Место человека в направленной эволюции: Выбор будущего

Место человекав направленной эволюциивыбор будущего Экологизация общественного сознания в конце ХХ века отразила вступление человечества в глобальный экологический кризис ГЭК, который может закончиться коллапсом цивилизации. Что он означает для человечества и как найти выход из ГЭК наука пока не знает.Для ответа на эти вопросы рождается новая, пограничная между философией, социологией и науками о Земле дисциплина историческая экогеология, исследующая эволюцию Земли с двух нетрадиционных сторон как дома человечества и как космического суперорганизма.

Основой для ее становления стало научное наследие В.И. Вернадского. К сожалению, его философские идеи до сих пор остаются невостребованными.Главная из них идея живой материи и ее вечности, идея безграничного и безначального биологического а по сути бионоогенического пространства времени, в соответствии с которой эволюцию Земли и Вселенной можно рассматривать как направленное закодированное развитие супер- и гиперорганизма.Найти выход из ГЭК можно только в том случае, когда наука поймет глубинные причины его возникновения и исследует его прошлые аналоги и их эволюционные следствия.

Сейчас общепринятые представления не идут дальше аналогии современного ГЭК с позднепалеолитическим кризисом, а его последствий с неолитической революцией. Но позднепалеолитический кризис не был глобальным, он коснулся лишь перигляциальной зоны, где были сосредоточены племена охотников на мамонтовую фауну.И он никак не отразился в геохимических процессах, перестройка которых является сутью современного ГЭК.Да, в условиях позднепалеолитического кризиса большая часть человечества того времени вымерла. Уцелели лишь те племена на периферии тогдашней ойкумены, которые в ходе неолитической революции сумели объединить свой опыт по использованию ресурсов биосферы как целого, т. е. научились приручать животных и выращивать зерно.

Для этого им нужно было перейти от анимистской идеологии, т. е. от поддержания гомеостаза с биосферой отдельно каждым племенем, к природопокорительской, т. е. к цивилизации.Под этим термином я понимаю такую информационную систему общество природа, в которой человек поставил себя в положение хозяина биосферы как кладовой природных ресурсов и бесконечного источника благ. Все другие определения цивилизации как культурного, этнического и технологического феномена представляют лишь дальнейшую классификацию этого исходного положения.

Таким образом, причиной современного ГЭК является само становление цивилизации с ее природопокорительской идеологией, технологический и культурный прогресс которой оплачивается всевозрастающей деградацией биосферы. Какие эволюционные последствия это будет иметь Ответить на этот вопрос историческая экогеология может только путем исследования аналогий современного ГЭК с подобными ему кризисами в прошлом.

Историческая экогеология свидетельствует, что из всего известного множества экологических кризисов только один за все время существования биосферы был подобен современному.

Это прерифейский ГЭК, случившийся 2 млрд лет назад. Тогда восстановительная геохимическая среда, в которой возникла белково-нуклеотидная жизнь, была замещена кислородной. Причиной прерифейского ГЭК была жизнедеятельность синезеленых цианобактерий лидеров эволюции и монополистов экосферы того времени. Они дышали азотом и выделяли в воду кислород, представлявший яд для господствовавших тогда метано- и серодышащих архебактерий.До поры до времени кислород связывался двухвалентным железом, выделявшимся из мантии в процессе вулканизма. Но 2,5 млрд лет назад вулканизм стал слабеть и ресурсы двухвалентного железа около 2 млрд лет назад были исчерпаны.

В атмосфере стал накапливаться кислород. Около 1,7 млрд лет назад концентрация его в атмосфере достигла точки Юри одной тысячной от современного уровня.Этого оказалось достаточным для массовой гибели архебактерий и фундаментальной трансформации биосферы в новое качество оксибиосферу. Надолго освободившиеся на поверхности Земли экологические ниши архебактерий стали объектом поэтапной адаптации к ним паразитических мутантов прокариот.

Из них-то путем кооперации их с протоядерным организмом и образовался второй ствол жизни смертная ядерная по-гречески эукариотическая клетка, умевшая дышать кислородом и накапливать и совершенствовать генетическую память.Венцом эволюции нового ствола жизни, адаптированной к кислородной среде, и явился человек разумный. Таким образом, и современный и прерифейский ГЭК представляют собой редчайшее в истории Земли событие химическое отравление всей глобальной среды обитания продуктами жизнедеятельности лидеров эволюции.Мы знаем, что в эмбриональной стадии развития любого организма информационно повторяются черты филогенеза его предков.

И поскольку и Земля в целом, и общество представляют собой своеобразные организмы, последствия современного ГЭК в принципе должны развиваться по аналогии с филогенетическими стадиями эукариотического ствола жизни.

А именно если современная бионоосфера перейдет в техноноосферу, что может произойти уже в середине XXI века, то, очевидно, должен появиться и адаптированный к ней новый, третий ствол жизни.Думается, по аналогии с эукариотами, он должен появиться путем эндосимбиоза, но уже не в ходе долгой паразитической кооперации, а путем искусственного, создаваемого человеком, некоего симбиоза человеческого мозга и биоинженерных устройств, т. е. киборга см. рис. 1 и 2.Этот вывод об аналогии современного ГЭК прерифейскому и, следовательно, аналогии их последствий имеет исключительно важное значение для философского осмысления проблемы оценки места человека в эволюции и оценки перспектив его выживания.Вопреки прежним чисто биологическим представлениям, по которым род Homo трактовался как маленькая веточка на гигантском древе жизни, с информационных позиций, в рамках темпоральной периодизации Земли как суперорганизма, человечество почти пропастью отделяется от всех представителей доразумной жизни, поскольку его эволюция связана с новым стволом культурной информации, принципиально отличной от генетической.

Своим возникновением этот ствол обязан не постепенному переходу наших предков к труду, а разовой мутации появлению в стаде австралопитеков самки с постоянным эструсом, первой женщины Евы. Эта сексуальная революция мгновенно изменила отношения биологического доминирования в стаде, характерные для всего животного мира и служившие неодолимым препятствием для количественного роста стада, на социальные отношения.

В стаде с потомками Евы стало больше охотников и, следовательно, больше мяса, которого стало хватать на стариков, носителей опыта.

Появился Учитель и стала накапливаться культурная информация. Так появился зародыш общества, т. е. коллектив людей. Этот момент 1,42 млн лет назад датируется KAr методом по находкам первых очагов, т. е. длительно поддерживаемых костров.Именно с этого момента В.И. Вернадский, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден начинали историю ноосферы.Уже реализованная сейчас часть ноосферы этапа эволюции антропогайя, или социогайя является ноосферой in statu nascendi в стадии становления.

Грядущую, после ГЭК, часть ноосферы можно считать информационно-синергетическим аналогом оксигайи, т. е. рифей-фанерозойского этапа биосферы, на протяжении которого эукариоты освоили сначала океан, а после возникновения озонового экрана сушу и воздух.Подобным образом, по аналогии, третий кибернетический ствол жизни должен, очевидно, сначала освоить Солнечную систему, а затем уже более адаптированный к космосу искусственный интеллект начнет осваивать и дальний космос.Развиваемая на основе идей В.И. Вернадского историко-экологическая модель эволюции Земли и Вселенной как живой материи приводит к следующим выводамвозникновение жизни и разума в пределах Солнечной системы не было случайнымсовременный ГЭК является закономерным и неизбежным следствием направленной эволюции, идущей на протяжении всех 4 млрд лет стихийно, по рыночному принципу, т. е. в соответствии с сиюминутной выгодой конкурирующих организмов, а в обществе государствсовременный ГЭК по аналогии с прерифейским представляет, образно говоря, кнут, которым эволюция побуждает рожденный на Земле Разум, перейти к космической экспансии.Таким образом, созданием искусственного интеллекта человечество завершает свою эволюционную миссию и на ход дальнейшей эволюции Разума в рамках космического пространства влиять уже не сможет.

Отсюда следует, что ближайшие 50 лет, которые биосфера может еще продержаться, представляют рубеж точку бифуркации, на котором человечеству предстоит сделать выбор либо исчезнуть с эволюционной сцены, уступив место новому лидеру киборгу, либо кардинально изменить всю стратегию взаимоотношений с биосферой и срочно переобустроить свою экологическую нишу на планете Земля так, чтобы она и в будущем оставалась пригодной для обитания человека.

Вопрос о будущем человечества Быть или не быть является, следовательно, оборотной стороной запрограммированного эволюцией перехода Разума к освоению внеземного пространства.

Рис. 1. Схема направленной эволюции Земли до появления разума.Слева темпоральная периодизация Геи как суперорганизма, специфические ее основные этапы 1 сферотемпы появление хиральности, жизни и разума, 2 гайятемпы, 3 генотемпы,4 гемеротемпы, 5 физическая длительность в млн лет.Справа приблизительный механизм возникновения двух стволов жизни а доядерный, появившийся в результате генетической революции около 4 млрд лет назад жизнь адаптирована к восстановительной среде б ядерный, появившийся в результате паразитического эндосимбиоза в условиях прерифейского глобального экологического кризиса 2 1,7 млрд лет назад жизнь адаптирована к кислородной среде.

Рис. 2. Эволюция общества и биосферы в последние 2 млн лет.Слева ряды антропологической и археологической периодизации.

В центре эволюция информации переход от генетической к культурной.Справа возрастающее давление разума на биосферу ранний матриархат с анимистской идеологией общество находилось в гомеостазе с биосферой цивилизованный патриархат общество, избрав природопокорительскую идеологию, обеспечило свой быстрый прогресс за счет возрастающей экспансии в природу и деградации последней.

Тем самым общество закономерно привело себя и биосферу ко второму глобальному экологическому кризису, в результате которого биосфера заменяется техносферой и возникает третий ноокибернетический ствол жизни, адаптированный к любым некислородным средам, в том числе и к космической.

Список использованной литературы. Журнал Экология и жизнь. Статья В. А. Зубакова.