Способы декорирования изделий

Способы декорирования изделий. Известно множество техник внутренней и внешней отделки предметов из стекла.

Остановимся на самых интересных и эффектных.

Техника "стеклянной пряжи": на предварительно подготовленную стеклянную форму наматывается нить из стекла другого цвета или другой прозрачности.

Узоры из этой нити могут быть разными и образовывать сетку (ретичелльское стекло), прочесанные нити (эффект перьев) или опаловые спирали (филигрань). На острове Мурано в Венеции была разработана еще одна модификация этой техники - миллефиори ("тысяча цветов"). В стеклянную поверхность заплавляются мелкие стеклянные пластинки или трубочки, образующие цветы (отсюда название). При этом прозрачные пузырьки вдуваются в материал с помощью тонких полых иголок (по принципу шприца), а прозрачные сверкающие нити образует особым образом закачанный в стекломассу воздух.

Льдистое стекло (кракелированное, или кракле) получают путем погружения заготовки в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр). Затем стекло заново нагревают и выдувают.

Создание многослойного стекла требует очень опытного мастера. Дутая заготовка или окунается поочередно в несколько разноцветных стеклянных масс, или покрывается цветными слоями с внутренней стороны.

Затем слои прошлифовываются, протравливаются или делаются ажурными, похожими на камею.

Мозаичное стекло: форму для литья заполняют небольшими кусочками разноцветного стекла.

Потом форму ставят в печь, и кусочки сплавляются. Самый распространенный вид наружной отделки стеклянной посуды - роспись. Ее можно производить холодным способом (непрозрачные краски наносятся на поверхность без последующего обжига) и эмалью с обжигом (эмаль из цветного стекла при этом образует на поверхности изделия прозрачный слой, контрастирующий с основным фоном). Глазурь выполняется при помощи только двух металлов - серебра (оно дает желтую глазурь) и меди (получается черная или красная глазурь). Техника иризации придает стеклу перламутровое сияние. Цвет колеблется от белого прозрачного до красно-золотого.

В этой технике сделаны знаменитые художественные стекла TIFFANY. Золото - одно из наиболее популярных средств декорирования посуды.

Тонкая фольга может вплавляться между слоями стекла (межстекольное золочение, популярное в Богемии) или же покрывать его снаружи. Возможна также роспись поверхности окисью золота (эта дешевле, чем фольга, поэтому пользуется особой популярностью). Травление или сатинирование начали использовать в 1771 году с открытием плавиковой кислоты. Сама эта кислота делает стекло блестящим, а ее газы - матовым.

Травить можно всю поверхность полностью (при этом она остается гладкой и шелковистой) или выборочно (только рисунок). Поверхность целиком или только рисунок могут обрабатываться струей острозернистого песка - техника матирования. Получается такой же эффект, как при травлении кислотой, но плоскость становится шершавой, крупнозернистой. Хрусталь поддается гравировке и огранке. Гравировка наносится на поверхность с помощью алмаза. Узоры получаются как будто процарапанными и неглубокими.

Обычная огранка выполняется с использованием острых алмазных резцов и специальных шлифовальных кругов. Это дает узор, глубоко утопленный в поверхность. Бриллиантовая огранка: на плоскости выделяются ромбики-пирамидки. Шлифовка используется для создания круглых и оливковообразных углублений в поверхности. Техника наплавления стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла делает ровную плоскость фактурной. [2]