Пассионарность как необоримая сила

Пассионарность как необоримая сила. На людей как особей вида Homo Sapiens влияют физические силы, как и на все организмы биосфе¬ры. Но если тепловые или электромагнитные флуктуации ощу¬щаемы на уровне организмов, то интересующие нас биохими¬ческие факторы поддаются описанию только на популяционном уровне, то есть на уровне этносов.

Хотя они проявляются в поведении отдельных людей, но только эмпирическое обобще¬ние широкого круга наблюдений позволяет дать дефиницию, необходимую для понимания процессов этногенеза, а также связи этнических феноменов с биосферными.

Для начала отметим несомненный факт. Неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества био¬сферы за историческое время должна была отразиться на пове¬дении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регио¬нах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан нами как особое свойство характера людей и назван пассионарностью (от латинского слова рассио - страсть). Пассионарность – это характерологическая доминанта.

Это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем бо¬лее жизни и счастья современников и соплеменников. Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к эти¬ке, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творче¬ство и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большин¬ство пассионариев находится в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы пассионарности разнообразны. Тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках, тщеславие, тол¬кающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а в при¬менении к идее - создающая фанатиков и мучеников.

Посколь¬ку речь идет об энергии, то моральные оценки неприменимы. Добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы. Хотя мы можем обнаружить феномен пассионарности на отдельных людях, ярких и тусклых, но убедительнее она видна на этнической истории, когда прочие факторы взаимно ком¬пенсируются, выявляются статистические закономерности, отличающие этногенез от социогенеза и культурогенеза.

При всем различии эпох и стран модель пассионарности в этноге¬незе одни и та же. 2. Степени пассионарности. Несомненно, что подавляющее число поступков, соверша¬емых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо зас¬тавляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордо¬сти, алчности, ревности и прочих страстей.

Следовательно, мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком. Как инстинктивные, так н пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит, нам следует отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Иными словами, все импульсы должны быть разбиты на два разряда: д) импульсы, направленные к сохранению жизни, и б) импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу - далекому прогно¬зу, часто иллюзорному. «Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с об¬ратным вектором. Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделялась в единый раз¬ряд. У всех людей имеется искреннее влечение к истине (стрем¬ление составить о предмете адекватное представление), к кра¬соте (тому, что нравится без предвзятости) и к справедливости (соответствие морали и этики). Это влечение сильно варьирует в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действую¬щим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассио¬нарность. В сфере сознания оно как бы является аналогом пассионарности и, следовательно, имеет тот же знак. Назовем его аттрактивностью (от латинского «атрактио» - влечение). Природа аттрактивности неясна, но соотношение ее с ин¬стинктивными импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя (мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними «разумный эгоизм» антипод аттрактивности. 1.3.