Заразительность пассионарности

Заразительность пассионарности. Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, ко¬торое чрезвычайно важно. Она заразительна.

Пассионарность ведет себя как электричество при индуцировании соседнего тела. Этим качеством в огромной степени обладал А. В. Суворов. Когда Павел I бросил русскую армию в Италию против стой¬ких французских армий, которыми командовали лучшие фран¬цузские генералы (Макдональд, Моро, Жубер), Суворов одер¬жал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса и вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русские части, хотя австрийцев ник¬то в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в слабой бое¬способности, это ведь были такие же славяне: хорваты, слова¬ки, чехи, и они воевать могли.

Но решающими ударами, кото¬рыми были опрокинуты французские гренадеры, руководил Суворов, и сделаны они были русскими. Он вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке пассионарность, которая была у него самого. Каждый жи¬вой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым био¬химической энергией живого вещества.

Гумилёв рекомендует принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, тогда этнос можно представить себе в качестве системы колебаний опре¬деленного этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем же различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в особом характере ритмов раз¬ных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чув¬ствуем, что это чужой, не свой человек.

Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удов¬летворительно объясняет все наблюдаемые этнические колли¬зии. Даже если она будет заменена какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача - описание феномена, а интерпрета¬ция его причин может в будущем варьировать, что не будет вли¬ять на полученные нами результаты. 2. Теория этногенезов Л.Гумилева. 2.1.