ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ. Конкретно-историческое понимание личности. Взаимоотношения человека и общества су¬щественным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает пе¬ред нами богатство и разнообразие типов личностей, характер¬ных для определенных типов культур и мировоззрений: антич¬ности. средневековья, эпохи Возрождения, нового времени и т. д. Личность XX столетия резко отличается, например, от личности даже не столь отдаленного исторического прошлого, скажем, личности XVIII—XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций.

Общество в целом в своей жизнедеятельности руковод¬ствовалось ритуалами, обычаями предков. В деятельности чело¬века органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность.

Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний духовный мир. С возникновением рабовладельческой и феодальной форма¬ций, античной II средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. В этих обществах, в которых образовались классы с разными и противоположными интереса¬ми, а вследствие этого сформировалось и государство вместе с официально оформленными правовыми отношениями граждан в нем, индивиды стали выступать субъектами права и обязанностей. Здесь уже шел бурный процесс становления личности, которая несла на себе печать, с одной стороны, сословного коллективизма, а с другой — классовой ограниченности, чем и обусловливалось, в конечном счете, ее содержание, формы социальной активности или пассивности, образ жизни и ее мировоззрение.

В новой культурной среде, связанной с переходом от фео¬дализма к капиталистическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек — распоря¬дитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора.

Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному — от низшего до наивысшего. В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все под¬вергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки.

В межчеловеческие связи вклинилось как бы опосредствующее звено — техника. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душев¬ной стороны внутреннего мира личности. Изменились и цен¬ностные ориентации, и мировоззрение. По мере утверждения и развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону — эгоизм, индивидуа¬лизм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализ¬ма привело к глобальному отчуждению личности.

Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией. Ее душевно-духовные ценности вытесняются рационалистически-прагматическими ориентациями. Так в человеческие отношения проникает принцип утилитаризма. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимно¬му отчуждению людей.

Раздел 3.