рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек как биопсихосоциальное существо

Работа сделанна в 2003 году

Человек как биопсихосоциальное существо - Реферат, раздел Биология, - 2003 год - Становление человечества Человек Как Биопсихосоциальное Существо. Мы Подходим К Человеку С Тремя Разны...

Человек как биопсихосоциальное существо. Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биоло¬гическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозго¬вых, электрохимических и некоторых других процессах чело¬веческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам фе¬номен человека в его целостности.

Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим законо¬мерностям или только социальным? Любой категорический от¬вет был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен.

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние по¬люсы в многообразии человеческих свойств и действий. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Организм и личность—две нераз¬делимые стороны человека.

Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к со¬циальному бытию, к обществу, к истории человечества, к куль¬туре. Измерение человека с двух сторон — биологической и социальной — имеет отношение именно к его лич¬ности. Биологическая сторона человека детерминируется глав¬ным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена про¬цессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума.

Ни то ни другое в отдельности, а только их функцио¬нирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Каким же образом в человеке объединяются его биологиче¬ское и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида. Человек появился на Земле в результате длительной эволю¬ции, приведшей к изменению собственно животной морфоло¬гии, появлению прямохождения, освобождению верхних конеч¬ностей и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие го¬ловного мозга.

Можно сказать, что его морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного существования. Таким образом, на определен¬ном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, тру¬довой деятельностью, общением и формирующейся духов¬ностью, как бы «перевел стрелки» с биологического развития на рельсы исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек как биосо¬циальное единство.

Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые деформируются в условиях социума, то есть генети¬чески они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону чело¬века, включает в себя и его социальную сущность.

Наследственность снабжает родившегося человека не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к под¬ражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему прису¬ще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как челове¬ческое существо.

И все-таки в момент рождения он лишь канди¬дат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей об¬щество, именно оно регулирует и наполняет его поведение со¬циальным содержанием. Каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но не это сде¬лает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознатель¬ные психические явления формируются при жизни в резуль¬тате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Таким образом, общественное начало проникает че¬рез психическое внутрь биологии индивида, которая в таком пре¬образованном виде выступает основой. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Становление человечества

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единст¬венным создателем всех достижений культуры на земле, разум¬ным центром вселенной, тем пунктом, от… Но в том-то все и дело, что-то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо,… Естествознание смогло создать непрев¬зойденные образцы натуралистических исследований природы человека.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек как биопсихосоциальное существо

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и среда его обитания: от Земли до космоса
Человек и среда его обитания: от Земли до космоса. Человек, как и любое другое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его составляю

ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ. Конкретно-историческое понимание личности. Взаимоотношения человека и общества су¬щественным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное н

Природа человека. Диалектика сущности и существования
Природа человека. Диалектика сущности и существования. Природа человека. Вопрос стоял так: кто явля¬ется реальным субъектом истории, каковы пути и средства пре¬вращения человека из отчужденного в с

Угроза термоядерного пожара
Угроза термоядерного пожара. Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Хотя последствия применения ядерного оружия были исследованы и опубликованы еще в 1983 году. "Кто б

Близость экологической катастрофы
Близость экологической катастрофы. Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с мог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги