Современная естестественно-научная картина мира

СОДЕРЖАНИЕ. Стр. Введение. 1. Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков. 1. Кризис в физике на рубеже веков. 2. Кризис дарвинизма в конце ХIХ века. 3. Становление учения о наследственности генетики . 2. I века. 1. Теория самоорганизации синергетика . 2.1.1. От моделирования простых к моделированию сложных систем. 2. Характеристики самоорганизующихся систем. 3. Открытость. 4. Нелинейность. 5. Диссипативность. 6. Закономерности самоорганизации. 2. Глобальный эволюционизм. 2.3. На пути к постнеклассической науке ХХI века. Заключение.

Литература. Введение. Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также и целое постижимо лишь в органическом единстве с его частями, а часть может быть понята лишь в рамках целого.

И любой открытый нами частный закон - если он действительно закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука, ограничивающая себя лишь познанием особенного. Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений и воплощающаяся в качестве научного отражения в единстве и взаимосвязи наук. Она выражает внутреннее единство всех элементов структуры и свойств любой целостной системы, а также бесконечное разнообразие отношений данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями.

Без понимания принципа всеобщей связи не может быть истинного знания. Осознание универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием входит в науку, хотя уже более полувека назад в своих лекциях, читанных в Сорбонне, В.И.Вернадский отмечал, что ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится, но неразрывно связан с материальноэнергетической средой. В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание.

Она выявляется как планетное явление космического характера. Естественнонаучное миропонимание ЕНМП - система знаний о природе, образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.

Понятие картина мира является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие картина мира отражает мир в целом как единую систему, то есть связное целое, познание которого предполагает познание всей природы и истории Маркс К Энгельс Ф собр. соч 2-е изд. том 20, с.630 . В основе построения научной картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания.

Общий смысл последнего заключается в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире, является методологическим инструментом, способом выражения целостности природы.

Система знаний в научной картине мира не строится как система равноправных партнеров. В результате неравномерного развития отдельных отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве ведущей, стимулирующей развитие других. В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения.

В соответствии с современным процессом гуманизации биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две горячие точки в ее развитии Это - стык биологии и наук о неживой природе, и стык биологии и общественных наук Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений.

Если речь идет о ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени. 1.

Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков

Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков. Вторая пол... С одной стороны, великое научное достижение, заложенное гением Ньютона... . Лидером естествознания по прежнему является физика. Это - период, который представляет собой одновременно и завершение ста...

Кризис в физике на рубеже веков

В основе представлений Маха как физика лежало убеждение в том, что дви... Важнейшие из них открытие рентгеновских лучей, открытие электрона и ус... Нужно было определить природу радиоактивных лучей, а также, какое влия... Все эти вопросы начали проясняться в результате последующих исследован... Ситуацию, сложившуюся в физической науке на рубеже XIX - ХХ вв Пуанкар...

Кризис дарвинизма в конце ХIХ века

была очень пестрой, мозаичной, заполненной противоречиями, драматическ... Коп, принцип субституции органов H. Дорн и др. эволюционной биологии т.е. 1.3.

Становление учения о наследственности генетики

стали складываться непосредственные предпосылки учения о наследственно... было формулирование Г. Менделем его знаменитых законов. На микроскопическом конце шкалы масштабов физика элементарных частиц в... Свет от этих объектов вышел свыше 6 млрд.

Теория самоорганизации синергетика

Теория самоорганизации синергетика . 2.1.1.

От моделирования простых к моделированию сложных систем

Вселенная представляет из себя множество систем. как механизмы. Во Вселенной таких закрытых систем меньшинство. Это значит, что они обмениваются энергией, веществом и информацией с о... Как и кибернетика, синергетика - это некоторый междисциплинарный подхо...

Характеристики самоорганизующихся систем

Вместе с тем, уже во второй половине ХIХ века, и особенно в ХХ веке, б... Что такое открытые системы? Открытые системы - это такие системы, кото... Неравновесные системы обретают способность воспринимать различия во вн... Диссипативность. Открытые неравновесные системы, активно взаимодейству... Неравновесное протекание множества микропроцессов приобретает некотору...

Закономерности самоорганизации

В неорганической химии автокаталитические реакции встречаются редко, н... Становление самоорганизации во многом определяется характером взаимоде... В переломный момент самоорганизации точка бифуркации принципиально нев... 2.2. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Наука и будущее человечества.

Естествознание как революционизирующая сила цивилизации. Один из старинных девизов гласит знание есть сила Наука делает человека могущественным перед силами природы.

С помощью естествознания человек осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения.

Только благодаря знанию законов природы человек может изменить и приспособить природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребности.

Естествознание - и продукт цивилизации и условие ее развития.

С помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей. Естествознание - один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей силой.

Великие научные открытия и тесно связанные с ними технические изобретения всегда оказывали колоссальное и подчас совершенно неожиданное воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним - открытие средств высвобождения ядерной энергии раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы наследственности структуры ДНК и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью и др. Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др. В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения.

Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья.

Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, озонная дыра над планетой, резкое сокращение видов растений и животных - все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки.

Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие. Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее отношении к человеку, перспективам его развития никогда так остро не обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса цивилизации. Старая проблема гуманистического содержания познавательной деятельности т.н. проблема Руссо приобрела новое конкретно-историческое выражение может ли человек и если может, то в какой степени рассчитывать на науку в решении глобальных проблем современности? Способна ли наука помочь человечеству в избавлении от того зла, которое несет в себе современная цивилизация технологизацией образа жизни людей? Наука - это социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества.

Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных, и, прежде всего, экологических, проблем цивилизации не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества и в то же время без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно.

И это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И потому всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности.

А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры. О некоторых из них надо сказать особо. Наука и квазинаучные формы культуры. Наука - это компонент духовной культуры и потому процессы, которые происходят во всей системе культуры в той или иной форме отражаются и на науке. Так, всплеск в конце ХХ века очередной исторической волны ремифологизации духовной культуры, ограничения рациональной составляющей культуры в пользу иррациональных ее моментов, сказался и на современной науке.

Это проявилось, в частности, в существовании постоянно усиливающейся в системе духовной культуры тенденции к образованию синкретических ментальных структур, в которых причудливо сочетаются элементы, принадлежащие к, казалось бы, совершенно различным, разделенным громадной исторической дистанцией и потому в принципе несовместимым, чуждым друг другу формам сознания - науке и мифологии.

В пластах обыденного, массового и околонаучного сознания все большее место занимают паракультурные образования, некие духовные кентавры, в которых соседствуют и, более того, в чем-то даже дополняют друг друга научное и мифопоэтическое, логико-доказательное и мифологическое, рационально-теоретическое и иррационально-мистическое, предметно-практическое и суеверно-магическое. Такая тенденция приобретает черты масштабного культурного феномена, и есть несомненные основания утверждать, что в системе духовной культуры рельефно очерчиваются границы целостного корпуса квазинаучной мифологии как особого способа духовного освоения мира. Классическая квазинаучная мифологическая триада невероятные появления лохнесского чудовища, поиски снежного человека и таинственные происшествия в Бермудском треугольнике многократно расширилась и впитала в себя новые мифологемы - поиски НЛО, полтергейст, левитация, идеи реинкарнации, жизни после жизни, точнее говоря, после смерти и др. Особенно многочисленны мифологемы в том, что касается истоков и судеб человеческой цивилизации, организации и населенности Вселенной, взаимодействий человеческой цивилизации с над вне человеческими разумами во Вселенной и др. Стало повальным увлечение поисками НЛО и страстное ожидание пришельцев из внеземных цивилизаций, из иных миров.

Это увлечение приобретает подчас черты массового психоза - чуть ли не ежемесячно в средствах массовой информации появляются сообщения о проявивших себя инопланетянах и умыкании ими землян прямо в центрах многомиллионных городов Ширятся слухи о начатой операторами НЛО эвакуации землян в просторы Вселенной Новые формообразования человеческого духа, демонстрирующие его неисчерпаемые творческие возможности, в любом их содержании можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство.

Первопроходцы квазинаучного мифотворчества пытаются выдать свою деятельность за особую, высшую форму познания, которая будто бы в ближайшее время должна заменить собой науку как систему экспериментального и теоретического исследовательского поиска ими все чаще подчеркивается, что такая наука отжила свой век. Это - определенный вызов науке, который она с достоинством и ответственностью, хотя, сожалению, не всегда достаточно активно, принимает.

Научно-рациональный анализ квазинаучного мифотворчества показывает, что его возникновение обусловлено рядом определенных социокультурных корней.

Укажем на два из них. Во-первых, любая культура, и соответствующее ей сознание, множественна и целостна одновременно.

В любой культуре, в том числе и современной, существуют разные качественно своеобразные уровни, слои, пласты. Исторические типы культуры различаются, разумеется, их содержанием, структурой и др. Но в любую эпоху все индивиды, вовлеченные в систему воспроизводства и развития культурных ценностей, в своем сознании содержат компоненты всех имеющихся в данной культуре уровней, слоев и пластов.

В полной мере это относится и к фольклору, к пластам народных верований, мифопоэтических образов, предрассудков и пр. Пласты мифопоэтического сознания не чужды и образованным слоям общества, ученым, прошедшим выучку, тренинг в системе научно - рационального, познавательного освоения мира. Такие вненаучные факторы и накладывают свой отпечаток на толкование отдельными учеными некоторых проблем современной науки. Во-вторых, наука обязана сделать все, что в ее силах, для проверки и рациональной интерпретации паранормальных явлений и внести таким образом свой вклад в информированность и образованность широких кругов общественности, в окультуривание массового сознания. Конечно же, ученые не могут выдворять из сферы научного познания те или иные аномальные объекты.

В природе еще много загадок и тайн. Но история познания природы показывает, что все тайны и загадки мира рано или поздно раскрываются человеческому познанию. История науки полна примеров радикальных качественных сдвигов в способах познания при попытках осмысления и объяснения именно аномальных явлений.

Ученый всегда должен быть открыт новым нетрадиционным, нестандартным поворотам мысли и объектам познания. Но он обязан оставаться при этом на платформе рационально - доказательного, обоснованного знания, научного эмпирического и теоретического исследования аномалий. Научный конструктивный скептицизм не должен перерастать в свою противоположность - в мифотворчество, облаченное в одежды науки.

История естествознания убедительно демонстрирует торжество рационалистического отношения к миру, научного познания мира. Литература. 1. Максвелл Дж. К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля М 1952. 2. Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития Спб, 1909. 3. Пуанкаре А. О науке. М - 1990. 4. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам М 1991. 5. Капица С.П Курдюмов С.П Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего М. 1997. 6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки М 1992.