысления и оценки существующей парадигмы происходит уже на стадии нормальной науки. Поэтому рез¬кое и тем более абсолютное противопоставление указанных этапов развития науки — совершенно необоснованно, и оно встретило убедительную критику со стороны многих видных ученых. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Один из старинных девизов гласит: “знание есть сила” Наука делает человека могущественным перед силами природы.

Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним - открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др. В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения.

Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, “озонная дыра” над планетой, резкое сокращение видов растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки.

Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие. Наука - это социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества.

Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных, и, прежде всего, экологических, проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); и в то же время без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно.

И это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И потому всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры.

О некоторых из них надо сказать особо.