Определенная д-ть людей, опр сказание о чем-то
Исторический процесс – поступат-ое движение общества в рез-ти деят-ти
Истор сознание – сов-ть… , отраж-ие историю данного народа, общества, как истор-м процссом – в истор процессе можно выделить компоненты:
Обыденный ур и теорет-й уровень – отражают истор процесс
Далее более сложная структура
История – прошлое – настоящее - будущее… как истор процесс: знание о прошл, наст и будущем… истор сознание вып мировоззренческую фун-ию (чембольше разв-сь философия, тем более адекватными сановились писания о истории, более научными – Анаксимандр – научн)
Ф-ии истор сознания:
- для познания сущ-ти человека как родового сущ-ва
- выяснить особенность конкр эпохи, общества – выяснить и свою особенность, за счет сравнения своего общества и изучаемого
- выяснить хар-р индивидов (тип общества особый тип индиаидов) чтобы разобраться в самом себе (когда общество в кризисе – кидаются изучать историю, сравнивать… люди ищут возм-ть соц ориентации, ищут свою соц опору:
Интерес от вопроса – откуда мы? – что ответить на - Кто мы?... – где мы и куда нас занесло? – куда мы?
Для чего оно? - Идентификация, самооринтация и определение перспектив развития будущего
Прошлое всегда существует в настоящем (статья Мусаеляна
Преемственность определяет поступательность движения. Прошлое определяет настоящее, значит оно сущ-ет в настоящем
То что у нас есть(Россия) – в этом есть черты феодального общества (показная роскошь новых русских)
Прошлое сущ-ет и в общественном сознании – память
Настоящее определяет будущее политическая начинает с ревизии, пересмотра истории – появл новые взгляды на историю (прошлое определяет и будущее)
Реформы и революции начинают не политики, а историки – радикальный пересмотр прошлого
БУДУЩЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ И НАСТОЯЩЕЕ, И ПРОШЛОЕ
Будущее – тот соц идеал, к которому стремится общество, народ. Важнейшее – принцип справедливости
Троица
С религиозной точки зрения, идеальное гос-во- царство небесное
Условия норм развития общества – когда память - знание прошлого, адекватное предст-е о настоящем без мифологии, соц идеал - к чему должны идти, стремиться
Первый этап развития человечество – мифологии – мировоззрение
Когда прошлое неизвестно, то и будущее будет неопределенным
Далее – космоцентризм ( все в вечном круговороте, движение зависит от космоса)
Средневековье – мифолог-ность в настоящем отражается и определяет будущее с концом света и воскресением праведных ТАМ, но туда вознесутся не все
Этап – эпоха возраждения и нач нового времени – выделяется прошлое( с античности с более конкр хар), далее темный век и современность – 3 этапа, настоящее и прошлое – большая определенность, предст-ее о будущем – первые утопии – соц идеал, где-то на земле, из неба переходит на землю (человекобог – это творец)
Этап просвещения и нов времени – разв-ся науки – более точн знание о прошлом, о античеоности, средневековьи, соврменность…. Будущее общество – царство разума(цари философ-ют, философы правят) – более конкр…. Надо избавиться от терании… здесь же появл-ся утопические концепции 2го потока – они пытаются релизовать,…. Это царство оказалось – бурж общ-м
Этап – развитие капитализма – показал, что царство разума – капитализм – люди знают свою историю, анализ этого кап общества – новый соц идеал в рамках марксизма, связ с коммунизмом
ЧЕМ ОТЛЧАЕТСЯ УТОПИЯ ОТ СОЦ УТОПИЕЙ МАРКСА?
Утопия – переход к этому соц идеалу не показан и науч не обоснован, нет закономерностей перехода, развития общества, которые выступают механ-м реализации соц идеала
Обнаружение объект законов ощ-ва, выявление механизма реали-ии
ИСТ СОЗН СОВР РОССИИ:
Она вступила в 21 век в деформированном истор сознании, его фактически нет – памяти у современных людей, объективных адекватных знаний нет – нет чет предствлений о современности (нет ответов на вопросы выше)
Ускорение темпов развития – хар-я черты – соц-ое время сжимается и пространство тоже
Нужно планировать, знать куда идешь