Проблемы научного мировоззрения

КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙНАУКИ. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА. Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин Использование научных открытий для созданияновых видов оружия и особенно создание атомной бомбы заставило человечествопересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в науку.Кроме того, с середины20 века современная наука стала получать в свой адрес многочисленныекритические оценки со стороны философов, культурологов, деятелей литературы иискусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая егосплошь искусственными предметами и приспособлениями она отнимает его у живойприроды, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель поглощают средства,где промышленное производство превратило человека в придаток машины, гдерешение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не вчеловеческом их решении.

Непрекращающаяся гонка технического прогресса,требующая все новых сил и все новых экономических ресурсов, выбивает человекаиз колеи, разрывая природную связь с Землей.Рушатся традиционные устои иценности.

Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизньменяется с неслыханной быстротой. К этой гуманистическойкритике вскоре присоединились более тревожные конкретные факты неблагоприятныхпоследствий научных достижений.Опасное загрязнение воды, воздуха, почвыпланеты, вредоносное воздействие на животную и растительную жизнь, вымираниебесчисленных видов, коренные нарушения в экосистеме всей планеты все этисерьезные проблемы, вставшие перед человеком, заявляли о себе все громче инастойчивей.

Эти факты, которыеотчетливо проявляются в современной науке и мировоззрении, говорят об ихкризисе, разрешить который сможет только новая глобальная мировоззренческаяреволюция, частью которой будет и новая революция в науке. К концу 20 века мирпотерял свою веру в науку, она безвозвратно утратила свой прежний незапятнанныйоблик, как оставила и свои прежние заявления об абсолютной непогрешимостисвоего знания.Такая же кризисная ситуация сложилась и в других сферахчеловеческой культуры.

Поиск путей выхода из этого глобального кризиса ещетолько идет, черты будущего постмодернистского мировоззрения, как и новой постнеклассическойнауки, еще только намечаются. Нынешнее состояниенауки, как и других сфер культуры, характеризуется понятием постмодерн впротивовес модернистским представлениям классической и современной науке.По мнению большинстваотечественных ученых-науковедов, будущая наука будет обладать следующимичертами. 1.Прежде всего наука должна будет осознать свое место в общей системечеловеческой культуры и мировоззрения.

Постмодернизм принципиально отвергаетвыделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты вмировоззрении в качестве ведущей.Все, что создано человеком, является частьюего культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи, ноимеет и свои границы применимости, которые, должно осознавать и не переходить.Именно это должна сделать постнеклассическая наука осознать пределы своейэффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческойдеятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признатьвозможность и результативность нерациональных способов освоениядействительности. 2.Модернистская наука ставила своей целью создание другой картины, нового образамира, полученного на основе максимально концептуального единства, порядка,систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости.Постмодернистская наука больше интересуется образом самой себя как некоейсоциокультурной реальности, включает в свой предмет человека, допуская элементысубъективности в объективно истинном знании.

Это современная тенденциягуманизации науки.

Полученный образ не является застывшим, окончательным, онориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям. 3.Модернистское естествознание и наука монологические формы знания интеллектсозерцает вещь и высказывается о ней. В постмодернизме наблюдатель осознаетсебя частью исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемымобъектом, познание постнеклассической науки диалогично. 4. Воснове постмодерна лежит идея глобального эволюционизма всеединой, нелинейной,самоизменяющейся, самоорганиующейся, саморегулирующейся системы, в недрахкоторой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарныхчастиц до биосферы и более крупных систем.

В это понятие также входит идеянелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативностиразвития мира. Этот мир со- стоит не из кирпичиков-элементарных частиц, а изсовокупности процессов вихрей, волн, турбулентных движений.

Этот мир как бы пузырится бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами собратной связью.Этот мир уже не объект, а субъект. 5.Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными,общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарныхисследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данныхдругих наук. Также научная деятельность связана с революцией в средстваххранения и получения знаний компьютеризация науки, использование сложных идорогостоящих приборных комплексов, приближающих науку к промышленномупроизводству , с возрастанием роли математики. 6.Модернистское знание было предпосылкой подготовки субъекта познания ипредпосылкой практической производственной деятельности.

Сегодня знание предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта историческогопроцесса, как личности, как индивидуальности.

Это лишь отдельные чертыбудущей науки, создающейся сейчас, на наших глазах. Результат, очевидно, будет достигнуттолько в 21 веке.