рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

Работа сделанна в 2003 году

Человек и среда его обитания: от Земли до космоса - Реферат, раздел Биология, - 2003 год - Становление человечества Человек И Среда Его Обитания: От Земли До Космоса. Человек, Как И Любое Друго...

Человек и среда его обитания: от Земли до космоса. Человек, как и любое другое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его составляющих. В последнее время в науках о человеке все более начинает осоз¬наваться факт влияния среды на состояние организма, психи¬ки, определяя собой чувство его комфорта или дискомфорта.

Наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от яв¬лений природы. Мы живем на планете, в глубинах которой по¬стоянно бурлит множество еще неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несется в своих круговых движениях в космических безднах. Зависи¬мость состояния организма человека от природных процессов — от разных перепадов температуры, от колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и т. д.— выражается чаще всего в его нервно-психическом состоянии и вообще в состоянии орга¬низма.

Разные места земли оказываются более или менее благопри¬ятными для человека. Например, воздействие благодатных для организма подземных излучении может способствовать осво¬бождению от нервных стрессов или облегчению некоторых не¬дугов организма. Большинство природных влияний на челове¬ческий организм до сих пор остается еще неведомым, наука рас¬познала лишь ничтожно малую их часть.

Так, известно, что, если человека поместить в безмагнитную среду, он немедленно по¬гибнет. Человек существует в системе взаимодействия всех сил при¬роды и испытывает от нее самые разные воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии физиологической и психологической адаптации человека к природному миру, а так как человек — это, прежде всего существо социальное, то адап¬тироваться к природе он может только через общество.

Если ценностные ориентиры социума направлены не на гармонию с природой, а, напротив, изолируют его от нее, проповедуя разросшийся урбанизм, то чело¬век, воспринявший эту ценностную ориентацию, становится раньше или позже жертвой своей собственной ценностной ус¬тановки. Кроме того, у него образуется своеобразный средовой вакуум, как бы недостаток сферы деятельности, и никакие со¬циальные условия не могут возместить человеку психологиче¬ские потери, связанные с «отчуждением» природы.

Будучи не только социальным существом, но и существом биологическим, человек погибнет без общества людей, по¬гибнет и без общения с природой. И социальные и природные силы действуют в этом смысле беспощадно. Понятие среды не ограничивается только сферой Земли, но включает в себя и космос в целом. Земля — не изолированное от Вселенной космическое тело. В современной науке считается твердо установленным, что жизнь на Земле возникла под влия¬нием космических процессов.

Поэтому вполне естественно, что всякий живой организм каким-то образом взаимодействует с космосом. Мы живем в унисон со всей косми¬ческой средой, и любое ее изменение отзывается на нашем состоянии. Су¬ществует предположение, что не только возникновение жизни на Земле, но и ежесекундное функционирование живых систем не может быть отделено от их постоянного взаимодействия с различного рода излучениями, идущими из космоса. Мы воспитаны на довольно ограниченном воззрении на жизнь как на результат игры стихийных сил земного пребыва¬ния. Возможно, что жизнь в гораздо большей степени зависит от влияний сил космоса, чем нам ду¬мается.

И динамика этих сил заставляет все без исключения клеточки живого организма, а не только сердце биться в унисон с «космическим сердцем» в бесконечной гармонии с небесными телами и процессами, и, разумеется, прежде всего, с теми, кото¬рые к нам всего ближе,— с планетами и Солнцем. Ритмы космо¬са оказывают огромное влияние на динамику изменения биопо¬лей растений, животных и человека.

Энер¬гия безмерно удаленных от нас космических тел и их ассоциаций имела большое значение в зарождении и эволюции жизни на нашей планете. Жизнь и разум, видимо, есть и в иных мирах, так что человек, как частица ноосферы,— это социально-планетарно-космическое существо. Коль скоро среда оказывает решающее воздействие на человека, само это понятие должно подвергнуться тщательному анализу, не упускающему из внимания ни ее космический, ни ее природный, ни ее социальный компоненты. 3. Человек как личность Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах.

Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как пред¬ставителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вто¬рых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Индивид в качестве особой единичной цельно¬сти характеризуется рядом свойств: целостностью морфологи¬ческой и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характе¬ристика человека и личность как его сущностная характерис¬тика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действитель¬ную сущность человека.

Более глубокая интерпретация понятия личности раскры¬вает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь - центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстети¬ческих и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума.

Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность формируется в процессе деятельности. Про¬цесс социализации требует от индивида продуктивной активно¬сти, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это, в свою очередь, вызывает необходимость развития самооценки, что связано с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии.

Самосоз¬нание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповтори¬мый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «я». «Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой ее центр, служит основой внутренней самооценки и пред¬ставляет собою то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел.

Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, подняв¬шегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни, мое предназначение? живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целе¬направленно действовать, реализуя свою сущность.

Мировоззре¬ние — это как бы мост, связывающий личность и весь окружаю¬щий ее мир. Одновременно с формированием мировоззрения складывает¬ся и характер личности. Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности.

Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что чело¬век, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального насилия, а другая — закалить¬ся. Только свободно проявляю¬щаяся личность может сохранить чувство собственного достоин¬ства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности.

Уникальность человека проявляется на биологическом уровне. Сама при¬рода зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде.

Все клетки организма заключают в себе генетически контроли¬руемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с ма¬нерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникаль¬ность личностей имеет существенный социальный смысл.

Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода: ей свойственны и особен¬ные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными. Какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества? Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способ¬ностями? Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества.

Индивидуаль¬ная неповторимость и оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потреб¬ность развития здорового, разумно организованного общества. 4.Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие. Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым.

Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль — роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, склады¬вающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека.

Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. Коллектив не есть нечто безликое, сплош¬ное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверж¬дается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятель¬ности единую основу.

В развитом коллективе человек подни¬мается до осознания значимости своей личности. Здесь надо различать коллективы формаль¬ные (официальные) и так называемые неформальные (неофи¬циальные). Последние объединяются, как правило, по интере¬сам — это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных про¬явлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил. Ныне при достаточно широко развитой социально-психоло¬гической службе на предприятиях проводится политика созда¬ния трудовых коллективов, где все их члены были бы объедине¬ны также по неформальным признакам.

Но и в каждом формальном коллекти¬ве функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производ¬ственными отношениями, а и другими интересами: политиче¬скими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.

Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива — личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опы¬том, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоре¬чия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность — дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодо¬лено общими усилиями к всеобщему благу.

Раздел 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Становление человечества

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единст¬венным создателем всех достижений культуры на земле, разум¬ным центром вселенной, тем пунктом, от… Но в том-то все и дело, что-то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо,… Естествознание смогло создать непрев¬зойденные образцы натуралистических исследований природы человека.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек как биопсихосоциальное существо
Человек как биопсихосоциальное существо. Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биоло¬гическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в морфофизиологичес

ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ. Конкретно-историческое понимание личности. Взаимоотношения человека и общества су¬щественным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное н

Природа человека. Диалектика сущности и существования
Природа человека. Диалектика сущности и существования. Природа человека. Вопрос стоял так: кто явля¬ется реальным субъектом истории, каковы пути и средства пре¬вращения человека из отчужденного в с

Угроза термоядерного пожара
Угроза термоядерного пожара. Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Хотя последствия применения ядерного оружия были исследованы и опубликованы еще в 1983 году. "Кто б

Близость экологической катастрофы
Близость экологической катастрофы. Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с мог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги