рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этногенез

Этногенез - раздел Биология, Содержание Введение. 1. Вспышки Этногенезов. 2. Фазы Этногенеза. 3. Этническ...

Содержание Введение. 1. Вспышки этногенезов. 2. Фазы этногенеза. 3. Этническая регенерация. 12 Заключение. 14 Список литературы 15 Введение. По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этноге¬неза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале.Такая мутация не затрагивает (или за¬трагивает незначительно) генотип человека, однако сущест¬венно изменяет стереотип поведения людей.

Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а генотип особи. Появившийся в гено¬типе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность. Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрение теории этногенеза Льва Гумилёва. Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи: 1. Рассмотреть вспышки этногенезов. 2. Рассмотреть фазы этногенезов. 3. Рассмотреть этническую регенерацию. 1. Вспышки этногенезов. Предмет социальной истории, согласно теории историче¬ского материализма это прогрессивное развитие производи¬тельных сил и производственных отношений от нижнего палео¬лита до научно-технической революции. Предполагается, что оно потечет и дальше.

Поскольку это спонтанное развитие, при¬чиной его не могут быть силы природы, которые действительно не влияют на смену формаций, и если протянуть плавную кри¬вую от добывания огня трением до полетов космических кораб¬лей, то линия должна отобразить эволюцию человечества.

При этом только остается непонятным, во-первых, откуда взялись так называемые отсталые народы и почему бы им тоже не развиваться? Во-вторых, почему наряду с успехами тех¬ники и науки фиксируется огромное количество утрат культур¬ных ценностей? И, наконец, в-третьих, по какой причине этно¬сы - создатели древних культур бесследно исчезли с этногра¬фической карты мира, а те, которые ныне конструируют сложные машины и создают на них искусственный спрос, воз¬никли совсем недавно? Видимо, социальная история отражает прошлое человече¬ства односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции суще¬ствует множество зигзагов, дискретных процессов, создавших ту мозаику, которую мы видим на исторических картах мира. Поскольку у этих процессов есть сначала и концы, то они не имеют касательства к прогрессу, а всецело связаны с биосфе¬рой, где процессы тоже дискретны.

Таким образом, социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представле¬ние о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей». Поэтому во всех исторических процессах - от микрокос¬ма (жизни одной особи) до макрокосма (развития человечества в целом) - общественная и природные формы движения со¬присутствуют и взаимодействуют, подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи.

Это особенно относит¬ся к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть этногенез, если понимать под последним весь процесс ста¬новления этноса - от момента возникновения до исчезнове¬ния или перехода в состояние гомеостаза.

Но значит ли это только то, что феномен этноса - продукт случайного сочета¬ния биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет в основе четкую и единообразную схему.

Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной по¬верхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений Л. Гумилеву уда¬лось установить идеализированную кривую этногенеза. Вид ее несколько непривычен для нас: кривая равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил - экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо, наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возника¬ющую время от времени вследствие толчков, которыми мо¬гут быть только мутации, вернее, микромутации, отражающие¬ся на стереотипе поведения, но не влияющие на фенотип.

Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей по¬пуляции своего ареала. Мутируют только отдельные относитель¬но немногочисленные особи, но этого может оказаться доста¬точно для того, чтобы возникла новая консорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств вырастет в этнос Пас¬сионарность членов консорции - обязательное условие этого перерастания.

В этом механизме - биологический смысл этно¬генеза, но он не подменяет и не исключает социального смысла. Рис 1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня Р, (неспособность удовлетворить вожделение) до уровня Рд (жертвенность). Эти характеристики следует рассматривать как некую ус¬редненную «физиономию» представителя этноса.

Одновременно в этно¬се присутствуют представители всех отмеченных на рисунке типов, но господствует статистический тип, соответствующий данному уровню пас¬сионарного напряжения; 2) в шкале - количество субэтносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3 и т. д где п - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе; 3) в шкале - частота событий этнической истории (непрерывная кривая). Предлагаемая Гумилёвым кривая — обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для различных этносов, возникших вследствие различных толчков.

Пунктирной кри¬вой отмечен качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе. Внизу указаны названия фаз этногенеза соответственно отрезкам по шкале времени: подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурация, регенерация, реликт. Как видно из схемы, по абсциссе отложено время в годах.

Естественно, на ординате мы откладываем форму энергии, стимулирующую процессы этногенеза. Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, по которой бы можно было определять величину пассионарности. На основании доступного нам фактического материа¬ла мы можем говорить только о тенденции к подъему или спаду, о большей или меньшей степени пассионарного напряже¬ния. Однако для поставленной нами цели это препятствие преодолимо, ибо мы рассматриваем процессы, а не статистические величины.

Поэтому мы можем описать явления этно¬генеза с достаточной степенью точности, что послужит в даль¬нейшем базой новых уточнений. В любой науке описание феномена предшествует его изме¬рению и интерпретации; ведь и электричество было сначала открыто как эмпирическое обобщение разнообразных явлений, внешне несхожих между собой, а уже потом пришли к таким понятиям, как сила тока, сопротивление, напряжение и т. п. Теперь перейдем к описанию основных фаз того процесса, который отображает в общем виде приведенная нами кривая, и попытаемся показать, как происходит реально процесс постепенного расходования первичного заряда пассионарности.

Я уже говорила, что исходный момент любого этноге¬неза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не затрагивает (или за¬трагивает незначительно) фенотип человека, однако сущест¬венно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а генотип особи.

Появившийся в гено¬типе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность. Возникает вопрос, — наблюдаются ли моменты мутации (пассионарного толчка) непосредственно в историческом процессе? Гумилев считает, что сам факт мутации в подавляющем коли¬честве случаев ускользает от современников или воспринима¬ется ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное.

Только на длительном, около 150 лет, отрезке становится очевидным, когда начался исток традиции. Но даже это удается установить не всегда. Зато уже начавшийся процесс этногенеза, или, что - то же самое, набухание популя¬ции пассионарностью и превращение ее в этнос, нельзя не за¬метить. Поэтому мы можем отличить видимое начало этноге¬неза от пассионарного толчка.

Причем, как правило, инкуба¬ционный период составляет около 150 лет. 2. Фазы этногенеза. Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар. Обитатели это¬го квартала - фанариоты долго жили, пользуясь милостью султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам.

Только в 1821 г. после восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и уничтожил последних византийцев, жив¬ших уже без Византии. Но ведь пока они существовали, они по¬мнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия осколка прошлого, а этнолог обязан это интер¬претировать.

А вот отдельные персоны, эмигранты, имели осо¬бые судьбы в зависимости от места, куда они попали. Во Фло¬ренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции, в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадол¬го, но эстафета культурной традиции была передана. Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь, возникшую от недо¬статка культурного общения.

Никто из собеседников не мог оце¬нить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его боро¬датые бургунды были либо заняты войной, либо пьяны. Наиболее обильный материал по этой фазе, которую мож¬но назвать «мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточ¬ных обрядах так называемых «отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских абориге¬нов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях детально.

Но это не беда. Главное то, что эти этносы от¬нюдь не «отсталые», а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела, их память - памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревян¬ные дома, называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся при прикосновении.

Но это еще не конец, ибо воспоминания - тоже сила. Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую пассионарность, мучающую их из-за сознания без¬надежности. А их ближайшее окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь, вслед¬ствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерега¬ет вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется постоянно, то неуклонное однонаправлен¬ное развитие, будь оно возможно, привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции.

Но поскольку этого не происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще, чем фи¬нальные фазы этногенезов. Новый пассионарный взрыв - мутация или негэнтропийный импульс зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция прежнего.

Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля, которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих, так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех ре¬гионах земной поверхности. Фаза Императивы Перегибы Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона Разнообразны — «Надо исправить мир, ибо он плох» Пусковой момент Подъем «Будь тем, кем ты должен быть» — — «Не по-вашему, а по-моему» Переход в акматическую фазу Акматическая (пассионарный перегрев) «Будь самим собой» — «Мы устали от великих» Переход в фазу надлома Надлом «Только не так, как было» — — «Дайте же жить, гады!» Переход в инерционную фазу Инерционная «Будь таким, как я» — — «Не будь ты моим благодетелем!» Переход в фазу обскурации Обскурация «Будь таким, как мы» — — «Да когда же это кончится » Переход к гомеостазу Гомеостаз «Будь сам собой доволен, тролль» — — «А ведь не все еще погибло!» Переход к мемориальной фазе Мемориальная «Вспомним, как было прекрасно» — Вырождение «А нам ничего не надо» — 3.

Этническая регенерация

К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел... Суть этнической регенерации - это частичное восстанов¬ление этнической... Какой характер носит регенерация в зависимости от фазы этногенеза? В ф... Этническая регенерация. Итак, мы рассмотрели все известные в этническо... Но продолжалось это недолго - растущая пассионарность вновь заявила о ...

Заключение

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса, создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца. Из всего вышесказанного я сделала вывод, что социальное развитие, биологическая эволюция и этногенез – явления несоизмеримые, хотя они вместе дают возможность описать предмет в его развитии, т.е. фазу процесса становления, даже если это только момент.

Список литературы

Список литературы 1. Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и эт¬нос: IX). «Вестник ЛГУ», 1970, № 12. 2. Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени «Доклады Геогра¬фического общества СССР», 1970, вып. 5 3. Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Лан¬дшафт и этнос: XIV) «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1. 4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л Гидрометео-издат, 1990. 5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история приро¬ды. М 1993.

– Конец работы –

Используемые теги: Этногенез0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этногенез

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культурологическая проблематика в работе Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли"
За период своего существования вид homo sapiens неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли, но подобно любому… Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, может… Что такое этнос Условимся о значении терминов. Греческое слово этнос имеет в словаре много значений, из которых мы…

Концепция Л.Н. Гумилева "Этногенез и биосфера земли" и ее значение в развитии философии истории
Задачи, поставленные перед философией истории Вольтером и Гегелем, способна решить только сама историческая наука. Возможно, здесь будет уместно вспомнить, что же такое история в контексте… Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.Содержанием истории, как отдельной науки, специальной…

Этногенез монголов
Кара китайским гурханамподчинялись ыдыкуты Уйгурии и султаны Средней Азии до Амударьи, за исключением Хорезма.От Алтая до Карпат раскинулась… Реки были многоводны террасы речных долин покрыты зарослями тальника, на… Они еще хранили богатое культурное наследие своих предков, но отказались от былой воинственности, толкнувшей их в IХ…

Культурологическая проблематика в работе Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли"
За период своего существования вид homo sapiens неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли, но подобно любому… Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, может… Что такое этнос Условимся о значении терминов. Греческое слово этнос имеет в словаре много значений, из которых мы…

Культурологическая проблематика в работе Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли"
За период своего существования вид homo sapiens неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли, но подобно любому… Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, может… Что такое этнос Условимся о значении терминов. Греческое слово этнос имеет в словаре много значений, из которых мы…

История как наука Этногенез восточных славян
Наукою история стала только в начале XIX века когда из Германии в противовес французскому рационализму развился идеализм в противовес... Это определение различно формулировали историки и мыслители Знаменитый Гизо... История есть наука изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места и главной целью ее признается...

Этногенез. Теория Л.Н. Гумилева
То, что Гегель в свое время писал о взаимоотношении богов и героев Гомера, вполне приложимо к мифам народов Востока Все содержание, приписываемое… Взаимосвязь человека с абсолютом складывается как бы но двум моделям, в… Два столпа его составляют централизованный деспотизм, основанный на государственном владении землей и водой, и…

Культурологическая проблематика в работе Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли"
За период своего существования вид homo sapiens неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли, но подобно любому… Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, может… Что такое этнос Условимся о значении терминов. Греческое слово этнос имеет в словаре много значений, из которых мы…

Этногенез монголов
Кара китайским гурханамподчинялись ыдыкуты Уйгурии и султаны Средней Азии до Амударьи, за исключением Хорезма.От Алтая до Карпат раскинулась… Реки были многоводны террасы речных долин покрыты зарослями тальника, на… Они еще хранили богатое культурное наследие своих предков, но отказались от былой воинственности, толкнувшей их в IХ…

Пассионарность и этногенез
По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этноге¬неза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не… Появившийся в гено¬типе вследствие мутации признак пассионарности… Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы понятия…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ЭТНОГЕНЕЗ Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее.И как всегда люди обращаются к… Ее автор, Лев Николаевич Гумилев 1912-1992 гг не просто ученый, доктор… Л.Н.Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.…
  • Этногенез Такая мутация не затрагивает или затрагивает незначительно генотип человека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение… Вспышки этногенезов Предмет социальной истории, согласно теории исторического… При этом только остается непонятным, во-первых, откуда взялись так называемые отсталые народы и почему бы им тоже не…
  • Теория пассионарности и этногенеза Такая мутация не затрагивает (или за¬трагивает незначительно) генотип человека, однако сущест¬венно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно,… Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрение пассионарности и теории этнологии Л.Гумилева.Для…
  • прародина славян и их этногенез Молодое поколение, да и не очень, зачитываясь русским фэнтези постепенно увлекается и действительной, реальной историей своей страны.Это радует,… Моя работа посвящена древним славянам – далёким предкам русских, украинцев и… Мы живем в сложное время, на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем.
  • Этногенез восточных славян Одна из причин этого, по мнению В.П.Кобычева отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины 6 века н.э.… Эту теорию впоследствии сильно развили немецкие учные националисты,… Однако у этой теории есть множество слабых сторон.