рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Природа человека. Диалектика сущности и существования

Работа сделанна в 2003 году

Природа человека. Диалектика сущности и существования - Реферат, раздел Биология, - 2003 год - Становление человечества Природа Человека. Диалектика Сущности И Существования. Природа Человека. Вопр...

Природа человека. Диалектика сущности и существования. Природа человека. Вопрос стоял так: кто явля¬ется реальным субъектом истории, каковы пути и средства пре¬вращения человека из отчужденного в свободного творца своей судьбы? В то же время человек — не просто «продукт» окружающей среды, но и творец ее. Посредством осознанно-целенаправлен¬ных действий он активно изменяет среду и в ходе ее преобразо¬вания изменяется и сам. Преобразованная человеческим трудом объективная реаль¬ность, продукты человеческого труда становятся человеческой реальностью, «миром человека», «второй природой». Продукты труда человека — это «вторая», «очеловеченная», «гуманизированная» природа по отношению к «первой», то есть естественной природе.

У человека с самого начала его становления не было биологи¬ческой предопределенности к какому-нибудь одному, заранее за¬данному виду жизнедеятельности (как это имеет место у живот¬ных). Морфологическая структура человека такова, что она по¬зволяет ему осуществлять любой вид деятельности.

Тем самым он выступает не как замкнутое в себе, а «открытое миру» су¬щество, универсальное в своих творческих возможностях и про¬явлениях. В процессе исторического развития человека его организм остается, в общем, тем же, отдельные изменения в нем происходят крайне медленно и не носят существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и неандертальцев,— примерно 1400 кубических сантиметров.

По некоторым данным, произошло даже уменьшение объема мозга с 1450 кубических сантиметров у неандертальцев (проживавших 100 тысяч лет назад) до 1350 ку¬бических сантиметров у современного человека, что было связа¬но с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его отделах. По мнению физиологов, лишь 1/10 возможностей мозга исполь¬зуется человеком, хотя поток воспринимаемой им ныне инфор¬мации и уровень решения задач по ее переработке значительно превосходят соответствующие параметры недавнего прошлого.

Все это дает основание сделать вывод, что дальнейшая эволю¬ция мозга будет идти не за счет увеличения количества нервных клеток и веса мозга, а за счет скрытых резервов: например, путем усложнения связей между клетками, более целесообраз¬ного их использования и, как полагают ученые, прежде всего за счет тех отделов мозга, которые ведают сложными логиче¬скими операциями. В свете сказанного представляются необосно¬ванными пессимистические прогнозы некоторых западных уче¬ных, предрекающих вырождение человечества в результате ин¬волюции либо слишком быстрой эволюции мозга.

Решающее влияние на развитие человека социального факто¬ра не ведет к исчезновению природного в человеке. Под воз¬действием человеческой деятельности биологическое в значитель¬ной мере претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира, то есть «очеловечилось». Хотя биологические структуры и функции человеческого орга¬низма обнаруживают общее с высшими животными, в них содер¬жится и существенно новое, сформировавшееся в результате тру¬довой деятельности человека.

Преимущество человека перед животным в том, что его жизнедеятельность находится под контро¬лем его сознания и воли и, что он научился производить не толь¬ко для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Поэтому произведенный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются.

Среди западных ученых весьма распространена тенденция абсолютизировать роль биологического фактора в структуре че¬ловека. Логика их рассуждений такова: поскольку природа чело¬века имеет биологический характер, ее нельзя изменить, и, сле¬довательно, любые социальные программы, направленные на фор¬мирование и воспитание нового человека, бесполезны. Сама по себе постановка вопроса о возможности вмешатель¬ства в механизм наследственности человека с целью изменения его генетической структуры знаменует собой новый подход к иссле¬дованию организма человека и, в частности, открывает возмож¬ность лечения различного рода наследственных болезней и за¬щиты наследственности от вредоносного влияния на нее радиации, некоторых химических соединений и других внешних факторов.

Однако многие ученые справедливо подчеркивают недопустимость невежественного вмешательства в наследственность человека, необходимость проявления социальной ответственности ученого, выступают против угрозы некоторых евгеников превратить чело¬вечество в экспериментальное стадо, в полигон для выращива¬ния некой новой породы людей путем массовой селекции.

Идея выведения стандартизованных гениев отвлекает внимание от за¬дач социального переустройства мира, игнорирует величайшую ценность духовной уникальности, неповторимости личности. Сущность и существование. Реальный образ человека не сводится к категории сущности, так как включает в себя не только саму родовую сущность человека, но и его конкретно-историческое существование.

Понятие сущест¬вования богаче сущности, ибо оно включает в себя не только проявления сущностных сил человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических, нравственных, психо¬логических качеств, особенности его повседневной жизнедеятель¬ности. Существование человека представляет собой форму прояв¬ления его сущности. На определенном этапе исто¬рии, в условиях антагонистического разделения труда, это влия¬ние оказывает тормозящее воздействие на развитие сущностных сил человека.

Продукты человеческой деятельности (в широком смысле, то есть не только продукты труда, но и деньги, общест¬венно-политические учреждения и отношения, формы общест¬венного сознания и т. д.) оказываются отчужденными от чело¬века, превращаются в самостоятельную, не зависимую от людей силу, господствующую над ними и враждебную им. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «ин¬дивидуальность». Че¬ловек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отно¬шений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в опре¬делении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интере¬сы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой дина¬мичную, относительно устойчивую целостную систему интеллек¬туальных, социально-культурных и морально-волевых качеств че¬ловека, выраженных в индивидуальных особенностях его созна¬ния и деятельности.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной лич¬ности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный харак¬тер. По мере исторического развития трудовой дея¬тельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализа¬ция человека и его отношений в различных областях жизнедея¬тельности. 2. О смысле жизни Вопрос о смысле жизни человека теснейшим образом связан с пониманием специфики человека как родового существа, его природы и сущности.

Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определенными специ¬фическими чертами, которые качественно отличают его от других «сообществ». К общечеловеческим, родовым качествам относится стремление к познанию, прекрасному, творческой деятельности и всесторонне¬му развитию, наличие некоторых общечеловеческих норм морали (так называемых простых норм нравственности и справедливости) и т. д. Однако из этого не следует, что существует некая вечная, неизменная человеческая природа, на которую можно было бы опереться в определении смысла жизни.

Наоборот, вся исто¬рия свидетельствует о беспрерывном изменении природы чело¬века. Будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек не может осознавать смысл своей жизни без осознания себя в качестве личности.

Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своей жизни.

Творцом смысла жизни является сам человек. Но это не значит, что он формирует этот смысл по своему произволу, следуя лишь сугубо индивидуальным интересам или бессозна¬тельным инстинктам, внутренней интуиции и т. п как это считают представители субъективного идеализма. По мере развития человечества смысл жизни всегда означает нечто новое и другое, однако это не значит, что в каждую эпоху он совершенно новый и совершенно другой. В понимании смысла жизни, его наиболее общих принципов существует неко¬торая преемственность, вытекающая из определенной преемст¬венности в развитии культуры человечества.

История классовых обществ показывает, что представители различных классов понимали смысл своей жизни по-разному, в соответствии с потребностями и целями, обусловленными их об¬щественным положением. В обществах, построенных на принципах частной собственности, для господствующих классов характерны индивидуалистические, эгоистические и потребительские пред¬ставления о смысле жизни. «Самоутверждение» личности в усло¬виях противоборства частных интересов осуществляется, прежде всего, путем обладания деньгами, вещами и т. п. Вместе с тем история и современная общественная практика богаты примерами такого понимания смысла жизни, когда люди не приспособляются пассивно к стихийным закономерностям об¬щественного развития, а видят смысл своей жизни в том, чтобы изменить существующее положение в соответствии с идеалами, обеспечивающими им наиболее полноценную и содержательную жизнь. Лишь в рамках деятельности, освобожденной от различных форм духовного одурманивания, открывается возможность для подлинного самоутверждения человека, реализации его творчес¬ких сил, а значит, и для обретения подлинного смысла жизни.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что правильное понимание смысла жизни складывается тогда, когда человек спо¬собен различать подлинные и ложные ценности, сознает бесплод¬ность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни лишь для самого себя, то есть тогда, когда стремление добиться личных успехов идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе деятельности на общее благо.

Наиболее глу¬бокий смысл жизни человека в том, чтобы всесторонне развивать свои способности, реализуя их в деятельности на благо людей.

Именно такая деятельность получает признание со стороны об¬щества, коллектива и в то же время приносит человеку глубокое удовлетворение и личное счастье.

Движущая сила человеческих поступков коренится, прежде всего, в необходимости удовлетворять свои насущные потребности. Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бес¬цельно, что он оставил после себя добрые дела, нужные и полез¬ные для других людей, то он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым, и проблема личной смерти не выдвигается на передний план, заслоняя все остальное, и отнюдь не исчерпы¬вается фактом физической смерти. Человек — единственное существо, знающее, что оно преходя¬ще, и в то же время, борющееся за вечность, за продление своей жизни, за то, чтобы оставить о себе добрую память в сознании последующих поколений.

Продлению жизни человека способст¬вуют гуманные социально-экономические преобразования, развитие наук, усовершенствование медицины, борьба с загряз¬нением окружающей среды и т. д. Физическая смерть человека еще не означает духовной смерти его как личности. Если личность ставит перед собой социально значимые цели, вносит свой вклад на благо людей, то она как бы запечатлевает себя в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих цен¬ностях, в памяти людей.

Раздел 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Становление человечества

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единст¬венным создателем всех достижений культуры на земле, разум¬ным центром вселенной, тем пунктом, от… Но в том-то все и дело, что-то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо,… Естествознание смогло создать непрев¬зойденные образцы натуралистических исследований природы человека.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Природа человека. Диалектика сущности и существования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек как биопсихосоциальное существо
Человек как биопсихосоциальное существо. Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биоло¬гическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в морфофизиологичес

Человек и среда его обитания: от Земли до космоса
Человек и среда его обитания: от Земли до космоса. Человек, как и любое другое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его составляю

ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ. Конкретно-историческое понимание личности. Взаимоотношения человека и общества су¬щественным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное н

Угроза термоядерного пожара
Угроза термоядерного пожара. Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Хотя последствия применения ядерного оружия были исследованы и опубликованы еще в 1983 году. "Кто б

Близость экологической катастрофы
Близость экологической катастрофы. Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с мог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги