Реферат Курсовая Конспект
ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ - раздел Биология, Марк Пальчик ...
|
Марк Пальчик
КВАНТОВАЯ МОДЕЛЬ
ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ
НОВОСИБИРСК
ББК 88.40
УДК 370.1
П 14
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Введение и предварительное описание
основных идей........................................................................... 12
1. Условия нашего времени. Закат логического мышления..... 12
2. Что делать в новых условиях? Некоторые особенности
направления: личная ответственность практикующего;
внутренние технологии...................................................... 15
3. Структура метода. Проблема как опора в личностном
развитии............................................................................ 18
4. Структура направления...................................................... 20
Глава II. Универсальная структура духовных практик............. 22
1. Об универсальном принципе трансформации энергии.
Синхронная медитация. Классификация практик................ 22
2. Круг практик....................................................................... 30
3. Тонкие тела и практика выслеживания себя...................... 33
4. Синхронное использование концентрации и деконцентрации.
Системное осознание......................................................... 35
Глава III. Энергетический подход и системная трансформация
внутренней территории............................................................. 38
1.Страдание как энергетический раскол................................ 38
2. Энергии Ци, Инь и Ян и связь между ними:
современный взгляд.......................................................... 39
3. Понятие энергия. Особенности восприятия энергии.
Энергия как «субстанция»................................................... 42
4. Энергия как переживание.................................................... 45
5. Типы энергии....................................................................... 46
6. Переживание эфирной и астральной (эмоциональной) энергий 48
7. Раскол энергии Ци как рождение конфликта...................... 50
Глава IV. Принцип интеграции энергетических расколов.
Глава V. Квантовая природа духовной энергии.
Гипотеза о единой энергии....................................................... 73
1. Гипотеза о единой квантовой энергии Ци........................... 73
2. Квантовая модель эволюции личности............................... 79
3. Квантовая природа осознания............................................ 82
4. Системная трансформация................................................. 84
Глава VI. Психотехнологии излечения острых
и хронических заболеваний..................................................... 89
1. История и некоторые идеи................................................. 89
2. Принятие страдания как практика исцеления.................... 91
3. Понятие «выслеживание заболевания». Предпосылки
выслеживания заболевания............................................... 94
4. Техники перемещения и перераспределения энергии в теле 98
5. Техники восстановления чувствительности к переживаниям 100
6. Техники трансформации боли и негативных эмоциональных
состояний........................................................................ 102
7. Техники исцеления хронических заболеваний. Симптомы
заболевания как знаки внешнего мира............................. 116
8. Некоторые примеры (отчеты консультантов и самоотчеты
практикующих)................................................................. 118
Глава VII. Трансперсональные переживания в
Глава IX. Лидерство и управление как проявление
Глава X. Энергетические практики в контексте лидерства
и управления............................................................................ 201
1. Модель тонких тел. Проблемы бизнеса как следствие
раскола энергии Ци разных тонких тел........................... 201
2. Связь телесных спазмов с поведенческими стереотипами.
Энергетическая концепция стресса................................... 204
3. Практика выслеживания себя в контексте управления
бизнесом.......................................................................... 208
4. Технология подготовки к сложным переговорам.
Выслеживание и трансформация линий напряжения......... 210
5. Телесно-ориентированная версия практик трансформации
картины мира................................................................... 213
5.1. Медитативная разблокировка тела в практиках
трансформации................................................................ 213
5.2. Использование йоги в практиках трансформации...... 216
Глава XI. Целостное (системное) мышление в обучении
Скорость процессов на разных тонких планах.......... 231
3.5. Уровни интуиции и уровни зрелости.......................... 232
3.6. Языки разных уровней мышления и языковая
неадекватность................................................................ 233
4. Типичные искажения в процессе мышления....................... 238
5. Различные уровни расколов энергии Ци как источник
искажений мышления........................................................ 242
6. Стили мышления. Иньская и янская составляющие
процесса мышления.......................................................... 255
7. Техническое описание модели.......................................... 259
7.1. Деконцентрация и концентрация как иньская и янская
части процесса мышления............................................... 259
7.2. Деконцентрация как основа «интуитивного» мышления.
Механизмы «интуитивного» мышления............................. 260
7.3. Развитие технических навыков целостного (системного)
мышления........................................................................ 263
Техника 1. Приемы осознания тела (техника расфокусировки
внимания в объеме тела)...................................................... 263
Техника 2. Техника трансформации ощущений..................... 265
Техника 3. Перемещение и перераспределение телесной
энергии................................................................................. 266
Техника 4. Трансформация фрагментов негативного опыта.. 267
Техника 5. Включение энергетического контура в процесс
интеграции............................................................................ 269
Техника 6. Создание целостного переживания...................... 272
7.4. Первое и второе внимание как составляющие
целостного (системного) мышления................................ 273
8. Линейные стили мышления как личностные искажения...... 277
8.1. «Интуитивный» и «ментальный» стили мышления...... 277
8.2. Стили мышления и уровни зрелости.......................... 279
8.3. Стили мышления как особенности субличностей..... 281
9. Примеры и демонстрации................................................. 284
Техника «раскрытия» тела............................................... 293
10. Пошаговая стратегия целостного (системного) мышления 300
10.1. Категория намерения............................................... 300
10.2. Шаги стратегии........................................................ 303
10.3. Комментарий к первому шагу стратегии.................. 307
11. Демонстрация стратегии целостного (системного)
мышления в ситуации стресса........................................ 309
Глава XII. Заключительные замечания................................... 325
1. Принцип накопления личной силы. Личная сила
и останавливающая сила................................................. 325
2. Принятие страдания как источник ресурсов................... 326
3. Дополнительные модели и техники, применяемые в ЭТРО 327
4. Программа обучения........................................................ 328
5. Дальнейшие перспективы................................................. 331
Приложение 1. Аксиоматика энергетического подхода......... 332
Приложение 2. Справочник описанных техник...................... 334
Приложение 3. О Центре системного консультирования
и обучения «Альтернативный путь»...................................... 357
Приложение 4. Долгосрочная программа обучения для
высшего и среднего управленческого звена «Практики
развития личной силы»......................................................... 359
Приложение 5. Тренинг развития командного взаимодействия
(для высшего управленческого звена).................................. 361
Приложение 6. Программа обучения для медиков, психологов, психотерапевтов и для всех, кто хочет научиться быть
здоровым: «Психотехнологии здоровья»............................. 364
Глава I
ВВЕДЕНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ
ОСНОВНЫХ ИДЕЙ
Условия нашего времени.
Итак, перед современным человеком стоит задача осознанной самотрансформации.
Часть этой задачи решается нами с помощью современной версии практик и медитаций, созданной на основе упомянутой выше глубинной структуры духовных традиций. В прежние времена было бы невозможно использовать такую версию практик самостоятельно, поскольку для этого необходимы способность осознанно следовать технологиям и сильная длительная концентрация, которые сегодня есть у каждого успевающего школьника. Такая концентрация в прошлом не требовалась, поскольку любой неграмотный крестьянин мог найти опору в ритуальном пространстве традиции либо следовать за учителем. Брать на себя ответственность за собственное развитие было не обязательно (такая задача и не ставилась).
Современному человеку поддерживающее ритуальное пространство могут заменить развитая концентрация и знание структуры практик, а знающего учителя – внутренняя дисциплина и понимание смысла шагов. Таким образом, в начале третьего тысячелетия любой человек, принимающий ответственность за себя самого, может самостоятельно следовать индивидуальному духовному пути – вне традиции и без учителя. Повторим, однако, что для этого он должен хорошо понимать универсальную структуру практик; как минимум, он должен знать о ее существовании.
Естественно поэтому, что другая важная часть задачи решается за счет внутренней активности практикующего, когда он вносит осознанную концентрацию и упорство в каждый процесс. Любой результат (или достижение) в данном подходе складывается из такого взаимодействия воли практикующего с упомянутой выше глубинной структурой, где ответственность лежит не на методе, ритуале или учителе, а на самом практикующем. Личная ответственность практикующего отличает путь трансформации внутренних состояний от многих других, включая и современные методы психотерапии.
Новизна и действенность предлагаемых нами приемов и методов работы заключается именно в том, что, будучи направлены на оптимизацию внешних событийных контекстов, они впервые основаны на трансформации внутренних состояний человека и пробуждении его внутренней активности. Мы называем их внутренними технологиями, в отличие от внешних технологий прямого воздействия на события жизни. Речь идет о способности осознанно и произвольно изменять стратегии и стили мышления, поведенческие стереотипы, а также телесные ощущения и стереотипы эмоциональных переживаний, и делать это самостоятельно, без помощи специалистов.Воздействие на любую жизненную ситуацию и управление событиями осуществляется здесь не напрямую, а через воздействие на собственные состояния.
Существенно, что обученный этим приемам человек более не нуждается в учителях и консультантах. Он сам способен порождать для себя новые психотехнологии, ориентируясь на конкретные задачи своей жизни.
Важно, что содержание и этапы такой внутренней работы диктуются внешними событийными потоками данного человека, т.е. теми напряжениями и тупиками, которые возникают в его личной и профессиональной жизни (в традиции сказали бы – испытаниями, посылаемыми судьбой или высшей силой). Все эти проблемы, как уже сказано, решаются здесь путем трансформации внутренних состояний. Это ведет человека к более полному осознанию своих ценностей и миссии, стратегически важных направлений в деловой и личной жизни, способности достигать успеха в этих направлениях.
Таким образом, события внешней реальности становятся результатом внутренних изменений человека, которые, в свою очередь, определяются его внешними задачами.Поэтому данный подход особенно эффективен для тех, кто ведет активную социальную и деловую жизнь. Профессиональное и личностное развитие, а также восстановление и сохранение здоровья интегрируются в единый процесс – и полностью входят в сферу личной компетентности и ответственности.
Структура метода.
Глава II
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ДУХОВНЫХ ПРАКТИК
Об универсальном принципе трансформации энергии.
Синхронная медитация. Классификация практик
В этой главе обсуждаются структурные элементы духовных практик, которые присутствуют в любой традиции, являясь универсальными и представляя собой своего рода аксиоматику.
В различных духовных традициях существует большое многообразие практик трансформации внутреннего состояния или, другими словами, трансформации энергии. Цель данной главы – дать описание единого принципа, по которому строятся такие практики. Мы будем исходить из идеи о том, что современный человек может обнаружить и использовать некую абстрактную, универсальную практику трансформации состояния, изоморфную тому, что с разной степенью проявленности заключено в любой традиции.
Эта универсальная практика, как будет видно ниже, состоит из нескольких одновременно протекающих разноуровневых практик (хотя в рамках одной традиции обычно не принято осознанно работать сразу со всеми уровнями). Все эти практики строятся по единому универсальному закону, который ниже мы сформулируем в виде нескольких аксиоматических принципов. В разных традициях эти принципы предъявляются в форме метафор, философских или этических категорий, хотя в действительности в них закодированы закономерности эволюции внутреннего состояния (эволюции энергии).
Для того, чтобы описать классификацию этих практик, удобно исходить из модели тонких тел (см. рис. 2), принятой в традиции и породившей впоследствии различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу, логические уровни в НЛП и т.д.). В традиции считается, что кроме физического тела человек обладает «телами» ощущений, эмоций, мыслей, событий, ценностей и – телом идентичности, в котором заключено бессмертное «я» и неосознаваемое знание о миссии. Каждое следующее тело состоит из материи более тонкого порядка. Интеллектуально познаваемыми и, следовательно, описуемыми в словах являются только те телесные планы, которые расположены ниже ментального:
Рис. 2а. Модель тонких тел. Стрелками обозначены энергетические
потоки, объединяющие все телесные уровни в замкнутую систему
Рис. 2б. Модель тонких тел, принятая в традиции
Сопоставим каждому из тонких тел особый тип состояний (внутренних энергий), соответствующих им внутренних и внешних проблем – и соответствующий тип практик, позволяющих такие проблемы решать. Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой (по определению) медитацию соответствующего тела. Мы получаем, таким образом, классификацию практик. В следующих главах каждый из полученных типов трансформации будет представлен в виде отдельной технологии.
С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие (эфирный тупик) и т.д. В физическом теле такому тупику, как правило, соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данного фрагмента картины мира. Во многих случаях хронический мышечный спазм становится источником хронического заболевания, развивающегося постепенно, в течение многих лет.
Для решения проблемы можно использовать с разной степенью эффективности медитации разных тонких тел, как это принято в различных традициях и в современной психологии. Наша цель, однако, построение единой, универсальной практики, в которую включены медитации всех планов, включая работу с мышечным блоком.
Эти медитации строятся также по единому принципу. Рассмотрим его на примере медитации эфирного тела, или эфирной медитации (под этим подразумевается осознанная трансформация ощущений).
Введем два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и деконцентрация, соответственно, «второе» и «первое»[1] внимание). Объединенное (синхронное) использование деконцентрации и концентрации внимания – это то особое состояние, из которого можно управлять энергией. Технически это состояние достигается следующим образом:
1. Расфокусировать внимание так, чтобы чувствовать все тело, от макушки до пальцев ног – т.е. включить деконцентрацию.
2. Одновременно удерживать внимание на локальном ощущении – например, найти какую-то конкретную боль, дискомфорт в теле – т.е. активизировать концентрацию.
Владение таким состоянием делает возможной, в частности, эфирную медитацию. Шаги следующие:
1. Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта).
2. Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение).
3. Находясь в состоянии деконцентрации (т.е. чувствуя все тело), отследить телесный (эфирный) дискомфорт, вызванный этой эмоцией, и захватить его в фокус концентрации.
4. Усиливать ощущение дискомфорта, одновременно расслабляя тело. Здесь концентрация и деконцентрация работают синхронно.
Когда эти шаги выполнены, происходит быстрая эволюция ощущений: дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься, опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях – и в конце концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. «негативная» эфирная энергия трансформируется в «позитивную».
Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к. трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по восходящему потоку.
Подобная медитация – способ искренне изменить отношение к собственному прошлому. Если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то результатом будет подлинное и спонтанное, а не ментальное прощение обидчика, т.к. в телесных ощущениях полностью стирается память об обиде. Такого результата нельзя достигнуть, прибегая к ресурсным техникам, например, аффирмациям[2] или ритуальному прощению (в его современной версии). Настоящий, необратимый результат возможен, наоборот, только при осознанном и безжалостном (по отношению к себе) усилении страдания на эфирном и астральном планах вплоть до его полной трансформации. В христианстве это называется принять страдание – потому что (при соблюдении условий осознанности и безжалостности) во всех тонких телах и в физическом теле нет сопротивления и напряжения, они расслаблены (смирение). Можно говорить о том, что совет подставить левую щеку, если тебя ударили по правой, – это не столько буквальная инструкция, сколько метафорическое описание данной техники усиления ощущений, либо ее каузальный вариант.
Этот принцип – открыто (т.е. расслабив тело) идти навстречу страданию (т.е. усиливать его) – определяет также структуру медитаций астрального, ментального, каузального и других уровней.
Еще один важнейший принцип в трансформации энергии любого телесного уровня – никогда не отвлекаться на содержание эпизода, интересуясь лишь структурой практики и удерживая себя на каждом ее этапе до получения ожидаемого на этом этапе результата.
Описание медитативных техник для астрального, ментального и последующих уровней дано в следующих главах. Здесь мы дадим одну из простейших версий астральной медитации.
Астральная медитация (упрощенная версия[3])
Первые шаги уже известны, это вход в трансформирующую медитацию любого тела: вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию, расфокусировать внимание по всему телу, расслабиться и углублять расслабление в течение всей медитации.
Дальнейшие шаги:
Из описания эфирной и астральной медитаций видно, что в проблеме синхронно участвуют разные телесные уровни. В данных медитациях работа начинается с ментального и охватывает все нижележащие уровни.
При таком способе действий гарантировано улучшение физического состояния, т.е. некоторое приближение к исцелению. С помощью такой многоуровневой медитации можно снимать любое обострение хронических заболеваний и вылечивать острые заболевания. В таких случаях медитации должно предшествовать выслеживание симптома, т.е. мысли и фрагмента картины мира, порождающих симптом[4].
О позитивных изменениях на более тонких планах – каузальном или буддхиальном – также можно говорить, однако эти изменения, если они и будут, достаточно иррациональны и случайны, нет никаких гарантий, что они произойдут.
Для того, чтобы получить запланированные изменения на более тонких уровнях, т.е. ликвидировать каузальный тупик, необходима каузальная медитация, описание которой дано в следующих главах. Упомянем только, что в случае осознанной каузальной медитации оптимизируется событийный поток.
Точно так же можно сформулировать правила трансформации энергии буддхиального тела. В результате приходит восприимчивость к все более тонким граням ценностного плана и ощущения «я», чувствованию миссии, т.е. человек освобождается от всех искажений, проявленных в проблемном эпизоде.
Уже говорилось о том, что в традиции принято прорабатывать каждое из тонких тел отдельно. На это тратятся годы (сначала на проработку эфирного тела, потом астрального и т.д.; реализованный мастер использует все практики одновременно, что эквивалентно описанной выше синхронной медитации). В индийской традиции этому соответствуют разные уровни йоги, в китайской традиции – разные уровни энергетических практик. В христианской традиции разные формы молитвенных практик и ритуалов относятся к разным тонким планам (таинства относятся к наиболее тонким планам).
Естественно, что в традиции нет проявленной классификации, классификация существует «по умолчанию». Но в некоторых практиках акцент определенно ставится (также «по умолчанию») на конкретных тонких телах. Например, практика «виппасана» в буддизме – это способ трансформации энергии эфирного и астрального тел. Аналогично, хатха-йогу можно рассматривать как способ трансформации энергии, в основном, физического и эфирного тел; бхакти-йогу – как способ трансформации энергии астрального и буддхиального тел, джняна-йогу – как способ трансформации энергии ментального тела, раджа-йогу – как способ трансформации энергии ментального и буддхиального тел, карма-йогу – как способ трансформации энергии каузального тела.
В научной психологии (опять-таки «по умолчанию») для решения проблем разных логических уровней также принято использовать отдельно техники (и даже разные психологические направления), предназначенные для разных тонких тел (например, рефрейминг – работа с ментальным планом, ресурсные техники – в основном, с астральным и т.д.). Приведенную выше систему тонких тел можно рассматривать как одну из возможных основ для классификации различных психологических технологий и направлений.
Современный человек (если он достаточно зрел и реализован в серьезной профессии) в принципе обладает достаточно развитыми концентрацией и чувствительностью, чтобы перейти от постепенного прохождения телесных уровней к единой универсальной медитации, синхронно включающей все планы от физического до буддхиального, и сознательно трансформировать энергию всех уровней, реально приближаясь к целостности и соответствию своей миссии, и при этом оставаясь социально успешным мирянином.
Естественно, что если практики, подобные описанным, становятся образом жизни и применяются ко многим эпизодам личной истории (объединяясь в практики перепросмотра личной истории и стирания личной истории – в терминологии Кастанеды), позитивные изменения охватывают все большие контексты, что постепенно ведет к полному исцелению всех тонких тел.
В отличие от традиционно-психологического подхода, в данном подходе можно и не ставить конкретных задач – действуя так, как принято в традиции. Все, на что претендует человек, движущийся в традиции, это постепенное накопление мудрости и зрелости. Важное отличие рассматриваемого подхода в том, что, непрерывно практикуя синхронную медитацию и другие многоуровневые технологии (см. следующие главы), подобного результата можно достичь значительно быстрее, чем в традиции. Кроме того, при этом решаются также и любые конкретные задачи.
Результаты применения технологии определенного тонкого плана распространяются в вышележащий и нижележащий планы через два потока (которые обозначены стрелками на рис. 2).
Нисходящий поток является потоком управления. В частности, миссия задается (фиксируется) в процессе рождения и в процессе жизни проявляется, «опускаясь» в плотный план по нисходящему потоку – к сожалению, слишком часто в виде проблемы (по типу страх – симптом).
Восходящий поток представляет собой поток энергии, необходимой для жизнедеятельности вышележащих планов (и тел). Этот естественный процесс (в его позитивном аспекте) используется в предлагаемых здесь многоуровневых технологиях. В результате каждая синхронная медитация превращается в системный процесс, в котором медитация осуществляется в каждой из частей системы, а результаты медитации синхронизуются благодаря двойной связи (двум потокам). Это отличает предлагаемые здесь практики и технологии от того, что обычно используется и в традиции, и в общепринятых психологических подходах.
Синхронное использование концентрации
Глава III
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И СИСТЕМНАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТЕРРИТОРИИ
Глава IV
ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РАСКОЛОВ. ИНТЕГРАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
РАСКОЛОВ И ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Глава V
КВАНТОВАЯ ПРИРОДА ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ.
ГИПОТЕЗА О ЕДИНОЙ ЭНЕРГИИ
Глава VI
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИЗЛЕЧЕНИЯ
Техника перемещения и перераспределения
Техники восстановления чувствительности
Изменение границ тела (тренировка периферийного внимания)
1. Расслабьте тело, расфокусируйте внимание. Создайте ощущение, как будто вы расширили себя так, что касаетесь противоположной стены. Ощутите качество ее поверхности. Проделайте то же самое назад, а затем влево и вправо.
2. Расширив себя, помещайте внутрь живые и неживые объекты. Научитесь соединяться таким образом с камнями, растениями, животными, пейзажами, с разными людьми, и наконец – с эпизодами, которые хотите трансформировать.
Техники трансформации боли и негативных
Эмоциональных состояний
В этом разделе даны две техники работы с болью и негативными эмоциональными состояниями, ко0орые также проявляются в теле в виде слабых ощущений дискомфорта (см. раздел 3).
А. Техника трансформации ощущений
Внутренняя подготовка
Некоторые примеры
(отчеты консультантов и самоотчеты практикующих)
Приведем несколько конкретных примеров использования рассмотренных выше методов.
Работа во всех случаях ведется одновременно с телесным симптомом и с соответствующим ему фрагментом картины мира – в том числе, с его эмоциональной и ментальной составляющими, с отношением к травмирующему событию, спровоцировавшему заболевание (метод «синхронной медитации»). Поэтому результаты включают не только исчезновение болезненного симптома, но и необратимые положительные изменения в картине мира, а также возникновение новых, более эффективных поведенческих стереотипов.
Ниже приведены краткие отчеты людей, практиковавших эти методы. Некоторые из них работали самостоятельно (первый и последний отчеты) и были обучены на тренингах либо индивидуальных консультациях. Другие активно работали, только следуя инструкциям обученных нами консультантов. Все отчеты, кроме последнего, мы оформили по стандартной схеме.
Игорь П. (Самоотчет)
Эпизод 1.
Эпизод 2.
Александр А. (Отчет консультанта)
Борис П. (Отчет консультанта)
Виталий Ш. (Отчет консультанта)
· Результат трансформации. Наша работа проводилась не с симптомами, а с подготовкой к предстоящему событию – переходу на другую работу и переезду в Киев. Переехал, на работу поступил, симптоматика исчезла. Голова иногда откликается на сильные стрессовые переживания тем, что слегка ноет место удара. Лекарств не употребляет никаких. В баню ходит регулярно. Тягает гантели.
· С пародонтозом он справился сам, обучившись синхронной медитации. Десны здоровы.
Анна Г. (Отчет консультанта)
Наталья П. (Отчет консультанта)
· Соответствующие фрагменты картины мира. Конфликт с родителями. Стойкое убеждение: «я не нужна родителям, я лишняя, из-за меня у родителей проблемы» и т.п. А начинали работать с глобального заявления, что «этот мир ее отвергает и ей незачем жить в этом страшном мире». Как только касались этой темы, начинался истерический плач и крик.
· Результат трансформации. Была проведена длительная индивидуальная работа по трансформации внутренних состояний. В результате у Натальи установились нормальные отношения с людьми. За эти два года получила от Центра занятости профессию. Работает сейчас главным бухгалтером на одном из предприятий. Сейчас отношения с матерью и, особенно, с отцом преимущественно бесконфликтные. Есть трудности, но они не глобальны. Мир не стал дружественным, но с ним можно иметь дело. Иногда он считается с ней, иногда – нет. Когда нет, Наталья делает перепросмотр.
Ольга К. (Отчет консультанта)
Леонид К. (Самоотчет)
Чтобы лучше описать мое внутреннее состояние, которое доминировало до занятий по системе Марка Пальчика, приведу притчу про Бога, раздающего разным душам любовь перед их рождением на свет.
Бог: – Вот ты на земле будешь хорошим музыкантом, поэтому я дарю тебе любовь к музыке, а ты будешь замечательным мастером, я отдаю тебе любовь к плотницкому искусству.
Ты будешь хорошим семьянином, и я дарю тебе любовь к жене, детям и родителям, ты будешь алкоголиком, вот тебе любовь к выпивке и т.д.
А ты у меня Избранный, будешь великим мыслителем и философом, поэтому я оставляю тебя без любви, живи и думай что к чему!
Сколько помню, я всегда чувствовал себя именно таким избранным мыслителем, оставшимся без любви.
В детстве я был не просто стеснительным ребенком, а крайне стеснительным, каждое посещение детского сада для меня было настоящим испытанием на мужество. В садике у меня было только два друга, с которыми я мог свободно общаться, когда они не приходили в группу или были заняты своими играми, я просто ходил по периметру садика, наблюдая за игрой других детей, смотрел в землю и размышлял. Активно играющие дети мне казались очень агрессивными, наглыми, задиристыми, я опасался их, при этом особый ужас я испытывал перед девочками. Если с мальчиками я еще как-то контактировал, то между девочками и собой я ощущал непреодолимую бездну отчуждения. Одновременно с этим я считал себя не таким как все, каким-то особенным, что у меня есть какое-то великое предназначение для людей и что я родился на свет именно с этой целью.
В семье я был единственным ребенком, меня воспитывала преимущественно бабушка, в меньшей степени – мама, отец был в разводе и я его не помню. Бабушка изо дня в день внушала мне формулы, каким я должен быть, что я должен делать, а что не должен, что я должен быть для всех примером, я должен хорошо учиться, должен ухаживать за девочками, не должен плакать, должен слушаться старших и не сметь им перечить, а не то я буду очень плохим, хулиганом, ничего хорошего из меня не получится и т.д. Меня это сильно раздражало, и я всегда спорил с бабушкой, в результате стал считать себя очень плохим, т.к. я не являлся для всех примером, не ухаживал за девочками и по всем остальным бабушкиным параметрам не подходил под определение хорошего мальчика.
В младших классах школы я также общался в узком кругу друзей из класса, панически боялся выходить к доске, от девочек убегал как от огня. Уже тогда я начал осознавать неадекватность своего поведения.
В подростковый период мой страх часто стал превращаться в агрессию. Я свободно и открыто мог общаться только с близким другом наедине, но если нас было трое, то я уже чувствовал дискомфорт из-за ревности. Если мне нужно было проявляться, например, перед всем классом, то я вел себя нагло или глупо, или как-то еще неадекватно. Я был очень обидчив, высокомерен, честолюбив, не уважал и не собирался уважать никого, возникали ситуации, когда мне объявляли бойкот, когда я бросал вызов сразу целой группе одноклассников, прекрасно понимая, что они без труда смогут меня одолеть. Любые поражения, высказывания в мой адрес и даже просто недобрые взгляды я переживал очень тяжело. Я чувствовал выраженную тягу к женскому полу, но еще сильнее боялся девочек, что доставляло мне сильнейший дискомфорт. Некоторые взрослые и сверстники мне говорили, что у меня очень плохой характер, я невыносим и что они не хотят со мной общаться, но это вызывало во мне еще больший протест. Тогда я узнал, что комплексы являются лишь возрастным явлением и впоследствии проходят, поэтому я очень хотел вырасти и стать, наконец, хорошим человеком.
В старших классах мое поведение опять изменилось на противоположное, сходное с поведением в детском саду. Я стал весьма конформным, услужливым, очень боялся кого-либо обидеть, взрослые стали выказывать ко мне благожелательность, и я изо всех сил пытался оправдать их надежды. На этой почве я стал почти отличником, начал потихоньку общаться с девочками, в кругу моего общения были самые слабые одноклассники, неудачники, закомплексованные и нереализованные мальчики и девочки. Когда я смотрел фильм или мультфильм, то я обязательно отождествлял себя с тем, кто в конце проиграет (например, Волк из «Ну погоди!»), болел всегда за проигрывающую спортивную команду или спортсмена, потом переживал проигрыш. Внутренне сильные люди мне казались воплощением несправедливости, я не хотел быть на них похожим, я хотел быть справедливым. Сам чувствовал себя неудачником, знал, что если я очень чего-то захочу, то оно обязательно не сбудется, а хотел я очень много чего!
С одной стороны, у меня действительно хорошо получались многие вещи, я очень быстро схватывал, понимал и осваивал все новое, быстро добивался хороших результатов, за что бы ни взялся: я отлично учился, когда было интересно или особо необходимо, посещал многие спортивные секции и меня обязательно тренеры хотели оставить как перспективного спортсмена, самостоятельно освоил игру на пианино, научился хорошо рисовать. Но как только я добивался успеха, то сразу же начинал хотеть стать лучшим в мире в этой области (каратистом, культуристом, пианистом, математиком и т.д.). При этом я начинал сильно бояться, что у меня ничего не получится, и действительно, через какое-то время у меня переставало получаться, результаты падали, и я уходил с поля боя проигравшим, уверившись в своей бесперспективности.
В школе, на уроке физкультуры, я старался не играть в коллективные игры, когда играть было необходимо, например, в футбол, то я вставал на ворота, чтоб меньше контактировать с игроками. Зато я весьма успешно играл в индивидуальные игры с компьютером, однако если видел, что кто-то другой лучше меня играет в эту игру, то интерес к ней у меня пропадал, а если я чувствовал, что могу натренироваться играть лучше него, то сидел и до упора тренировался, но удовольствия от этого уже не получал. В такие игры, где играют двое участников друг против друга, я совсем старался не играть, т.к. не мог стерпеть проигрыш, в детстве при этом я очень плакал, а в более старшем возрасте начинал считать себя самым никчемным человеком. Также необходимо отметить, что в своих действиях я был неуклюжий, «угловатый», часто что-нибудь просыпал, проливал, разбивал, запинался, ударялся.
В старших классах я увлекся психологией, стал стараться изменить себя, т.к. мое поведение доставляло мне много переживаний. Среди ребят я хотел быть лидером и жаждал сильного уважения, а в результате получалось прямо противоположным образом, в обществе я чувствовал себя скованным по рукам и ногам, боялся быть в центре внимания. Такие попытки привели к тому, что я выработал для себя маску спокойного, малоразговорчивого, уверенного человека, даже большинство друзей меня стали считать именно таким. И только я мог знать, какие бури при этом творятся у меня внутри.
Обладая незаурядной внешностью, я чувствовал к себе интерес многих девушек, однако меня это настолько сильно беспокоило, что я ровным счетом не мог найти с ними контакта. Если знал, что я нравлюсь девушке, и видел, как она хочет со мной поближе познакомиться, то я начинал испытывать колоссальный страх и просто всячески увиливал от продолжения общения, ссылаясь на объективные обстоятельства. Поэтому общение мое было преимущественно с девушками некрасивыми, с моей точки зрения, закомплексованными и заученными, с ними я чувствовал себя спокойно, в своей тарелке, хотя одновременно мечтал о самых красавицах.
Вне общения я постоянно витал в различных мечтах или размышлениях о справедливости, нравственности, философских проблемах, психологии и т.д. В детстве от внутреннего диалога я иногда отвлекался, но в подростковом и более старшем возрасте внутренние мысли меня практически никогда не покидали.
Собственных выборов в жизни я практически не делал, а поступал по чьему-то мнению: родителей, друзей или сам интеллектуально вычислял, как мне необходимо поступить в данной ситуации (не как я хочу, а как правильно). Собственное внутреннее ощущение у меня было такое, чтобы меня никто не трогал, чтобы я жил в какой-нибудь изоляции и меня бы ничего не касалось.
Все жизненные обстоятельства были мне в тягость, расстраивали и загоняли в депрессию. Первые депрессии стали появляться на первых курсах института, после выпуска из вуза я уже редко выходил из депрессивного состояния, стал почти каждый месяц болеть простудными заболеваниями, у меня появились несколько хронических заболеваний (гастрит, энтероколит, остеохондроз, нейроциркуляторная дистония, дискинезия желчевыводящих путей, бессонница), которые периодически обострялись, мое зрение ухудшилось на две единицы, любая полученная мною травма сразу превращалась в хроническую и не хотела вылечиваться, поэтому я перестал заниматься спортом, многую пищу не переносил, поэтому придерживался диет.
Такие изменения были для меня закономерными, т.к. посещение института доставляло мне сильный стресс, там мне приходилось общаться с ребятами и девушками. Я наблюдал, как себя ведут раскованные ребята, и сам старался им подражать, сильно заставлял себя ухаживать за девушками, но чем больше я себя заставлял быть как все, тем сильнее мне этого не хотелось делать, и я углублялся в депрессию.
К тому времени у меня не было возможности сбрасывать отрицательные эмоции: я не занимался спортом, не ходил на дискотеки, не умел плакать, свои переживания я не рассказывал даже самым близким людям, считая это проявлением слабости. За студенческий период я не посетил ни одной общестуденческой вечеринки за исключением выпускного вечера. Удобным оправданием уйти от возможного общения со сверстниками было погружение в учебу, и я учился с утра до вечера, хотя в душе учебу не любил.
Когда мне перевалило за 20, то рухнули мои надежды на то, что с возрастом мои комплексы пройдут, наоборот, с каждым годом их количество только увеличивалось. Необходимо сказать, что внутренне я постоянно ощущал, что всем вокруг я чем-то обязан, и вел себя всегда в соответствии с этой обязанностью, а не с моими истинными желаниями, к тому времени я уже абсолютно перестал испытывать какие-либо собственные желания за исключением того, чтоб от меня все отстали. Мне даже казалось, что вся жизнь является тяжкой обязанностью, именно тогда у меня родилась та притча, которую я привел в начале отчета. Я не находил в жизни никакого смысла, поэтому стал еще сильнее увлекаться философией для его поисков. Любые услышанные мною трагические истории меня очень сильно задевали, например, когда я увидел по телевизору передачу о красивой девушке, которой на лицо вылили банку серной кислоты, я переживал по этому поводу больше недели, не находил себе покоя от услышанной трагедии.
Со временем, наблюдая, как другие люди радуются жизни, я научился воспринимал критически не только свои комплексы, но и переживания по поводу них, стал читать медицинскую литературу по психотерапии и психиатрии, долго решался, но так и не сходил к психиатру. Из прочитанного по психотерапии я находил в себе подавляющее количество симптомов, синдромов и заболеваний, но принимать лекарственные препараты не хотел, т.к. был знаком с некоторыми людьми, которые «сели» на антидепрессанты и транквилизаторы и без них уже не могли нормально существовать.
Я пытался самостоятельно заниматься по книгам некоторыми психотерапевтическим методами, посещал различные курсы, посвященные обучению саморегуляции.
Будучи студентом, я попал на первый модуль программы Марка Пальчика, но моих внутренних сил не хватило, чтоб долго заниматься по этой методике. Я почувствовал, что это реально работающий и понятный метод, долгое время держал его в памяти как один из вариантов выхода из ситуации, затем посетил второй модуль программы, но снова прозанимался недолго.
После окончания института мне внутренне стало гораздо легче, уменьшилось число контактов с людьми, я выбрал себе место работы, где я часто был один. Однако теперь мои более редкие контакты с окружающими доставляли мне более сильный дискомфорт, чем раньше, потому что не стало каждодневной тренировки в общении. У меня развился сильный комплекс при взгляде в глаза: сначала у меня возникли сложности со взглядом на красивых девушек, затем доставлять проблемы стал взгляд в глаза любым девушкам, потом и лицам мужского пола, закончилось тем, что я стал испытывать дискомфорт от взгляда в глаза своим близким друзьям и даже маме. Такая прогрессия комплекса произошла по мере моей борьбы с ним, сработал мой давний стереотип: чем сильнее я хотел побороть комплекс, тем сильнее он развивался.
Однажды, зевая в троллейбусе, я почувствовал дискомфорт оттого, что делаю это прилюдно, и мой зевок напряженно прервался. Потом насильно попытался зевнуть, но снова не получилось, тогда я подумал, что у меня возник новый комплекс, и этого хватило, чтобы он действительно возник! С тех пор я стал нормально зевать, только когда забываю, что это мой комплекс, а бывает это очень редко. Появившийся у меня совершенно нелепый комплекс зевоты переполнил мою чашу терпения, и я решил прийти к Марку на индивидуальную консультацию.
На консультации я рассказал о проблеме взгляда в глаза, что доставляло мне наибольший дискомфорт в жизни. Мы определили главный мышечный блок этого комплекса и провели рабочую сессию. После консультации я стал заниматься с этим блоком каждый день, почти всегда я насильно заставлял себя заниматься, т.к. переживал мощный саботаж. Через несколько дней я понял, что мне сначала нужно побороть саботаж, а уже потом заниматься комплексом.
Работая с сопротивлением тренингу, я обнаружил очень выраженные блоки в области живота; здесь у меня было заложено огромное количество страхов, проявляющихся в виде комплекса неполноценности. Затем увидел связь этих блоков с областью груди и горла, где находились накопленные слезы и обиды. Я прозанимался 3 месяца почти каждый день минимум по часу, часто катализировал процессы трансформации энергии динамической медитацией или асанами йоги.
Однажды, когда я раскрывал верхние блоки, в моем сознании вдруг сплыли события, произошедшие со мной в возрасте около года. Это был период, когда моя мама разводилась с отцом, я увидел себя очень маленьким, я чувствовал огромную любовь к маме и тянулся к ней, но мама, обнимая меня, была очень расстроена, подавлена, плакала. Она очень тяжело переживала развод, а я этого не понимал и считал, что мама расстраивается из-за меня, что я доставляю ей такое сильное огорчение. Питая к маме бесконечную любовь, я не получал той взаимности, какую хотел, и закрывался от своего чувства. Я видел, как мама играет со мной, но при этом я отчетливо ощущал, как за ее улыбками скрывается сильная боль и огорчение, что она улыбается через силу. Тогда я стал чувствовать себя плохим, если даже не могу вызвать радость у моего самого близкого и любимого человека.
Воспоминания сопровождались сильнейшими эмоциями, я плакал, по-детски пытался что-то сказать, у меня возникли рвотные спазмы от сильного плача. В момент воспоминания я, наконец, открыл в себе любовь, которая была столько времени для меня недоступна, я перестал быть «философом, оставшимся без любви».
В этот же день я вдруг почувствовал, что у меня есть свои собственные желания, а не только обязанности перед миром.
После этого воспоминания и осознания того, что я в тот период просто неправильно маму понял, в моей жизни наступили столь выраженные изменения, что я сейчас даже не могу вспомнить, как я чувствовал себя до произошедшего осознания.
Далее, во время работы с этим воспоминанием и разными уровнями блоков, у меня всплывали некоторые подробности того времени. Так, я вспомнил, как мама, обнимая меня и плача, говорила, что нас бросили, мы никому не нужны и мы совершенно одиноки. Это тоже оставляло во мне сильные отпечатки чувства ненужности и брошенности в области тех же мышечных блоков.
В процессе дальнейших занятий я почувствовал, что причина моего комплекса отверженности кроется еще глубже, а переживания с мамой были мощными обстоятельствами, усиливающими уже имеющийся комплекс. Погрузившись в свои ощущения отверженности, я почувствовал себя в полной темноте, которая была для меня всем миром, и весь этот мир решил меня уничтожить, все вокруг было направлено против меня, темнота душила меня, и я понял, что приближается моя смерть. Немного вернувшись в этих воспоминаниях назад, я увидел, что нахожусь в состоянии всепоглощающего комфорта и удовлетворения, время и пространство отсутствуют, что есть только я и Бог, который очень любит меня. И вдруг все изменяется, Бог отворачивается от меня, и я попадаю в ад, который хочет меня уничтожить, появляется время, но оно бесконечно и переполнено ужасом. Я понял, что переживал начало своих родов, когда начались схватки, мне в утробе стало дискомфортно и очень страшно.
Следующее занятие по переживанию родов я проводил в асане «плуг», при этом сильные потоки выходили из области горла и груди. В тот момент, когда Бог от меня отвернулся, во мне возникла фраза: «Боже, почему ты бросил меня?», и я сразу же осознал, что это слова Иисуса Христа, находящегося на кресте, которые он говорил перед смертью. Тогда я впервые понял, почему для рождения в Царствии Божием Иисус должен был умереть в человеческом мире. Так и я умирал для внутриутробного мира, чтобы появиться в мире человеческом.
Из проявлений характерологических изменений, которые во мне произошли, я отметил укрупнение и размашистость почерка и росписи (раньше я писал мелко, компактно), я стал громче разговаривать, чаще улыбаться, ярко жестикулировать, моя походка и рукопожатие стали свободней и расслабленней, сильно изменились сюжеты моих снов. У меня возникло ощущение, что я попал в иной мир, более интересный, живой, не запрограммированный и статичный, как раньше, а постоянно изменяющийся, я стал по-другому воспринимать людей, лучше видеть их внутренний мир.
Все это вышеописанное время я занимался трансформацией страхов и других своих иньских проявлений, в дальнейшем у меня стало появляться чувство, что меня что-то сдерживает в развитии. Маятник моего внутреннего состояния стал часто отклоняться в противоположную сторону: я начинал не только ощущать, но и проявлять свои амбиции, командовать, грубо разговаривать, употреблять резкие и нецензурные выражения, «наезжать» своими высказываниями на собеседника, хвастаться. Это состояние меня устраивало куда больше, чем пребывание в постоянном страхе, но оно меня и сдерживало от дальнейшего развития, как я понял позже.
В процессе одного из занятий, избавляясь от какого-то страха, я повнимательней присмотрелся к той территории, куда я попадаю, когда исчезает страх. Я увидел, что нахожусь во власти мощнейшего янского начала, которое контролирует каждый мой шаг, дает мне силы или их отбирает, диктует, как мне действовать, выступает с критикой моих поступков и, наконец, просто комментирует происходящее. Я был удивлен такому гигантскому образованию на моей внутренней территории, которое я раньше не замечал, я даже не смог охватить его целиком, оно не помещалось в рамки моей осознанности.
На уровне тела мое янское начало было представлено блоками мышц от затылка до середины лопаток, его центр находился справа от позвоночника на уровне от 7 шейного до 2 грудного позвонка, здесь напряжение было столь выраженное, что в некоторых зонах чувствительность отсутствовала. Я понимал, что теперь мне нужно его трансформировать, но попал в некоторое замешательство, вызванное пониманием того, что именно это янское начало давало мне силы в трудных жизненных ситуациях, на него я мог всегда опереться и перенести неприятности.
Такое понимание ситуации опять меня застопорило. Только когда я смог одновременно видеть свои иньские и янские блоки, то начал работу по их интеграции. Мне стали видны множество споров, конфликтов и диалогов, происходящих между различными уровнями моего тела, которые я раньше считал своими мыслями, мое «Я» бессильно «болталось» между разными блоками, отождествляясь с ними. Например, у меня возникал страх внизу живота и обида в горле, сразу же появлялся сильный протест против них на уровне трапециевидных мышц, в условиях этого конфликта солнечное сплетение выражало свое недовольство происходящим, а в области груди переживалось агрессивное отношение к конфликту, при этом активные комментарии (внутренний диалог) шли из задних и боковых мышц шеи.
Начав работу со своим янским началом, я обнаружил, что в некоторых сюжетах, где я трансформировал страхи, остается присутствовать янская позиция, эти воспоминания теперь воспринимались мной противоположным образом. Так, я осознал, что в момент родов меня отвергал не Бог, а я сам.
С тех пор я стараюсь заниматься одновременно с иньской и янской сторонами конфликта, однако часто мне не хватает концентрации, поэтому прибегаю к помощи динамических медитаций. Кроме того, учитывая мою нагроможденную стереотипами внутреннюю территорию, у меня быстро формируются комплексы, связанные с самими занятиями, поэтому необходимо постоянно за ними следить. Если просмотрел такой стереотип, то длительное время тренировок может оказаться малоэффективным.
Благодаря занятиям по системе ЭТРО, я избавился от депрессий, стал лучше себя чувствовать физически, мое настроение стало значительно выше, у меня почти всегда присутствует внутренняя улыбка, пропало множество моих социальных страхов, я стал общительнее, веселее, гораздо увереннее в себе, оптимистичней, начал значительно лучше понимать себя, что мне в жизни нужно и как этого достичь, мои эмоции теперь способны ярко проявляться.
С помощью этих занятий я избавился от проявлений дискинезии желчевыводящих путей (боли в правом подреберье), значительно уменьшил такие симптомы остеохондроза, как боли в шее, пояснице, гиперестезии (повышенная чувствительность кожи в каком-то участке), пропали обострения колита, сейчас я могу есть любую пищу без отрицательных последствий.
Самое главное, что теперь сильно изменилось мое отношение к жизни, любые трудности я воспринимаю как повод для работы над собой, а не расстраиваюсь, как раньше. Конечно, многое из того, что я написал про себя в начале отчета, сохраняется до сих пор, но оно уже не так выражено и постепенно теряет свои позиции. Должен сказать, что пока не сумел полностью избавиться от комплекса взгляда в глаза и комплекса зевоты, у меня все равно еще сильно работает стереотип «если сильно захочу, то обязательно не получится» и эти комплексы успели обрасти новыми стереотипами.
У меня возникает впечатление, что чем сильнее я изменяюсь, тем быстрее начинают происходить последующие изменения, и поэтому я настроен очень оптимистично!
Глава VII
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОГО ФИЗИЧЕСКОГО СТРЕССА И НОВЫЙ МЕТОД ИХ ИНТЕГРАЦИИ
Изначальные стереотипы личной силы
Предпосылки блокировки и искажений
Дальнейшая эволюция искажений
Освобождение изначальных стереотипов
Структура развития стресса. Телесно-энергетический
Механизм искажений изначальных стереотипов
Исцеление как дополнительный эффект переобучения
Приложение. Техническое описание метода
Мы исследовали два варианта метода.
В первом из них используется высокотемпературная парофитосауна – кедровая бочка, в которую подается горячий фитопар. В процессе заняты два участника – ведомый, который находится в бочке, и ведущий. Каждый из них пользуется упомянутыми в разделах 4 и 6 специальными медитативными приемами, основанными на навыках концентрации и деконцентрации внимания. Оба участника должны пройти специальную подготовку.
Задача ведомого состоит в максимально полном проживании актуального состояния стресса. Для этого используются навыки, описанные в разделе 6. Ведущий заранее обучается специальным приемам взаимодействия с партнером и помогает ему использовать все шаги техники, описанной в разделе 6.
В течение этой парной медитации ведомый спонтанно вспоминает и перепроживает самые сильные стрессовые состояния своей жизни, включая ранние, перинатальные и трансперсональные состояния. Запуском для этих воспоминаний служит проживаемое в фитосауне состояние стресса. Определенные приемы работы с энергией и состояние «открытого тела» позволяют полностью интегрировать стрессовые состояния во время пребывания в бочке и в последующих этапах ритуала.
Во втором варианте вместо фитосауны используется жесткий массаж с растяжками. В этом случае в ритуале участвуют трое: ведомый, ведущий и мануальный терапевт. Последний также должен пройти специальную подготовку, позволяющую ему ориентироваться не только на медицинские стандарты, но и на индивидуальный темп проживания ведомым состояний стресса и выполнения упомянутых выше шагов. Далее взаимодействие между ведомым и ведущим строится по той же схеме, что и в предыдущем варианте.
В каждом из вариантов метода главная задача ведомого состоит в том, чтобы в течение всего процесса двигаться навстречу стрессу, усиливая его проживание с помощью концентрации, одновременно расслабляя тело и расфокусируя внимание. Сила стресса существенно возрастает, если ведомый осознанно вспоминает реальную стрессовую ситуацию из своей личной истории (эта ситуация по эмоциональному содержанию должна быть изоморфна актуальному состоянию физического стресса), и начинает его перепроживать. В этот момент он должен еще больше расслабить тело и усилить состояние «открытого тела». В случае успеха это ведет к парадоксальной реакции: боль и сила переживания резко снижаются. В этот момент происходит интеграция состояния.
В наших тренингах использовались оба варианта метода вместе, в определенной последовательности (ежедневно проводились одна сессия жесткого массажа и две сессии фитосауны, между сессиями с той же целью использовалась парная йога; длительность тренинга – пять дней). Функцию ведущих выполняли специально подготовленные ассистенты тренера. Однако в настоящее время мы разрабатываем технологии обучения участников тренинга всем навыкам, необходимым для выполнения функции ведущих, так что каждый участник будет проходить процессы поочередно в двух ролях – как ведущий и как ведомый.
Результаты такой работы проявляются одновременно в трех формах:
1. Исцеление заболеваний;
2. Стойкие поведенческие изменения;
3. Изменение картины мира.
Эти изменения связаны с изменением глубинных стратегий реагирования на стрессы. Типичная стратегия среднего социально адаптированного человека состоит в том, что любое страдание отвергается. Это сопровождается спазмированием тела. Вся система телесных блоков является выражением такой стратегии, повторяющейся в самых разнообразных эпизодах и контекстах. Под страданием здесь понимается как физическая боль или телесный дискомфорт, так и любые эмоциональные переживания и страхи, владеющие современным человеком.
В процессе прохождения сессий, благодаря усилиям ведущего и внутреннему поведению ведомого, формируется в точности противоположная статегия, которую, как уже говорилось, можно было бы назвать стратегией «принятия страдания». Участник тренинга обучается реагировать на страдание мышечным расслаблением и состоянием «открытого тела» (которое спонтанно сопровождается процессами интеграции).
Более того, эта реакция становится осознанной, что ведет к серьезным изменениям в картине мира: любая ситуация стресса из разряда неприятностей и «объективных трудностей» переходит в разряд знаков внешнего мира, указывающих на необходимость активных внутренних изменений. Последнее автоматически влечет за собой изменения во внешних реакциях и поведенческих стратегиях (практика неделания).
Глава VIII
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ
Структура кибернетической системы
Итак, задача управления превращается в задачу создания такого состояния, в котором эффективные стратегии достижения тактических целей осуществляются с наибольшей вероятностью.
Вероятностный подход к эволюции системы или к траектории ее движения хорошо освоен в квантовой физике. Рассмотренные выше более или менее эффективные стратегии движения к конкретной цели аналогичны траектории движения квантового объекта. Эта траектория не предопределена заранее, но может быть реализована с определенной вероятностью, зависящей от квантового состояния.
Понятие состояния используется в квантовой физике для описания любого квантового объекта и его эволюции. Состояние задается волновой функцией, зависящей от пространственных координат. Ее квадрат определяет вероятность того, что в своем пути она проходит через данную точку. Можно сказать, что волновая функция определяет вероятность реализации каждого фрагмента траектории движения квантового объекта. Каждый фрагмент такой траектории является аналогом некоторого шага вышеупомянутой стратегии движения к цели.
В квантовой физике существует особая, не принятая в классическом подходе, стратегия целеполагания. Если мы хотим направить квантовый объект таким образом, чтобы он оказался в заранее заданной точке, мы должны предоставить ему определенную свободу выбора. В квантовой области действует известное соотношение неопределенностей: чем точнее мы фиксируем положение объекта, тем больше неопределенности в скорости его движения. Практически это означает, что чем больше мы настаиваем на реализации определенного пространственного положения объекта, тем с меньшей вероятностью он там окажется при последующих измерениях.
Квантовая стратегия целеполагания заключается в том, что задается не цель, а состояние, которое приводит к выбранной цели с максимальной вероятностью.
Мы приходим, таким образом, к квантовой стратегии целеполагания в процессе управления: для того, чтобы исполнитель сделал конкретный шаг, необходимо не столько «навязывать» ему этот шаг, сколько создать состояние, в котором ожидаемый шаг окажется наиболее вероятным.
Важно, что задача, которая при этом ставится, состоит не в том, чтобы создать ментальную конструкцию, найти план действий или пошаговую стратегию достижения цели. Здесь действует тот же принцип неопределенности, что и в квантовой физике: чем точнее фиксируется цель для квантового объекта, т.е. значение любого результата его эволюции, тем более непредсказуемым оказывается его поведение. Этот принцип действует и в обыденной жизни, хотя люди обычно этого не осознают и по-прежнему склонны строить планы и пытаться следовать им (ожидая, что они должны сбываться) в ущерб спонтанности и чувствованию.
В данном подходе используется другой принцип достижения результатов: вместо того, чтобы намечать шаги, ведущие к цели, здесь создают психоэмоциональное состояние, которое позволит действовать наиболее адекватно. Это и есть ведущий принцип управления в квантовом мире: для того, чтобы квантовый объект предъявил наблюдателю ожидаемое значение измеряемого параметра, необходимо не столько «навязывать» ему это значение параметра, сколько подготовить состояние, в котором желаемое значение параметра может реализоваться с наибольшей вероятностью (квантовый объект окажется в нужной точке), т.е. управление осуществляется через создание состояния. В этом состоит квантовая стратегия целеполагания.
Глава IX
Конфликт в целостной системе
(на примере системы лидер – управляющий)
Глава X
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Связь телесных спазмов с поведенческими
Технология подготовки к сложным переговорам.
Телесно-ориентированная версия
Практик трансформации картины мира
Глава XI
ЦЕЛОСТНОЕ (СИСТЕМНОЕ) МЫШЛЕНИЕ
В ОБУЧЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ
Введение
Подавляющее большинство современных людей воспитаны в стиле линейного мышления, на котором основаны многие разделы классической (доквантовой) науки и современные методы анализа бизнеса. Главной задачей линейного мышления является анализ причинно-следственных связей и использование пошаговых технологий и инструкций. Линейное мышление связано с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления.
В настоящее время на смену линейному идет системное (целостное) мышление. Оно характеризуется отсутствием причинно-следственных связей и выходит за пределы пошаговых технологий, являясь одновременно интеллектуальным и интуитивным. Для его развития необходимы два типа внимания: центральное и периферийное, или «мужское» и «женское». С ними связаны два стиля мышления – «мужской» (энергия Ян) и «женский» (энергия Инь). Оба типа внимания и оба стиля мышления потенциально присутствуют у каждого современного человека, но в реальности, как правило, один из них оказывается более развит в ущерб другому.
Системное мышление представляет собой особым образом организованное взаимодействие этих двух стилей мышления. Один из них, более архаичный, основан на первом (периферийном, расфокусированном) внимании – более эмоциональном и чувственном восприятии мира. Этому стилю свойственны спонтанность, непредсказуемость, отсутствие внешней логики. Первое внимание реагирует на все важные проявления внешнего мира. Этот стиль имеет следующее преимущество. Он обеспечивает спонтанное следование событийным потокам (без ясного осознания происходящего) и большую чувствительность. Это дает высокий уровень встроенности в мир, ощущение опоры и стабильности. При таком стиле мышления изменения в жизни могут происходить, но крайне медленно.
Другой стиль основан на современном интеллектуальном мышлении. Связанное с ним второе внимание (концентрация) дает способность принимать ответственные решения и осуществлять их безотносительно к проявлениям внешнего мира. Такой стиль дает силу отстаивать свои решения и склонность и способность создавать изменения, иногда в ущерб стабильности. Это подразумевает высокий уровень осознания себя и своих действий и полную ответственность за них. Этот стиль был мало распространен в прежние времена, когда собственные решения приписывались высшей силе (Богу) и, следовательно, не подразумевали личной ответственности. Человеку не нужно было выбирать путь – традиция вела его.
Эти два стиля представляют собой иньскую и янскую части процесса системного мышления. Первому стилю соответствует (квантовое) описание в терминах состояний, в том числе эмоциональных состояний и состояний сознания. Второму стилю соответствует (классическое) описание в терминах целей, результатов и пошаговых технологий.
Системное мышление еще только формируется для социума в целом и не является общедоступным. Это создает определенную трудность для каждого современного человека: он, как правило, имеет склонность либо к первому, либо ко второму стилю мышления, в то время как искусство системного мышления состоит в гармоничном объединении этих двух стилей.
В реальных ситуациях системное мышление становится частью системного подхода к управлению, будь то управление бизнесом или командой, управление семьей или чем-либо еще. В этом случаемы будем определять системное мышление как искусство порождения информации в замкнутой системе человек – среда.Под средой будет пониматься та часть системы, которой мы хотели бы управлять. В индивидуальном восприятии среда может быть представлена знаками внешнего мира или собственным подсознанием человека, в том числе архетипическими символами, входящими в древние знаковые системы.
Выше мы рассматривали систему лидер – команда. Здесь можно говорить о системном мышлении лидера и системном подходе к управлению командой. Другие примеры систем – дух – тело, человек – семья, родитель – ребенок и т.д. В этих примерах роль среды играют тело, семья, ребенок.
В системном подходе информация(как новое знание) возникает в процессе взаимодействия частей системы, т.е. человека и среды,а не передается от среды к человеку или обратно, как это принято в линейном подходе. Человек, владеющий системным мышлением, способен создавать собственные технологии решения проблем – порождать собственное знание –вместо того, чтобы изучать общепринятые способы их решения, т.е. получать знание из внешнего мира. Настоящая креативность и подлинное лидерство возможны только для тех, кто владеет этим искусством.
Для обучения такому способу мышления мы используем специальную модель его описания, основанную на идеях современной квантовой физики (описание системы классический прибор – квантовый объект; с прибором связаны категории цели и результата, с квантовым объектом – категория состояния, см. главу V). Использование этой модели дает особые преимущества в процессе обучения системному мышлению и системному подходу к управлению.
Типичные искажения в процессе мышления
Типичные ошибки мышления имеют разные источники.
Различные уровни расколов энергии Ци
Стили мышления.
Техническое описание модели
Линейные стили мышления
Примеры и демонстрации
Нередко запросы участников наших тренингов соответствуют перечисленным выше проблемам мышления современного человека. Например – как запустить проект, который «не запускается». Почему не запускается? Потому что там есть множество локальных задач, и неясно, за которую из них браться сначала. Надо найти человека под проект, найти помещение, обкатать систему, для чего нужны финансы, люди, технология, выбор ассортимента, а для этого нужно изучить рынок и конкурентную среду, учесть интересы потребителя… и т.д. Для человека с «ментальным» стилем мышления этот проект может оказаться почти невыполнимым, т.к. он не может спонтанно выстроить иерархию задач (отсутствие «адекватной аксиоматики»). Для человека с интуитивным типом мышления этот проект также невыполним: такой человек будет браться за один фрагмент проекта, а затем, не доведя его до конца, переходить к другому.
Другой пример. Управляющий озабочен тем, что ежедневно ему приходится решать слишком много проблем, и он не справляется с этим: «…встретиться с юристом, встретиться с одним партнером, решить вопрос. С депутатом встретиться. По недвижимости тоже наметить… В химчистку заехать… Самое неприятное, когда с утра приходишь на работу, и целый день все валится – а ты решаешь, валится – а ты решаешь... Как будто там снежный ком какой-то, и он сам по себе. Дела, которые сами ко мне приходят. Не я их задумываю и делаю».
Далее последовал такой диалог:
– Возьми какой-нибудь день и опиши, что приходилось делать? Вот так же, в произвольной последовательности.
– Финансовый вопрос на работе решать. Договор составлять. Подготовил очень важную встречу, которая оказалась не нужна… Постоянно стоит вопрос – будет, не будет… Не знаю, как к ним подступиться, и поэтому все откладываю.
– Это все?
– Нет, пятая часть…
Полная стенограмма работы с этим управляющим приведена ниже. Его проблема в том, что он мыслит в «ментальном» стиле. Попытка включить чувствование сопровождается спонтанным проявлением неосознаваемого ранее страха. Ниже мы обсудим это подробнее.
Итак, большинство людей имеет доступ лишь к части своих потенциальных возможностей, т.к. используют иньский, янский или расколотый (см. рис. 40 – 42) стиль мышления.
Практики трансформации картины мира, рассмотренные выше, позволяют максимально и устойчиво расширить способность к целостному (системному) мышлению. Здесь же мы приводим отрывки из стенограмм демонстраций, в которых даем инструкции, помогающие экспериментирующему войти в состояние целостного мышления ситуационно, по поводу актуальной проблемы. Подчеркнем только, что инструкция устроена так, чтобы включить одновременно и деконцентрацию, и концентрацию (первое и второе внимание), что уравновешивает и интегрирует иньскую и янскую составляющие мышления, создавая энергию Ци. Как уже было сказано, непрерывное осознанное взаимодействие концентрации и деконцентрации и составляет суть системного (целостного) мышления.
В приведенной ниже демонстрации мы покажем, как организовано это взаимодействие.
Демонстрация состоит из двух частей. В первой части ставится задача выявления нарушений «аксиоматики», т.е. выслеживаются повреждения иньской (интуитивной) составляющей процесса мышления. Для этого выслеживаются все телесные напряжения (проявления страха или бессилия), возникающие в процессе обдумывания проблемы. Во второй части демонстрации ставится задача восстановления адекватной аксиоматики с помощью янской части мышления (концентрации). Это делается в два этапа. Вначале концентрация используется для трансформации всех напряжений, а затем для построения точной ментальной модели проекта (окончательных решений и плана действий).
Глава XII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Медитативная разблокировка тела
Использование йоги в практиках трансформации.
Техника трансформации ощущений
Внутренняя подготовка
IV. Стратегия целостного (системного) мышления
Приложение 3
О Центре системного консультирования
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Психотехнологии здоровья
(Навыки исцеления острых и хронических заболеваний)
Марк Яковлевич
Пальчик
КВАНТОВАЯ МОДЕЛЬ
ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ
Технический редактор Федорова Н.Т.
Корректор Сенокосова Т.Ю.
ИБ 3660
Подписано в печать 22.05. 07. Формат 60 х 84/16. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 21,39. Уч. изд. 18,2 л. Тираж 2500. Заказ № 2350. ОАО Новосибирское книжное издательство. 630099, Новосибирск, ул. Революции, 28. ЗАО Новосибирский Полиграфкомбинат, 630099, Новосибирск, Красный проспект, 22.
[1] Содержательное наполнение терминов «первое» и «второе» внимание здесь отличается от описанного Кастанедой. Такое понимание категорий «первого» и «второго» внимания известно автору от В.В.Козлова (частное сообщение). В следующих главах эти категории будут разработаны технически более детально.
[2] Аффирмации представляют собой попытку использовать нисходящий поток из ментального тела в астральное; этот поток осуществляет лишь управление, но не может выполнять реальные перестановки в астральном или эфирном планах.
[3] Более полная версия дана в главе IV.
[4] Соответствующая версия практики выслеживания дана в главе VI.
[5] Подробнее об этом см. во второй части книги.
[6] Биологическая перинатальная матрица, по С. Грофу.
[7] Автор благодарит Юлию Пастухову за предоставленную ею обширную информацию о практиках и описаниях, существующих в даосской традиции.
[8] В современной психологии аналогичным является метод парадоксальных намерений В. Франкла.
[9] Эти демонстрации выполнялись во время тренинга, поэтому некоторые комментарии адресованы группе.
[10] Обычно люди жалуются в этот момент на нехватку времени. В действительности, времени достаточно на все, но может не хватать энергии на то, чтобы вписаться в предлагаемый жизненный темп.
[11] Требуемый уровень владения техникой достигается участниками после прохождения предыдущих модулей программы. Для людей, слабо владеющих этой техникой, требуется специальный инструктор, который обучен хорошо чувствовать состояния практикующих и способен определить («увидеть»), какие группы мышц оказываются у них в напряжении, т.е. какие области тела «закрыты». Точно и вовремя данными инструкциями он помогает практикующим «открыть» эти области тела, тем самым обучая их восстанавливать свою энергию непосредственно в стрессовой ситуации.
[12] Практики трансформации энергии, включая технологию, описанную в разделе 2, применительно к задаче исцеления заболевания подробно рассмотрены в главе VI.
[13] Термин «кибернетическая система» представляется нам слишком техническим и только условно применимым к системам, составляющие которых обладают осознанностью. Поэтому в данной главе мы будем употреблять выражение «целостная система».
[14] Каждый контекст, пораженный линейными взаимодействиями, является отдельной темой для конфликта. Если линейные взаимодействия охватывают все контексты, актуальные для системы, конфликт становится тотальным и система распадается.
[15] Подробнее об этом см. п. 5.4.
[16] Временно подобное объединение возможно и в незрелых системах, когда внешний мир представляет собой больший интерес, чем внутреннее соотношение сил, т.е. слишком сильную угрозу или слишком большие возможности. Тогда даже незрелая система может объединиться «против внешнего врага» или ради «общей пользы» (например, перемирие животных на водопое). В момент, когда внешний мир перестанет привлекать внимание, такая система распадется снова, переходя к внутренним конфликтам.
[17] Подробнее об этом см. п. 6.
[18] Частично это явление описывает метафора языка «перейти на личности».
[19] Этот механизм служит основой для ряда практик, позволяющих существенно улучшить процесс выбора позиции, делая его более адекватным. Практики направлены на снижение неосознаваемых социальных страхов и ограничивающих убеждений и обсуждаются ниже.
[20] Под телесной энергией понимается энергия эфирного и астрального тонких планов, т.е. ощущения и эмоциональные реакции. Данная техника (применительно к задаче исцеления) описана также в главе VI.
[21] См. инструкцию в предыдущей главе, шаг 3.
[22] Напомним, что намерение – векторная категория (см. предыдущую главу). Направление вектора задано из области сознания (духа), а величина определяется телесной силой.
[23] Это является дополнительным техническим приемом, который можно добавить к технике работы с потоками.
[24] В данный момент демонстрации встреча с депутатом осознается как достаточно простое дело, но этому предшествовала специальная сессия перепросмотра накануне, когда эта встреча была заявлена как проблема.
[25] См. шаг 6 стратегии целостного мышления в предыдущей главе.
[26] В.В. Козлов использует термин «целостная психическая реальность».
[27] Оно сопровождается либо легким переживанием уныния или беспокойства, страха, депрессии, переживанием тупика, иногда присутствует оттенок обиды, или бессилия, подавленности, либо это чувство легкого раздражения, агрессии, протеста, возмущения, чувство несправедливости и т.д.
[28] Обычно эмоция сопровождается ощущением дискомфорта в нескольких местах, но наиболее сильно в одном – в груди, в солнечном сплетении или где-либо еще. В наиболее сильных случаях эмоция переживается как болевое ощущение: человек может почувствовать боль в сердце, или стесненность дыхания, или болезненный спазм в желудке, или боль в спине и т.д. Эмоциональные люди хорошо знакомы с этим явлением. В большинстве ситуаций эмоция не слишком сильная, и дело ограничивается ощущением легкого дискомфорта.
[29] На этом этапе недопустим интеллектуальный подход. Знание эмоциональной окраски возникает как догадка, озарение. Для успеха в этом необходимо расфокусировать внимание и концентрироваться на процессе расфокусировки, воспринимая дискомфортное ощущение как некое целостное объемное образование.
[30] Под телесной энергией понимается энергия эфирного и астрального тонких планов, т.е. ощущения и эмоциональные реакции.
[31] Включение энергетического контура позволяет успешно работать с расколами ценностного плана.
[32] Командные взаимодействия в бизнесе предполагают особые отношения между людьми, основанные на доверии, сотрудничестве и способности делегировать ответственность. Кроме того, совместные действия в бизнес-проектах возможны только при наличии общего мотива, который для каждого участника приобретает индивидуальный личностный смысл.
Необходимые для такого взаимодействия личностные качества носят название базовых компетенций. К ним можно отнести такие качества, как воля, активность, вера, восприимчивость, интуиция, выдержка, способность держать удар и некоторые другие. Основы для их развития закладываются на первом этапе. На следующих модулях осуществляется их систематическое развитие.
– Конец работы –
Используемые теги: эволюции, личности0.046
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов