рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новые ориентиры цивилизации

Новые ориентиры цивилизации - раздел Биология, Новые Ориентиры Цивилизации Современная Наука Развивается И Функционирует В ...

Новые ориентиры цивилизации Современная наука развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития. Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями конца XX века, которые привели к возникновению современных глобальных проблем.Их осмысление требует по-новому оценить развитие техногенной цивилизации, которая существует уже на протяжении четырех веков.

Многие ее ценности, связанные с отношением к природе, человеку, пониманием деятельности и т. д ранее казавшиеся незыблемым условием прогресса и улучшения качества жизни, сегодня ставятся под сомнение. Техногенная цивилизация, развивающаяся как своеобразный антипод традиционных обществ, приблизилась к той точке бифуркации, за которой может последовать переход цивилизации в новое качественное состояние.Какое направление эта система выберет, какой характер будет иметь ее развитие от этого зависит не только статус науки в обществе, но само существование человечества.

Культура техногенной цивилизации в качестве своей базисной ценности всегда включала научную рациональность. Именно в ее рамках осуществлялось становление, функционирование и развитие научной картины мира как такой формы теоретического представления знания, которая олицетворяла собой мировоззренческий статус науки.В техногенной цивилизации использование науки прежде всего связывалось с технологиями по преобразованию предметного мира. Научная картина мира ориентировала человека не только в понимании мира, но и в преобразующей деятельности, направленной на его мира изменение.

Идея демаркации между миром человека и миром природы, который представал чуждым человеку, имманентно включалась в научную картину мира и долгое время служила мировоззренческим основанием ее исторического развития.Установка на преобразование, переделывание природы, а затем и общества постепенно превратилась в доминирующую ценность техногенной культуры.

Исследователь, действующий в рамках данной культурной традиции и ориентирующийся на ту или иную научную картину мира, осознал себя активным творцом нового, выпытывающим у природы ее тайны с тем, чтобы расширить возможности подчинения природы потребностям человека.Цивилизация, ориентированная на подобный тип научной рациональности, имела свои несомненные достижения в ней утвердились идеи прогресса, демократии, свободы и личной инициативы. Вместе с тем в конце XX столетия, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, с новой силой зазвучали вопросы о правильности выбора путей развития, принятых в западной техногенной цивилизации, и как следствие об адекватности ее мировоззренческих ориентаций и идеалов.

Поиск путей развития цивилизации оказывается сопряженным с проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности.В современной ситуации формируется новое видение природной среды, с которой человек взаимодействует в своей деятельности.

Она начинает рассматриваться не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, способное вызвать необратимое разрушение целостной системы.На предшествующих этапах развития науки, начиная от становления естествознания вплоть до середины XX столетия, такое организмическое понимание окружающей человека природы воспринималось бы как своеобразный атавизм, возврат к полумифологическому сознанию, не согласующемуся с идеями и принципами научной картины мира. Но после того как сформировались и вошли в научную картину мира представления о живой природе как сложном взаимодействии экосистем, после становления и развития идей В.И. Вернадского о биосфере как целостной системе жизни, взаимодействующей с неорганической оболочкой Земли, после развития современной экологии это новое понимание непосредственной сферы человеческой жизнедеятельности как организма, а не как механической системы, стало научным принципом, обоснованным многочисленными теориями и фактами.

Экологическое знание играет особую роль в формировании научной системы представлений о той сфере природных процессов, с которой человек взаимодействует в своей деятельности и которая выступает непосредственной средой его обитания как биологического вида. Эта система представлений образует важнейший компонент современной научной картины мира, который соединяет знания о биосфере, с одной стороны, и знания о социальных процессах с другой.

Она выступает своеобразным мостом между представлениями о развитии живой природы и о развитии человеческого общества.

Неудивительно, что экологическое знание приобретает особую значимость в решении проблем взаимоотношения человека и природы, преодоления экологического кризиса и поэтому становится важным фактором формирования новых мировоззренческих оснований науки.

Вместе с тем, принципы, развитые в экологии и включенные в общенаучную картину мира, обретают и более широкое мировоззренческое звучание. Они оказывают влияние на мировоззренческие основания всей культуры.В современной культуре все более отчетливо формируются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад научная картина мира. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование.

В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органичной части природы, а не как ее властителя, развиваются идеи приоритетности сотрудничества перед конкуренцией. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в научной картине мира, коррелируют с напряженными поисками новых мировоззренческих идей, которые вырабатываются и шлифуются в самых различных сферах культуры.Это и поиски новой религии, и переосмысление старой, и создание новой этики.

Ключевым моментом в их развитии являются представления научной картины мира об органичной включенности человека в целостный космос и о соразмерности человека как результата космической эволюции породившему его миру. Возникающие на этой основе этические идеи ответственности человека перед природой делают картину мира аксиологически нагруженной.Человек, познавая мир, должен не навязывать природе свой собственный язык, а вступать с нею в диалог.

Диалог с природой в новом типе рациональности сопрягается с идеалом открытости сознания к разнообразию подходов, к тесному взаимодействию индивидуальных сознаний и менталитетов разных культур.Речь идет не только об удивительном соответствии современной научной картины мира тем новым менталитетам, которые постепенно формируются в недрах техногенной культуры конца XX века в связи с осмыслением современных глобальных проблем, но и о ее соответствии философским идеям, выросшим на почве самобытной культуры России и ее Серебряного века русский космизм.

Особо следует подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих фундаментальных идей современной научной картины мира и ее мировоззренческих выводов. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса.Он способен сыграть позитивную роль в синтезе идей, развиваемых в западноевропейской культурной традиции и в восточных философских системах, где человек изначально рассматривался как неотъемлемая часть космоса.

Соответственно, идеи космизма органично включаются в разработку новой метафизики, которая могла бы стать философским основанием постнеклассического этапа развития науки, обеспечивая дальнейшее развитие общенаучной картины мира в русле идеологии универсального эволюционизма, представлений о человекоразмерных, исторически развивающихся системах и идеалов антропокосмизма. Открытый характер современной научной картины мира обнаруживает ее удивительную соразмерность не только принципам философии русского космизма, но и многим мировоззренческим идеям, выработанным в традиционных восточных культурах.

Наиболее отчетливо это проявляется при осмыслении в терминах синергетики и универсального эволюционизма ряда фундаментальных идей восточной философии, которые долгое время не находили адекватного понимания в европейской культурной традиции.Прежде всего это относится к представлениям о мире как о едином организме, различные части которого находятся в своеобразном резонансном отношении друг к другу.

Стремление к единству нашло свое выражение в положении одно во всем и все в одном доминирующий принцип даосизма и конфуцианства. В буддизме оно выражено в учении о драхме все элементы драхмы являются чем-то однородным и равносильным все они между собой связаны. Для восточных культур, в частности древнекитайских философских учений, характерным является представление о мире как об огромном живом организме.Не разделяемый на природный и человеческий, он воспринимался как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Эта космология исключала противопоставление субъекта объекту и базировалась на признании двуединой природы вещей в соответствии с моделью инь ян. Двуполярность бытия выражалась через две первичные силы инь выступало как отрицательный полюс, олицетворяющий пассивное женское начало, и ян как положительное, активное, созидательное мужское начало.Взаимосвязанные инь и ян постоянно чередуются и взаимодействуют.

Концепция инь и ян лежала в основе понимания всеобщей взаимосвязанности явлений и их взаимного резонанса. Все пронизывает единый путь дао, все связано между собой. Жизнь едина, и стремление каждой ее части должно совпадать со стремлением целого. Человек, включенный в мир, должен ощутить мировой ритм, привести свой разум в соответствие с ним, и тогда он сможет постичь природу вещей.Древневосточные представления о мире как целостном организме, в который включен человек, о резонансе между различными частями этого организма, формировали иной, чем в западной техногенной культуре, идеал человеческой деятельности.

Понимание человека как демиурга, осуществляющего силовое преобразование объектов с целью подчинения их своей власти, было чуждо восточным культурам. Люди, сформированные в традициях этих культур, ставили перед собой ту же цель умение управлять законами природы, но шли они к этому совершенно иными путями.В китайских учениях противопоставление силы ненасильственному действию получило развитие в терминах вэй и у-вэй приложение силы и недеяние.

Недеяние у-вэй означало не отсутствие какого-либо действия, а такое действие, которое позволяет природе развиваться собственным путем. В древнекитайской философии подчеркивалось, что только у людей, несведущих в истинных законах бытия, принцип у-вэй понимается как отсутствие действия, покорность и безропотность.Но у мудрецов, развивших в себе понимание дао, недеяние означало не отсутствие действия, а естественное действие, соответствующее природе вещей.

Показательно, что принцип у-вэй, отвергающий способ действия, основанный на постоянном силовом вмешательстве в протекание природных процессов, в наше время довольно неожиданно начинает коррелировать с представлениями синергетики, включенными в современную научную картину мира, о возможных стратегиях управления сложными самоорганизующимися системами.Согласно этим представлениям, взаимодействие человека со сложными открытыми системами протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний.

Отсюда в стратегии деятельности оказывается важным определить пороги вмешательства в протекающие процессы и обеспечить за счет минимизированного воздействия именно такие направления развития системы, которые позволяют избежать катастрофических последствий и обеспечивают достижение человеческих целей.

Принцип у-вэй ориентировал на весьма сходные стратегии поведения и деятельности человека.Он требовал почувствовать естественные ритмы природного мира и действовать в соответствии с ними, позволяя самой природе развертывать свои внутренние потенции и выбирать такие пути развития процессов, которые согласуются с человеческими потребностями. В связи с обсуждением идеалов человеческой деятельности важно выделить еще один чрезвычайно важный аспект в восточных учениях, который перекликается с современными поисками новых ценностей и стратегий человеческой жизнедеятельности.

Речь идет о взаимосвязи нравственности и истины, достижение которой всегда провозглашалось целью научного познания. Вопрос об их соотношении постоянно обсуждался в западной философии, но ее решение было таковым, что процесс постижения истины уже сам по себе полагался нравственным деянием.Научная революция в Европе обособила научную истину от этики, отчего мир стал более опасным, тогда как в восточных учениях такого обособления никогда не было. В них развивалась более тонкая трактовка отношения истины и нравственности.

Истинное знание, с точки зрения восточных мудрецов, заключается не в исследовании объектов с целью овладения ими, а в достижении однобытия с миром. Познать вещь можно только следуя дао, рассматриваемого как естественный путь вещей и одновременно как нравственный путь, который должен пройти человек.Дао открывается только нравственным людям, и только оно способно привести людей к совершенству.

Для того чтобы истина открылась человеку, ему необходимо нравственное самовоспитание. Активность человека, направленная на постижение внешнего мира, и его активность, направленная на совершенствование собственного внутреннего мира, должны быть согласованы и предполагают друг друга. Одной из древнейших и фундаментальных в китайской философии была идея космического значения моральных качеств человека.Размышляя о резонансе всех частей космоса, китайские мудрецы считали, что от поведения человека, от его нравственности зависит порядок в космосе, правильная смена времен года, жары и холода.

Путь в образе дао, или неба, регулирует поступки людей. Но небо может как повернуться лицом к человеку, так и отвернуться от него. Не случайно китайцы говорят, что небо действует в зависимости от поступков людей.Стихийные бедствия в Древнем Китае воспринимались как свидетельства неправильного правления, как показатель безнравственного поведения властителя.

Конечно, если эти идеи понимать буквально, то они выглядят мистическими. Но в них скрыт и более глубокий смысл, связанный с требованием этического регулирования познавательной и технологической деятельности людей включая технологии социального управления. И в этом, более глубоком, смысле они вполне созвучны современным поискам новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития.Таким образом, в конце XX столетия, когда человечество оказалось перед проблемой выбора новых стратегий выживания, многие идеи, разработанные в традиционных восточных учениях, согласуются с возникающими в недрах современной техногенной культуры новыми ценностями и мировоззренческими смыслами, которые формируются в разных сферах этой культуры, включая научное познание. Развитие современной научной картины мира обосновывает в качестве своих мировоззренческих следствий новые способы понимания мира, которые перекликаются с забытыми достижениями традиционных культур.

Можно констатировать, что развитие современной научной картины мира органично включено в процессы формирования нового типа планетарного мышления, основанного на толерантности и диалоге культур и связанного с поиском выхода из современных глобальных кризисов.

Приобретая открытый характер, научная картина мира вносит свой вклад в процессы синтеза различных культур.Она соединяет новые подходы, возникшие на почве развивающейся научной рациональности, всегда выступавшей ценностью техногенной западной цивилизации, с идеями, разработанными в совсем иной культурной традиции и возникшими в восточных учениях и в философии русского космизма.

Современная научная картина мира включена в диалог культур, развитие которых до сих пор шло как бы параллельно друг другу. Она становится важнейшим фактором кросскультурного взаимодействия Запада и Востока. Список использованной литературы Журнал Экология и жизнь. Статья В.С. Степина.

– Конец работы –

Используемые теги: Новые, ориентиры, цив, зации0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новые ориентиры цивилизации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культуры и цивилизации Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.В результате долгой борьбы с испанскими и… Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могу щественного… Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира в ступили на путь…

Цивилизации Японии
Существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие восновном из иноземцев в том числе китайцев и корейцев . С VI в. Япония, совсемнедавно… По инициативе принца в Японию стали приезжатьремесленники, монахи и ученые из… Япония для японцев Но заимствования отнюдь не лишилиЯпонию ее самобытности элементы китайской цивилизации…

Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
И ошибка, о которой пойдет речь, присуща в общем-то и одному, и другому направлениям, хотя, пожалуй, наиболее характерна для западничества. Именно… И отсюда делается вывод если причиной более высокого уровня жизни и… Зададимся для начала следующим вопросом.Считается, что, если мы строим капитализм , то, значит, мы идем по западному…

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого
Вопрос тем более актуален, что молодые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, судя по всему, собрались возвращаться в разные… Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания… В силу универсальности и многозначности этой категории она трудно поддается определению. Предпринималось множество…

Социально-экономическая модель цивилизации древних майя
Гуляев В.И. Древние майя, с.7. Американская историография обычно начинает историю своего народа с момента высадки на территории Северной Америки… Это, на мой взгляд, принципиально неправильно. Америка не являлась безлюдным… И это дает в общем плане расплывчатую картину с яркими, выразительными чертами, характерными майя. В настоящее время…

Культура и быт Минойской цивилизации
Но все жеМинойская цивилизация остается самой загадочной для ученых-археологов всегомира. Первым начал раскопки Минойского дворцаизвестный археолог … Третий этаж покои царицы. Ученых, поразил вот какойфакт во дворце существовала… Удивительный факт вся утварь была сделана изнеобожженной глины ! и простояли более 6000 лет существует гипотеза,…

Развитие европейской индустриальной цивилизации
Европейские индустриальныецивилизации О Европейской цивилизации, как об индустриальной,можно говорить в период с 1640 1870 год. Это время первый… Под ее влиянием нарастала борьбамежду капитализмом и феодализмом в других… В конце XVIII первой половины ХIХ вв. произошли и другие буржуазные революции, в результате которых возникряд…

Истории религий и кризис цивилизации
Религиозный плюрализм, не позволяет сформировать у молодого поколения четких представлений ни об одной религии, уводя в обсуждение их второстепенных… Хорошо понимания неизбежность постепенного приучения общественного сознания к… Вторая часть - Кризис цивилизации также представляет собой компиляцию, отправной точкой для создания которой…

Проблема глобальной цивилизации
Таким образом, измышления Печчеи 60-70-х годов ничуть не потеряли своей актуальности, и с небольшими поправками их можно читать и сегодня. На протяжении моей жизни писал Печчеи - ход истории решительно и внезапно… Если раньше он был не более, чем одним из многих живых существ, то теперь человек превратил планету в свою…

Существуют ли внеземные цивилизации
В пользу существования ВЦ отзывался и наш ученый современник А. Казанцев В космосе существует разумная жизнь, и ее представители нас уже… Так как до конца этого столетия осталось 8 месяцев, а ни каких перспектив, по… Из своей истории мы знаем, как реагируют люди на появление чего-то нового. Примером такой реакции может служить…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Цивилизации во Вселенной Однако пока не удалось непосpедственно увидеть планетные системы даже у ближайших к нам звёзд из-за далеко недостаточных возможностей существующих… Для того чтобы возникла жизнь, необходимо наличие опpеделённых атомов. Все… Затем следовали взpыв, сбpос оболочки звезды и обpазование звезд втоpичного поколения с планетами вокpуг них, что…
  • Болезни цивилизации Введение Инфекционные болезни вызываются определенными живыми возбудителями, передаются от зараженного организма здоровому и способны к массовому… Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ -… Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы остаются жизнеспособными, получив дозу…
  • Микенская культура как начало европейской цивилизации Расскажем лишь о нескольких этапах развития Греческой культуры, особым образом затронем период Микенской культуры.Крито-микенский период… Носителями этой культуры были первоначально до-греческие племена, называемые в… На рубеже III-II тыс. до н. э. на острове Крите впервые на территории Европы складывается государство и возникают…
  • Глобальные проблемы экономической цивилизации В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и… ГЛАВА 1. Проблема ресурсов В сегодняшнем мире неуклонно расширяется… Это вызывает ограничение темпов экономического роста и ухудшает качество жизни населения. Можно ли переломить подобную…
  • Древневосточные цивилизации. Древние цивилизации Востока В ходе изучения темы рекомендуется внимательно прочитать документы, помещенные в соответствующем разделе хрестоматии,… Л.И. Семенникова11 Семенникова Л.И. Феномен Востока Семенникова Л.И. Россия в… Брянск, 1995. рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода.